Анализ рынка упаковочной продукции в Украине

Анализ рынка упаковочной продукции в Украине

Pro-Consulting специально для InVenture представляет аналитику рынка упаковочной продукции в Украине, 2017-2022 гг.

1. Тенденции рынка

Украинский рынок упаковки является одним из крупнейших и перспективных секторов экономики. Он динамично развивается, что обусловлено ростом производства товаров народного потребления, развитием торговли и логистики, а также повышением требований к качеству и безопасности упаковки.

 Факторы влияния на рынок и анализ их проявления

  1. Рост функциональности упаковки. Упаковка должна иметь привлекательный дизайн, выделять товар среди других, указывать на производителя, максимально защищать товар, сохранять его качество, иметь информационное наполнение.
  2. Повышенное внимание к экологичности упаковки. В этом случае выигрывает картонная упаковка, которая проще утилизируется, чем полимерная. На сегмент пластиковой упаковки тоже оказывается влияние, ведь такая упаковка становится многоразовой. Также существует тренд отказа от упаковки (например, покупать овощи без тары или в многоразовой таре), который в определенной степени стимулирует действующее украинское законодательство.
  3. Совершенствование дизайна упаковки. Использование различных техник печати, материалов и способов подачи информации для того, чтобы привлечь внимание потребителя.
  4. Сырье. Различные сегменты упаковки по-разному обеспечены сырьем для изготовления упаковки.

Глобальные факторы, которые будут влиять на рынок упаковочных материалов:

Увеличение интереса потребителей к безопасной и удобной упаковке стимулирует инновации в упаковочных материалах. Материалы, которые продлевают срок годности продуктов, обеспечивают защиту от нежелательных вмешательств и предлагают легкие решения для открытия и закрытия, получают большой спрос.

Запрос на экологичные упаковочные материалы растет, поскольку потребители и регулирующие органы все больше обращают внимание на влияние упаковочных материалов на окружающую среду. Это приводит к увеличению спроса на устойчивые и экологически чистые упаковочные решения для уменьшения отходов упаковки.

Кризисы на рынке (пандемия Covid, полномасштабное вторжение РФ)

Пандемия COVID-19 оказала значительное влияние на рынок упаковочных материалов. С одной стороны в некоторых отраслях было зафиксировано значительное уменьшение производства и спроса на продукцию, были нарушены цепи поставок из-за ограничений международных перевозок. Однако заметно увеличился спрос на упаковку в пищевой промышленности включая контейнеры для выноса и одноразовую упаковку. Основными причинами были закрытие ресторанов или ограничения их работы и увеличенное внимание потребителей к вопросам безопасности и гигиены.

Наблюдался рост рынка товаров для здоровья, таких как витамины, пищевые добавки и средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это привело к увеличению спроса на упаковочные материалы в этих отраслях. Некоторые компании внедрили адаптивные решения для упаковки, такие как пломбы для защиты от несанкционированного доступа на закрывающихся крышках, чтобы ответить на потребности потребителей и изменить их поведение.

Проблемы украинского рынка упаковки:

  1. Зависимость от импорта сырья, в большей степени - пластика.
  2. Зависимость от развития отраслей-потребителей.
  3. Недостаточное государственное регулирование вопроса утилизации отходов, в том числе - использованной упаковки.
  4. Рост требований потребителя, необходимость в постоянном отслеживании трендов и совершенствовании продукции.

Технологии способствующие развитию рынка

Увеличивается применение "умной упаковки" с функциями, такими как QR-коды, связь NFC и RFID-метки для отслеживания продуктов.

Интернет упаковки (IoP) - это не просто технологическая тенденция, а важный этап в развитии упаковки, предусматривающий подключение пакетов и продуктов к Интернету. Это создает возможность для взаимодействия между упаковкой и продуктом, а также между упаковкой и потребителем. Каждый пакет получает уникальный идентификатор, такой как QR-код, который можно сканировать на разных этапах его путешествия. Это не только обеспечивает большую прозрачность и подотчетность, но и позволяет более эффективно реагировать в случае возникновения проблем с продуктом. Собранные данные от IoP могут также использоваться для улучшения прогнозирования и управления запасами.

Цифровая печать - тенденция, которая, как ожидается, сильно повлияет на упаковочную индустрию в ближайшие годы. Эта технология позволяет создавать короткие тиражи индивидуальной упаковки, что может быть преимуществом для малого бизнеса и стартапов. Цифровая печать также обеспечивает быстрое время выполнения и может использоваться для печати на различных материалах, включая картон, пластик и металл.

