Банковские поглощения

Банковские поглощения

Украинские банки укрепляют свои позиции за счет активов более слабых игроков

Кредитный портфель банковской системы растет медленно, платежеспособные заемщики сейчас в дефиците, а иностранные инвесторы активно стремятся выйти с рынка. Все это создает предпосылки для роста агрессивных игроков на рынке за счет поглощения боле слабых конкурентов. По мнению банкиров, подобные агрессивные покупатели на рынке получают существенное преимущество путем экономии времени на развитие бизнеса и покупки активов с дисконтом. Однако риски для них тоже достаточно велики: вероятность неполучения платежей по приобретенному кредитному портфелю достаточно велика одновременно с риском ухудшения собственных активов.

Плохая конъюнктура

Банковские игроки пересматривают свои стратегии развития на фоне низких темпов развития кредитования и стагнации экономики Украины. Многие банкиры уже не надеются на органический рост, так как его низкие темпы никого не устраивают: за 2012 год рост общего кредитного портфеля составит 2,2%, а за период с января по август 2013 – 4,6%, что тоже немного. Если сравнить с докризисным 2007 годом, то там темп роста составил 74,1%. Сейчас банкирам не хватает платежеспособных заемщиков, однако они готовы конкурировать на рынке и развиваться дальше. Потому вместо плавного органического роста кредитные учреждения скупают проблемные банки целиком либо только кредитные портфели, увеличивая свою долю на рынке за их счет.

Банки, обладающие достаточными ресурсами, могут себе позволить неорганический рост: иностранные капиталы активно уходит с разочаровавшего их рынка. За 2012 год  Украину покинули австрийские Volksbank и Erste Group, немецкий Commerzbank и , шведская SEB Group. Еще двое иностранных банков – Credit Europe Bank и Societe Generale –продали свои розничные подразделения. За этот год бизнесмен Николай Лагун уже успел приобрести у пула европейских инвесторов Кредитпромбанк, у шведского Swedbank – Сведбанк (Омега Банк), и у греческой Alpha Group – Астра Банк. Вивека Хирдман-Райберг, руководитель отдела коммуникации SEB Group, отмечает, что продавать розничные подразделения было решено на фоне плохой ситуации в украинской экономике одновременно с финансовым кризисом на  глобальном рынке. По его мнению, для розничного бизнеса больше подходят местные операторы, лучше приспособленные с ситуации на рынке.

Для иностранцев уход с рынка Украины стал убыточным. Иван Кузовкин, председатель правления Банка Кипра, сообщает, что иностранные банки вынуждены были продавать кредитные портфели с дисконтом, чтобы свернуть свой бизнес достаточно быстро. Для банка-покупателя подобные сделки являются самым быстрым способом расширить свои активы за счет уже действующих, получить готовый кредитный портфель, ан котором уже можно зарабатывать. Покупатель в этом случае выигрывает не только кредитный доход в долгосрочной перспективе, но и дисконт при покупке. К примеру, покидая украинский рынок, Erste Group потеряла примерно $150 млн., Commerzbank вложил в актив на Украине более $1 млрд., однако свои инвестиции вернуть не смог.

Некоторые иностранные банки не покидают рынок, работая с клиентами дистанционно и оставляя для себя номинального представителя. Мелани Лориз, глава группы по связям со СМИ Commerzbank, говорит, что банк намерен продолжить работу в Украине через свое киевское представительство. Для украинских клиентов и потребителей банк останется в корпоративном сегменте.

Покупай и властвуй

Депрессия на рынке создает возможность агрессивного роста для более сильных игроков. "Смарт-холдинг" Вадима Новинского уже начал формировать холдинг, включающий Юнекс Банк, Банк Форум и БМ Банк, что позволит в будущем объединить активы. В пресс-службе "Смарт-холдинга" сообщают, что пока что банки будут развиваться самостоятельно, учитывая специфику каждого из них. О планах развития БМ Банка будет говориться только после окончательно завершения сделки.

 

Николай Лагун проводит похожую стратегию. Омега Банк и Кредитпромбанк начали объединение. Насчет Астра Банка бизнесмен пока не определился. Бизнесмен Александр Адарич уже сформировал группу из трех банков – Евробанку, Эрсте Банк и СЕБ Банк, которые будут объединены под единым брендом Фидобанк.

