iForum 2014: инвестиции в IT сектор Украины в условиях экономической нестабильности

iForum 2014: инвестиции в IT сектор Украины в условиях экономической нестабильности

24 апреля 2014 года в Киеве прошла известная в Украине отраслевая IT конференция – iForum. Это мероприятие на протяжении 4 лет собирает специалистов и экспертов IТ-индустрии Украины для публичного ...
Кризис отразился как на всей украинской экономике, так и на iForum. Прежде всего, уменьшилось количество участников мероприятия – нынешняя конференция собрала около 5000 человек. Это на 2000 меньше, чем в прошлом году. Кроме того, как заверил Александр Ольшанский, один из организаторов iForum и президент холдинга Internet Invest Group, iForum-2014 оказался убыточным для организаторов, тогда как в прошлом году на нем удалось заработать почти 23 000 гривен.

«Кризисный» оттенок носили и организационные вопросы форума: на одной из пяти секций были проблемы со звуком, а заявленная Wi-Fi-сеть не работала, что породило массу шуток среди посетителей. Белорусский певец Серега, который был гостем форума, публично выразил надежду, что в следующем году доступ к интернету на iForum все-таки станет возможен. Заочно организаторам также передали пожелание впредь осуществлять полноценную прямую трансляцию всех модулей конференции в интернете.

Вся программа форума традиционно состояла из пяти основных потоков лекций, которые проводились одновременно, а поэтому желающим услышать сразу нескольких спикеров приходилось выбирать. Хотя лекции были разделены на пять тематических направлений, однако темы докладов могли не всегда вписываться в общую концепцию. Докладчики говорили об IТ-разработках и стартапах, участники рынка e-commerce убеждали в важности электронных денег в интернете. Также дискуссии коснулись e-government, которое может совершить переворот в отношениях между государством и его гражданами. Отдельный модуль лекций касался рекламы и того, как продвигать свой ​​продукт в условиях стрессовой экономики.

Кроме ряда конференций и докладов, на iForum было немало рекламных стендов, мастер-классов и неформального общения в импровизированных «кафе» и зонах отдыха.

Предлагаем ознакомиться с главными тезисами iForum 2014
 
1. Украинские стартапы - залог качественного роста IT сектора Украины

Наибольшее внимание на форуме получили стартапы. В частности, рейтинги украинских стартапов по итогам 2013 года обнародовал управляющий партнер BVU Group Денис Довгополый.

В рейтинг вошли топ-7 украинских проектов, среди которых – устройство по уходу за домашними животными Petcube, фотовспышка для смартфонов iBlazr, онлайн-сайт с играми для программистов CheckiO, аудиоплеер VOX для Mac OS, «Громадське ТВ», онлайн-фоторедактор Pics.io и сервис для подбора интернет-провайдера «Мультитест».

Присутствующие на форумах спикеры делились собственным опытом. Основатель «Громадського ТВ» Роман Скрыпин рассказывал об особенностях капитализации и функционирования ресурса в интернете. По его словам, на начальных стадиях команда «Громадського ТВ» не рассматривала проект как стартап, хотя в конечном итоге именно так и получилось. Главная составляющая капитализации медиаресурса, по его мнению, это доверие аудитории: пока она доверяет ресурсу, до тех пор он существует.

Годовой бюджет «Громадського ТВ» составляет 15 млн гривен. Кроме грантов и добровольных пожертвований, средства привлекаются также благодаря партнерской программе YouTube. «Облитый зеленкой Добкин принес нам около 20 000 гривен в сутки», – отметил Скрыпин.

Сотрудничество через YouTube предлагает не только сам ресурс, но и специальные каналы, созданные на этой платформе для продвижения других проектов. Так, ряд артистов из стран СНГ часто размещают свои клипы на канале Еllo в YouTube, у которого уже 1,5 млн подписчиков. «Сервис YouTube дает максимальный охват аудитории, который артист потом монетизирует в виде роста популярности, концертов и туров», – рассказал представитель Еllo Валерий Сигал.

Не обошли стороной на iForum и тему краудфандинга. Недавно проекту «Громадське ТВ» удалось собрать более 1 млн гривен на украинской платформе «Великая идея». Однако эти средства не покрывают всех расходов, в частности, по зарплате. «Мы получаем очень скромные гонорары, социалистические», – отметил Скрыпин.