3D-печать - один из перспективных трендов в упаковке. Эта технология позволяет компаниям создавать индивидуальную упаковку, адаптированную к конкретным потребностям своего продукта. 3D-печать также предлагает определенную степень гибкости, с которой не могут сравниться традиционные методы упаковки. Например, ее можно использовать для создания упаковки с необычным дизайном или формами. Кроме того, 3D-печать обычно намного быстрее и дешевле, чем традиционные методы, такие как литье под давлением.


2. Емкость рынка

Пандемия COVID-19 и начало полномасштабной войны в 2022 году имели значительное и неоднозначное влияние на рынок упаковочных материалов. С одной стороны в некоторых отраслях было зафиксировано значительное уменьшение производства и спроса на продукцию, были нарушены цепи поставок из-за ограничения международных перевозок.

Больше всего предприятий прекратили работу в отраслях стеклянной тары и производства картона и бумаги.

Таблица 1

Емкость рынка упаковочной продукции по сегментам в денежном выражении, млн. долларов

 

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Картонно-бумажная упаковка

Емкость рынка

842,91

1 055,89

611,29

651,15

676,95

301,09

Прирост, %

 

25,3%

-42,1%

6,5%

4,0%

-55,5%

Пластиковая тара

Емкость рынка

 

550,16

382,43

465,69

415,15

362,28

Прирост, %

   

-30,5%

21,8%

-10,9%

-12,7%

Стеклянная тара

Емкость рынка

179,90

80,79

221,84

253,29

235,05

143,75

Прирост, %

 

-55,1%

174,6%

14,2%

-7,2%

-38,8%

Металлическая тара

Емкость рынка

492,74

493,62

192,17

165,86

206,26

113,76

Прирост, %

 

0,2%

-61,1%

-13,7%

24,4%

-44,8%

Полимерная упаковка

Емкость рынка

75,20

74,40

44,07

30,59

44,86

68,47

Прирост, %

 

-1,1%

-40,8%

-30,6%

46,7%

52,6%

Источник: оценка Pro-Consulting

 

3. Производство упаковочной продукции

Во всех рассматриваемых товарных группах наблюдается значительное снижение производства в 2022 году. До начала полномасштабного военного вторжения 24 февраля 2022 года, европейские аналитические компании рассматривали украинский рынок упаковки как стабильно растущий. Однако война значительно повлияла на цепочки поставок, транспортные возможности и энергетическую безопасность. Предприятия, расположенные вблизи линии фронта подверглись непосредственному влиянию боевых действий, например "Рубежанский картонно-тарный комбинат" и "Дунапак Таврия" оказались под оккупацией. В феврале и марте 2022 г. была остановлена работа 9 картонно-бумажных комбинатов: "ПапирМал". ПТК "Гофропак", "Харьковский комбинат гофрокартона", "АСС-Гофропак", "Востпак", "Дунапак Таврия", "Мена Пак", "Гермес-Т" и Рубежанский картонно-тарный комбинат. Большинство из этих предприятий возобновили деятельность после деоккупации севера Украины.

Значительная часть заводов, которые изготавливают стеклянную тару для потребительских продуктов, вынужденно прекратила деятельность. Так, прекратил свою работу один из крупнейших производителей стеклянной тары не только в Украине, но и в Европе - ЧАО "Ветропак Гостомельский стеклозавод" (входит в группу Vetropak).

Наибольшее снижение объемов произведенной продукции в 2022 году было зафиксировано в области производства пластиковых и металлических тар - снижение на 51% по сравнению с 2021 годом и в полиэтиленовой упаковке - снижение на 49%. Производство картона и бумаги и бутылей (бутылок, флаконов) упало на 44% по сравнению с 2021 годом, в то время как гофрокартона - на 43%, пробок корончатых и заглушек - на 38% и стеклянной тары - на 31%.


4. Внешняя торговля

Основной тенденцией в импорте упаковочной продукции в Украину является прекращение сотрудничества со странами агрессорами: Россией и Беларусью, за счет этого в 2022 г. по большинству сегментов произошло перераспределение лидеров рынка. В 2022 году импорт полимерной упаковки увеличился на 118% по сравнению с 2021 годом, металлической тары - на 82,9%, пластиковой тары - 69,5%, стеклянной тары - на 23%. Однако, импорт картонно-бумажной упаковки, наоборот - уменьшился на 32%.