Подобная политика вполне оправдана.Слияние БМ Банка и Банка Форум позволит учредителю увеличить кредитный портфель на 28%. После присоединения к Дельта Банку Омега Банка и Кредитпромбанка, первый сможет на 68% нарастить портфель, а если к активу присоединится Астра Банк – это добавит еще 6%. Фидобанк после присоединения к нему Эрсте Банка (Фидокомбанк) сможет увеличить свой кредитный портфель вдвое.

Банки могут быстро наращивать большой объем активов. К примеру, в начале 2012 года Евробанк по активам занимал 0,09% рынка. Сейчас все три финучреждения А.Адарича занимают 1,2% рынка. Вадим Новинский начал с 0,12%, тогда как сейчас у него в руках сосредоточено 1,23% рынка. Николай Лагну оказался самым успешным. Год назад Дельта Банк занимал 2,2% рынка, а сейчас – 4,82%.

Однако перед инвесторами могут возникнуть определенные сложности при слиянии активов. Этот процесс достаточно трудоемкий. Наталья Косенко, заместитель председателя правления ПУМБ, отмечает, что для слияния банковских активов необходимо провести очень трудоемкую работу, требующую максимальной концентрации всех ресурсов обоих учреждений. В такой ситуации персонал должен объединиться для решения крайне сложной задачи по сохранению клиентов и наиболее комфортных условий для них. К тому же, банк получает весь спектр возможных операций, что позволяет ему  получать прибыль. Этот фактор существенно влияет не решение клиентов при выборе банка.

Другие банки пока рискуют приобретать только кредитные портфели, покупая как обслуживаемые, так и проблемные активы. Альфа-банк, к примеру, приобрел портфель розничных кредитов компании "ПростоФинанс" и ПроФин Банка. Александр Луканов, президент банка-покупателя, говорит, что учреждение планирует приобрести еще несколько портфелей.

Большие надежды

 

При развитии таким путем банк может очень быстро нарастить активы даже при стагнирующем рынке. Андрей Онистрат, председатель наблюдательного совета Банка Национальный кредит, отмечает, что преимуществом такой стратегии является высокая скорость наращивания кредитного портфеля и рыночной доли, что гораздо эффективнее природного развития. Также банку достаются недооцененные активы, что позволяет получить дополнительный доход в будущем и ускорить развитие банка.

При покупке кредитного портфеля банки сильно экономят на затратах, однако есть риск невыплаты по платежам. Виталий Лищук, директор департамента риск-менеджмента банка "Надра", отмечает, что дисконт по сделке приобретения портфеля проблемных кредитов может достигнуть 98-99%. Основной для будущей прибыльности актива является успешная работа над возвратом проблемной задолженности, однако это же и является основным риском для покупателя.

Для продавца такая сделка предоставляет ликвидность. Антон Косторниченко, директор департамента розничного банкинга Укргазбанка, отмечает, что после такой сделки продавец сможет сконцентрировать усилия на непроблемных и лояльных клиентах. Иногда таким способом банки стремятся соблюсти нормативы НБУ по уровню нагрузки и адекватности капитала.

Страх неизвестности

Однако, при таком варианте развития могут возникнуть непредвиденные риски: сколь бы тщательно не проводился due diligence перед приобретением актива, оценить качество и глубину проблем на все 100% невозможно. Андрей Онистрат предупреждает, что всегда есть риск того, что активов окажется меньшем, чем отложенных обязательств, реальный размер капитала окажется меньше заявленного или ожидаемого, а портфель окажется худшего качества, чем планировалось.

В основном, покупатель получает доход от приобретения уже готового и действующего кредитного портфеля. Николай Войткив, начальник управления рыночных и операционных рисков банка "Финансы и Кредит", говорит, что при некорректном прогнозе будущих денежных потоков или качества портфеля для банка-покупателя сделка может стать убыточной.

Если есть возможность оценить заемщиков по отдельности, то покупателю легче оценить размер кредитного риска для каждого конкретного клиента. Однако, отмечает Иван Кузовкин, такая оценка применима только для корпоративных портфелей. Для розничного сегмента используется выборка. От глубины и качества анализа выборки зависит, насколько прибыльным окажется приобретение. 

Читайте также