Именно поэтому в планах вещателя – снова начать краудфандинговую программу. «Представьте, если каждый активный украинец даст по гривне, то это уже 37 млн», – добавил Скрыпин.

Велась дискуссия и о преградах на пути развития краудфандинга, который никоим образом не регулируется украинским законодательством. Российский стартап-менеджер и блогер Антон Носик убеждал: чтобы краудфандинг состоялся в Украине, нужно срочно принять законодательную базу. «Будете сидеть с чиновником в стриптиз-клубе, берите его за галстук и требуйте принять необходимые законы», – пошутил блоггер.
 
2. Рецепты успеха от министра экономики Украины

Выступление министра экономики Павла Шереметы из-за его занятости сместилось практически на два часа. Семиминутный доклад скорее напоминал мотивационный тренинг-установку. Вначале Шеремета рассказал о Яне Куме, основателе Whatsup, который впоследствии продал свою компанию Марку Цукербергу за $19 млрд.

«И он теперь стоит $7 млрд. Неплохо? Но самое важное, что он – украинец. Уверен, что у вас есть идеи не хуже. Нам нужны параноидальные оптимисты», – отметил Шеремета.

Чтобы достичь успеха, по мнению министра, каждый украинец должен чувствовать себя иммигрантом в собственной стране, поскольку именно у иммигрантов присутствует желание стать успешным, выделиться среди чужих людей.

Также министр экономики поделился с публикой постоянной критикой в ​​свой адрес, которую он получает через Facebook. «Да, я делаю ошибки. Я всего лишь семь недель на новой должности», – напоследок добавил Шеремета.
 
3. Электронное правительство Украины

О желании построить «цифровую страну» на iForum рассказывали Валерий Фищук, региональный менеджер IТ-компании Cisco, Руслан Синицкий, основатель IТ-компании Jelastic, и Дмитрий Шимкив, генеральный директор компании «Microsoft-Украина».

Каждый говорил о важности запуска e-government как инструмента коммуникации между чиновником и гражданином, поскольку чиновникам это не нужно. «Уволить половину [чиновников], закрыть ведомства, дублирующие друг друга. И только после этого внедрять электронное правительство. Так делали в Грузии – у них два месяца в стране не было судей и милиции. Затем страна вышла из кризиса», – отметил Синицкий.

Дмитрия Шимкива возмущает тот факт, что каждое министерство создает свой дата-центр, не всегда понимая, для чего. Однако главный акцент доклада гендиректор «Microsoft-Украина» сделал на создании электронных счетов. Как пример привел Минск. «У них НДС, так же, как и у нас, терялся, средства не находились. Электронные счета стали обязательными в 2011 году. Когда государство выставляет любой счет, единая система должна выдать единый электронный идентификатор. Таким образом отслеживается круговорот денег в стране, что позволяет видеть «налоговые ямы». Идея запустить систему принадлежит президенту и министру финансов. Они обрабатывают 16–32 млн документов в день. Проект был реализован за 4,5 месяца», – поделился Шимкив «соседским» опытом.

Валерий Фищук рассказал о внедрении e-government в Министерстве агрополитики, которую его компания пыталась ввести два года назад. «Мы инвестировали наши средства. Это был пробный проект, и он провалился на начальной стадии. Чиновникам он не нужен. Он нужен людям. Однако кто это донесет до чиновников? Попробуй убедить в этом бабушку... В гробу она видела этот e-government», – эмоционально отметил Фищук.

4. Google с призывом за мобильные версии сайтов

Аншлаг на своем выступлении удалось собрать директору Google Ukraine Дмитрию Шоломко, который посвятил свою речь обращению к разработчикам и владельцам сайтов относительно важности запуска мобильных версий этих ресурсов. В первую очередь тех, которые занимаются интернет-продажами. «Если у вас есть свои сайты – делайте их мобильные версии. Рассчитывать, что люди пользуются интернетом на компьютере, уже нельзя. Количество смартфонов и планшетов будет только расти, готовьтесь к этому», – отметил Шоломко.

При этом директор Google Ukraine советует компаниям пользоваться мобильной рекламой, ставки на которую сейчас самые низкие. Поскольку объем именно мобильного трафика с каждым годом растет, есть шанс получить тот же эффект от рекламной кампании, но по более низкой цене.

