Анализ рынка зелени в Украине

Анализ рынка зелени в Украине

Pro-Consulting специально для InVenture представляет аналитику рынка зелени в Украине, 2019-2022 гг.

1. Тенденции на рынке

Рынок состоит из множества культур, наиболее популярными среди украинских потребителей являются.

  • Салаты – латук, айсберг, ромен, смеси.
  • Зелень – кинза, шпинат, лук, петрушка, укроп.
  • Пряные культуры – мята, базилик, розмарин, эстрагон, тимьян, фенхель, рукола.

Факторы влияния на рынок:

Рост спроса на здоровые продукты. За последние годы сохранилась тенденция потребления здоровых продуктов. Во время пандемии коронавируса, вопрос о здоровом образе жизни и рационе питания стал приоритетом для многих лиц, ранее пренебрежительно относившихся к данной продукции. Именно поэтому при отрицательной демографии населения емкость рынка зелени росла в течение 3 лет до 2022 года.

Демографический кризис. В результате полномасштабного вторжения России на территорию Украины по разным оценкам выехало до 7 млн. граждан. Поскольку зелень является массовым товаром, его потребление значительно сократилось в 2022 году. Изменение демографической ситуации и дальше будет влиять на объемы реализации продукции на внутреннем рынке.

Утрата посевных площадей. Война влияет не только на демографию населения, но и на выращивание продукции. Угроза представляет собой как физическое уничтожение урожая, так и возможные техногенные катастрофы. Так, 6 июня была взорвана Каховская ГЭС, в результате чего уровень воды стремительно вырос в районах русла Днепра. Вода нанесла вред не только существующим посевным площадям, но и сделала невозможным на долгий срок любую сельскохозяйственную деятельность на этих территориях.

Увеличение цен на энергоресурсы. С 1 июля 2023 г. выросла цена на электроэнергию на 35%. Также с 1 июля 2023 года правительство страны вернуло НДС и акцизы на топливо. Ставка НДС возвращена до 20% (предыдущее значение 7%). После таких изменений акциз на бензин вырос более чем вдвое - до €213, на дизтопливо - почти на 40% - до €140 за 1000 л. Доступность этих ресурсов в сельском хозяйстве очень важна, поскольку они используются в теплицах (электроэнергия для освещения, функционирования кондиционеров и пр.) и на открытом грунте (топливо для сельскохозяйственной техники). Удорожание энергоносителей повлечет за собой повышение себестоимости зелени, что крайне негативно повлияет на доходы аграриев.

Автоматизация производства и развитие сельскохозяйственных технологий. Благодаря автоматизации выращивания сельскохозяйственных культур, агропредприятиям стало легче выращивать зелень, за счет чего достигается высокое качество выращиваемых товаров. Также автоматизация снизила потребность в обслуживающем персонале. Следовательно, развитие технической отрасли по отношению к сельхозпроизводству оказывает положительное влияние на рынок зелени.

Таблица 1

Расчет емкости рынка зелени в 2019-2022 гг. (без учета тени), тыс. тонн

 

2019

2020

2021

2022

Емкость рынка

57,07

63,08

60,95

56,52

Темп прироста, %

 

11%

-3%

-7%

Источник: оценка Pro-Consulting

В 2022 году было начато полномасштабное вторжение в Украину со стороны России, что негативно повлияло на все секторы экономики.

Факторы сокращения емкости рынка зелени:

  1. Отрицательная демография населения – из-за сокращения населения Украины стремительно снизился спрос на пищевые продукты, в частности, на зелень.
  2. Оккупация территорий сельскохозяйственного назначения – сокращение орошаемых территорий и, соответственно, сокращение предложения от производителей.
  3. Непригодность с/х земель для выращивания из-за военных действий.
  4. Сокращение доходов населения.

2. Выращивание зелени

Если раньше зелень выращивали в основном на юге страны, то в последние годы география производства салатов значительно расширилась и сейчас ее выращивают во всех регионах. Основная привязка – места сбыта. Потребители свежей зелени живут в мегаполисах, так что большие производства сконцентрированы возле Киева, Одессы, Запорожья, Харькова и прочих крупных городов.

По данным статистики, культивирование зелени в 2022 году сконцентрировано на Западе Украины, поэтому объемы выращивания зелени не претерпели существенных изменений в течение года. Основными областями, где выращивалась зелень в 2022 году, стали (в порядке уменьшения объемов): Львовская, Винницкая, Черновицкая и Житомирская области.

Диаграмма 1

Динамика объемов выращивания зелени (обще) в 2019-2022 гг., тыс. тонн*

Анализ рынка зелени в Украине

Источник: оценка Pro-Consulting

3. Внешняя торговля и ВЭД

Украинское сельское хозяйство экспортирует незначительные объемы товара и сосредотачивается на внутреннем рынке. 2022 год оказался для экспорта зелени наиболее сложным, объемы сократились на 93%. Причиной тому стало усложнение логистики и значительное повышение себестоимости продукции.

Диаграмма 2

Динамика объемов экспорта зелени исследуемых культур 2019-2022 гг., в натуральном выражении, тыс. тонн

 Анализ рынка зелени в Украине

Источник: оценка Pro-Consulting

 

Диаграмма 3

Динамика импорта зелени в Украину 2019-2022 гг., в натуральном выражении, тыс. тонн

Анализ рынка зелени в Украине

Источник: данные Государственной таможенной службы Украины, оценка Pro - Consulting

Среди всех видов зелени больше всего импортируют салаты.

