Инвестиционный обзор: рынок плодоовощной продукции Украины

Инвестиционный обзор: рынок плодоовощной продукции Украины

Тенденции и перспективы развития рынка плодоовощной продукции в Украине

В отношении роста рынка плодоовощной продукции Украины после 2008 г. прогнозы экспертов не оправдались. Период активного восстановления объемов производства так и не наступил. Лишь в 2011 г. украинские аграрии собрали рекордный урожай овощей и фруктов. Общий рост рынка плодоовощной продукции в 2011 г. составил порядка 12,7%. Операторы рынка отмечают, что в 2011 г. произвели более 1 млн. банок консервации, что является абсолютным рекордом, начиная с 2005 г. Большинство продукции, которая осталась на складах, производителям удалось реализовывать в 2012-2013 г.

Таблица 1

Объемы производства плодоовощной продукции в Украине 2008-2013 гг.*

Производство в Украине

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Консервированные овощи, тыс. тонн

146,9

131

122

138

135

139

Темп роста, %

 

-10,8%

-6,9%

13,1%

-2,2%

3,0%

Консервированные фрукты/ягоды, тыс. тонн

47,3

51,7

50,5

56,4

55,5

51,0

Темп роста, %

 

9,4%

-2,4%

11,7%

-1,6%

-8,2%

Всего по рынку плодоовощной продукции, тыс. тонн

194,2

182,7

172,5

194,4

190,5

190,0

Темп роста, %

 

-5,9%

-5,6%

12,7%

-2%

-0,30%

* Источник: Государственный комитет статистики Украины / www.ukrstat.gov.ua

Согласно статистическим данным суммарный объем производства плодоовощной продукции в 2008-2013 гг. снизился на 2,2%, в т.ч. консервированных овощей снизился на 5,3% с 146,9 тыс. тонн до 139 тыс. тонн, однако производители нарастили выпуск консервированных фруктов и ягод на 7,8% с 47,3 тыс. тонн до 51 тыс. тонн.

Потребление консервированных овощей в 2012-2013 гг. выросло на 5,1% с 62,9 тыс. тонн до 66,1 тыс. тонн, а консервированных фруктов на 8,4% с 14,3 тыс. тонн до 15,5 тыс. тонн. (рис. 1)

Среди факторов, влияющих на объемы производства, эксперты выделяют уровень спроса, сезонность спроса и производства, изменение потребительских предпочтений, а также конкуренция со свежими овощами, которые в последний период широко представлены в продаже зимой, и замороженными овощами, популярность которых на украинском рынке растет.

Инвестиционный обзор: рынок плодоовощная продукции Украины

Рис. 1. Потребление плодоовощной продукции в Украине.

*Источник: Государственный комитет статистики Украины / www.ukrstat.gov.ua

Продажи плодоовощной продукции в 2008-2013 гг. стремительно росли благодраю увеличению цен на продукцию, тем самым производители нивелировали потери от сокращения производства. (табл. 2)

Таблица 2

Объемы реализации плодоовощной продукции в Украине

Объемы реализации

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Консервированные овощи, млн. грн.

967

1054

1124

1303

1489

1573

Темп роста, %

-

9,00

6,64

15,93

14,27

5,64

Консервированные фрукты/ягоды, млн. грн.

352

326

346

409

441

485

Темп роста, %

-

-7,39

6,13

18,21

7,82

9,98

*Источник: Государственная служба статистики Украины / www.ukrstat.gov.ua

Объемы реализацииконсервированных овощей за 2008-2013 гг. выросли более чем в 1,6 раза с 967 млн. грн. в 2008 г. до 1573 млн. грн. в 2013 г. За этот же период продажи консервированных фруктов и ягод выросли с 352 млн. грн. до 485 млн. грн.

На рынке плодоовощной консервации наиболее устоявшимися считается следующая сегментация рынка (рис. 3).

Инвестиционный обзор: рынок плодоовощная продукции Украины

Рис. 3. Структура продаж плодоовощной продукций по номенклатурным позициям в 2012 г.

* Источник: Мнение экспертов рынка, исследования компании TNS / www.tns-ua.com

Существенных изменений в структуре продаж плодовоовощной продукции в 2013 г. не прослеживалось. Консервированные фасоль, горох, кукуруза занимают более 50% всего рынка плодоовощной продукции. Эксперты отмечают, что в 2010-2012 гг. неплохой рост объемов производства демонстрировала группа консервированных салатов и закусок (консервированные огурцы и корнишоны и хрен).

Общее количество отечественных производителей плодоовощной консервации составляет приблизительно 2000 предприятий – от мелких заготовительных цехов до предприятий национального масштаба, которые объединены в крупные производственные объединения.

Таблица 3

Основные игроки рынка плодоовощной продукции

Производители

Торговая марка

ГК "Верес"

ТМ "Верес"

ЧАО "Одесский консервный завод"

ТМ "Господарочка"

ЧАО "Чумак"

ТМ "Чумак"

ЧАО "Нежинский консервный комбинат"

ТМ "Нежин"

Bonduelle

ТМ "Бондюэль"

ЧП "Агроспецпроект"

ТМ "Бабушкин продукт", ТМ "Веселый фермер", ТМ "Econom", TM "ASP"

ЗАО "Вознесенский консервный завод"

ТМ "Златодар"

ООО "Чигиринский консервный завод"

ТМ "Чигирин"

ФХ "Владам"

ТМ "Владам"

ООО "Кернел - Трейд"

ТМ "Маринадо"

ООО Агрофирма Эврика

ТМ "С бабушкиной грядки"

ОАО Пирятинский консервный завод

ТМ "Укрполе", ТМ "Тьотя Поля"

КП "Продтовары"

ТМ "Бессарабка", ТМ "Рецепты бесарабии"

ООО "Славпродукт"

ТМ "Слав продукт"

Лидером по всем сегментам рынка плодоовощной продукции является ГК «Верес». В то же время, каждый из перечисленных производителей является лидером в одной-двух нишах рынка. Например, ЧАО «Чумак» по группе томатов и томатной пасты, Bonduelle по группе бобовой продукции и т.д.

Согласно прогнозу InVenture Investment Group в 2014 г. производство консервированных овощей снизиться на 3,5% до 134,2 тыс. тонн, производство консервированных фруктов и ягод снизиться на 4,2% до 48,8 тыс. тонн. В 2015 г. тенденция к спаду производства на данном рынке может сохраниться.

В 2014-2015 гг., будет наблюдаться позитивная динамика потребления плодоовощной продукции. Рост потребления консервированных овощей в 2014-2015 гг. составит порядка 4-5%. Потребление консервированных фруктов и ягод вырастит в 2014 г. на 8% до 16,7 тыс. тонн, а в 2015 г. еще на 7% до 17,9 тыс. тонн.

Следует ожидать уход с рынка компаний с незначительными рыночными долями, а также с неизвестными или мало узнаваемыми брендами. Возможны поглощения компаний, например отягощенных значительными кредитными обязательствами либо имеющих другие проблемы. Важным фактором в структуре себестоимости остается сырье, поэтому в свете роста товарных цен наиболее уверенно себя будут чувствовать предприятия с собственными сельхозугодиями.

 

Читайте также