Основными компаниями-импортерами являются производители потребительской продукции, которые импортируют упаковки для нужд собственного бизнеса, а не для дальнейшей реализации, исключение - ООО Елопак-Фастов.

Диаграмма 1

Основные импортеры картонно-бумажной упаковочной продукции, в 2023 г. в денежном выражении, млн. долларов, %

Анализ рынка упаковочной продукции в Украине

Источник: оценка Pro-Consulting

Импортерами тары из пластмасс выступают различные компании, в том числе и производители тары.

Диаграмма 2

Основные импортеры пластиковой тары, в 2023 г. в денежном выражении, млн. долларов, %

Анализ рынка упаковочной продукции в Украине

Источник: оценка Pro-Consulting

Экспорт упаковочной продукции из Украины испытал значительное влияние пандемии и полномасштабного вторжения России. По отдельным группам (полимерной упаковки и стеклянной тары) значительный рост наблюдался в 2020 г. и мог быть связан с увеличением спроса на услуги доставки для полимерных упаковок и с отдельными крупными контрактами в сегменте стеклянной тары. В 2022 году наблюдалось падение объемов экспорта по каждой из исследуемых товарных групп.

По сравнению с 2021 годом, в 2022 году объемы экспорта металлической тары снизились на 56,1%, полимерной упаковки и пластиковой тары - на 48%, картонно-бумажной упаковки - на 44%, а стеклянной тары на 30,8%.

Основными покупателями картонно-бумажной упаковки украинского производства выступают страны ЕС. Стабильным лидером остается Польша. В сегменте пластиковой тары до начала полномасштабного вторжения основными партнерами Украины были покупатели из России и Беларуси. Даже в 2022 году за счет поставок в первые 2 месяца Россия и Беларусь вместе имели долю в 15% украинского экспорта. В 2023 году, наибольшую долю в структуре экспорта из Украины, составляла Польша (19%).


5. Потребительские предпочтения

В рамках исследования ринка упаковочных материалов с целью определения потребительских предпочтений, компания Pro-Consulting  провела в 2023 г. опрос 1000 респондентов в разрезе покупки исследуемых продуктов с использованием упаковки по следующим сегментам:

- Легкая промышленность (одежда и обувь) - 300 человек

- Продукты питания - 200 человек

- Косметика и бытовая химия - 200 человек

- Игрушки - 100 человек

- Мебель и товары для дома - 100 человек

- Декор - 100 человек.

По результатам опроса из всех видов упаковки респонденты предпочитают картон и бумагу (по условиям опроса, можно было выбрать несколько вариантов ответа).

Диаграмма 3

Предпочтения респондентов по материалу упаковки

Анализ рынка упаковочной продукции в Украине

Источник: оценка Pro-Consulting

Подавляющее большинство опрошенных предпочитают защитную упаковку (83,3%), однако уделяют внимание также ее экологичности (также 83,3%). Также важна исчерпывающая информация о товаре, доступная на упаковке (79,8%). Визуальные качества упаковки не играют решающей роли в предпочтениях потребителей.

6. Выводы  

Развитие экономики Украины в значительной степени зависит от дальнейшего развития военных событий. В течение следующих пяти лет предполагается, что завершение войны приведет к восстановлению территорий, увеличению инвестиций в развитие страны, и уже через два года экономика сможет выходить на довоенный уровень. Отдельное влияние на рынок Украины будут иметь законодательные инициативы по ограничению использования пластиковой тары, расширеннию ответственности производителя и гармонизации законодательства с требованиями ЕС.

По оценкам экспертов Smithers Information, объем мирового рынка упаковки составляет примерно 1,015 миллиарда долларов. Ориентировочные годовые темпы роста в течение 2023-2026 годов для сегментов упаковочных материалов: картон: 5%, пластик: 4%, металл: 3% и стекло 2%.

Имеющаяся тенденция к увеличению заинтересованности потребителей в безопасности и удобстве упаковки, в частности для пищевых продуктов и товаров для детей, является стимулом для инноваций в сфере упаковочных материалов. Растет спрос на экологически чистые упаковочные материалы, поскольку потребители и регулирующие органы все больше обращают внимание на влияние на окружающую среду.

Читайте также