Диаграмма 4

Структура импорта зелени в Украину 2021-2022 гг., в натуральном выражении, тонн,%

Анализ рынка зелени в Украине

Источник: оценка Pro - Consulting

4. Анализ потребления зелени

Рынок не сформирован, потому что в Украине нет постоянного потребления зелени. Наши соотечественники употребляют зелени в восемь раз меньше, чем в Словакии, где объемы потребления зелени в пять раз меньше, чем в среднем по Европе. Экспортных поставок из Украины практически нет. При этом зелень в европейских супермаркетах стоит примерно в четыре раза дешевле в любое время года, чем в отечественных. Так что украинцы витаминизируются за счет более дешевых овощей.

Есть два основных канала продажи зелени от производителей. Через канал В2В реализуется большинство зелени, поскольку в этот канал входят не только розничные предприятия (супермаркеты), перепродающие зелень, но и заведения питания, где зелень используется в качестве ингредиентов к салату, приправам и т.д. Через канал В2С действуют более мелкие производители, имеющие собственные сети сбыта продукции.

  1. Каналы закупок:
    • Розничный сегмент. В этом сегменте потребители приобретают зелень в супермаркетах, магазинах органических продуктов, магазинах здорового питания и в других местах, где продается зелень для непосредственного потребления.
    • HoReKa сегмент. В этом сегменте зелень закупают рестораны, гостиницы, кейтеринговые компании и другие общепиты для использования в своих блюдах, или перерабатывающие предприятия для использования в изготовлении консервированных блюд и соусов.
    • Оптовый сегмент. В этом сегменте зелень закупают поставщики, дистрибьюторы и другие организации, поставляющие зелень другим предприятиям, которые реализуют ее потребителям.
  2. Группа потребителей.
    • Домашние потребители. Эта группа включает лиц, покупающих зелень для своего личного употребления на дому. К этой группе могут принадлежать люди, которые поддерживают здоровый образ жизни, вегетарианцы, веганы, а также ценящие свежесть и качество продуктов.
    • Рестораны и отели. Эта группа включает заведения общепита, которые используют зелень как ингредиент в своих блюдах. Сюда входят рестораны разных типов (итальянские, азиатские и т.п.), кафе, бары, гостиницы, кейтеринговые компании и другие подобные заведения.
    • Фудсервис и кейтеринг. Эта группа включает в себя компании, предоставляющие услуги по организации питания на рабочих местах, на мероприятиях (конференции, выставки и т.п.), в учебных заведениях и других местах, где требуется питание большого количества людей.
    • Органические продукты (экалавки). Эта группа включает потребителей, активно поддерживающих органическое питание. Они могут быть как домашними потребителями, так и представителями ресторанов, гостиниц и других заведений.

5. Выводы

2022 существенно повлиял на развитие украинской сельскохозяйственной отрасли, в частности на рынок зелени. К тому моменту, когда началось полномасштабное вторжение России в Украину, рынок зелени имел устойчивую тенденцию роста объемов производства отечественными компаниями и постепенное сокращение объемов импорта. Следует отметить, что большая доля рынка (30%) находится в тени, что негативно влияет на официальных производителей зелени. Воздействие осуществляется низкими ценами на теневую продукцию, которую продают преимущественно люди из сельской местности, не уплачивая при этом налоги за реализованный товар.

Среди внешних негативных факторов влияния следует выделить военные действия и их последствия, а именно – заминированные участки на востоке, артиллерийские обстрелы и экокатастрофы, прямо влияющие на возможность выращивания на сельскохозяйственных участках.

Сегодня растет спрос на салатную группу и на новые культуры, которые появляются в продаже. В частности, в «METRO» ежегодно увеличивается ассортимент микрогрина – это микрозелень люцерны, подсолнечника, редиса, салата и зеленого горошка, спрос на эту продукцию растет, особенно у клиентов HoReCa.

В "METRO" пересмотрели свой ассортимент салатов за прошлый год и в результате увеличили поставки локальной продукции до 31%, а импорт сократили на 46%.

Одним из перспективных направлений выращивания может быть черемша из теплиц, которой сейчас не хватает на рынке.

Что касается цен, то средние ценники на салаты остались постоянными. Но периодически возникают всплески цен – из-за погодных аномалий.

Относительно прогнозного развития рынка. Несмотря на войну в стране, тенденция здорового питания есть и все больше потребителей открывают для себя здоровый образ жизни и правильное питание. Это свидетельствует о росте спроса на рынке зелени.

Однако существует проблема, которая остается актуальной – уменьшение целевой аудитории потребителей, то есть населения Украины. Из-за войны многие выезжают за границу, более того, невозможно завозить товар на временно оккупированные территории. Однако прогнозируется возврат населения после окончания активных боевых действий, то есть повышение спроса как со стороны рядовых потребителей и заведений питания, так и со стороны перерабатывающих предприятий, которые будут наращивать объемы производства своих товаров.

В целом рынок овощеводства сейчас развивается, страна и международные доноры выделяют средства на организацию тепличного хозяйства. Производители работают на восстановление экономики и развитие экспортных поставок. По прогнозам, объемы внутреннего производства зелени будут расти.

Читайте также