Также Шоломко поделился своим «секретом» решения многих проблем – поговорить о них. «Разговор с друзьями, партнерами позволяет выйти из коллапса. Мы по себе это судим. Были времена, когда у нас было все плохо – на улицах убивали людей, и мы видели, что разговаривать о бизнесе не было желания. Поэтому мы звонили клиентам и общались о чем-либо», – откровенно рассказал он, добавив, что разговоры заставляют думать о будущем, а следовательно, решать проблемы. «Возникают положительные эмоции. Вы помогаете людям выйти из стресса, остается только позитив. И в конце концов вы начинаете говорить о бизнесе», – добавил Шоломко.

Как отметил Дмитрий Шоломко, ожидание падения продаж в настоящий момент не оправдалось. «Мы ожидали, что рынок будет сильно падать. Но ничего сильно не снизилось. Более того, Украина – один из самых быстрорастущих рынков для Google в Восточной Европе», – сказал он. И компания не ожидает падения показателей и в дальнейшем.

5. Откровение Йоси Тагури

Едва ли не самым эмоциональным докладом на форуме была речь руководителя компании Kola Technologies Йоси Тагури (Yosi Taguri). Гость форума из Израиля выражал свои эмоции и открыто делился своим неудачным опытом. Дальше – три яркие цитаты гостя.

Метод определения стоимости проекта от Тагури:

«Становишься перед зеркалом и начинаешь называть цифры, пока не начнешь смеяться. Это и будет твоя сумма».

Как неудача может обернуться большим успехом:

«Через два дня после запуска программы нас «хакнули». Наши программы начали загружать бесплатно. Я чувствовал себя так, будто у моих детей отобрали еду. Я подключил людей, и они помогли мне найти парня, который это сделал. Никогда не пишите письма, когда вы в ярости. По крайней мере, в стране, где активно защищают права человека. И я сказал ему: неужели еврейский народ мало страдал? Зачем ты так с нами? А потом о программе узнали в Китае. И, как вы знаете, в Китае живет очень много китайцев! Мы преодолели отметку в 1,5 млн загрузок за первые недели».

Как готовиться к переговорам о покупке:

«Всегда нужно брать на переговоры кого-то, кто будет вести их за тебя, потому что ты слишком эмоционально привязан к своему продукту. И как только услышишь о деньгах – все, ты согласен».

6. В ногу со временем: электронная коммерция и Bitcoin

В этом году е-commerce на Форуме выделили в отдельный модуль дискуссий, поскольку под этим понятием все чаще понимают не только специализированные интернет-магазины, но и обычный средний и малый бизнес, пытающийся что-либо продавать через интернет.

Больше всего вопросов у участников модуля возникло к Павлу Сиделеву, который представлял криптовалюту Bitcoin. Присутствующих больше всего интересовало, каким образом можно проводить операции с виртуальными деньгами. Сиделев прежде всего просит ошибочно не называть Bitcoin платежной системой. По его словам, криптовалюта не регулируется никаким центробанком и законодательством в мире.

За виртуальными деньгами – будущее, уверен Павел Сиделев. Как доказательство – в  начале этого года интернет-аукцион eBay включил Bitcoin в список цифровых валют, которыми можно рассчитаться за товары на сайте.

Среди стран СНГ Bitcoin также входит в моду, причем Украина лидирует по количеству операций. Причина в том, что россияне проводят платежи в криптоденьгах через Украину, поскольку в РФ операции с ними запрещены законодательством. Там криптовалюту назвали опасной и способствующей терроризму и незаконному обороту средств. Как уверял Сиделев – абсолютно безосновательно.

7. Рекламная монетизация в интернет

Монетизация интернет-проектов зависит, прежде всего, от рекламы. Поэтому на iForum не обошли вниманием проблему проседания рекламного рынка, которое сегодня наблюдается. Руководитель украинского интернет-рекламного агентства UA-Master Евгений Шевченко сообщил, что основной спад произошел в марте.

При этом Александр Колб, глава компании Promodo, занимающейся продвижением контекстной рекламы, отметил, что существуют некоторые рекламодатели, которым удается увеличивать бюджет.

Также участники рекламного рынка поделились собственным опытом. Сейчас, по словам Дмитрия Лисицкого, директора интернет-холдинга UMH Digital, рекламодатели все чаще размещают свои бюджеты на нишевых платформах, где большая возможность контактировать с целевой аудиторией.

 

Читайте также