Как распознать «стартап-зомби»

Как распознать «стартап-зомби»

CEO Referly Даниэль Моррилл написала статью, чтобы оправдать внезапное изменение курса развития своего стартапа-выпускника Y Combinator. Однако из просто объяснения получилось обобщенное ...

Самым страшным кошмаром для основателя стартапа должен быть не его провал, а превращение его в «стартап-зомби». Множество стартапов занимаются своей текущей деятельностью и кажутся вполне живыми, но точно так же они могут и вообще ничего не делать – разницы никто не заметит.

Смерть и агония стартапа может быть очень продолжительной. Загляните на alexa.com и просмотрите данные – вы увидите, что десятки компаний вообще не показали никакого роста трафика за последний год. Это может быть признаком «зомби». Даже те стартапы, которые специализируются на корпоративных продажах или мобильных технологиях, просто обязаны показать адекватный рост числа клиентов на первых стадиях развития.
Те $150 тыс., которые дает на старте Y Combinator, позволяет стартапам не только активно развиваться, но и менять его направление по несколько раз. Прошло только полгода с последнего демо-дня, и вряд ли какой-то из проектов-выпускников уже официально закрылся. Но Referly все-таки окончательно умер. Это не та смерть проекта, когда сайт закрывается, а команда ищет новые рабочие места. Просто первоначальная идея оказалась неверной, и мы ее окончательно «добили». Так что стартап Referly меняет курс своей деятельности.
В чем заключается помощь инвесторов
Этим летом инвестиционный рынок буквально взорвался, и проекты прямо-таки охотились за деньгами. Именно тогда появилась идея привлечь инвестора для раунда А. Но один из тех инвесторов, что уже вложил в Referly, развеял мои ожидания на корню.
Он обратил внимание на то, что все проекты после любого акселератора варятся в собственном соку еще пару лет, пока им все же удается привлечь посевной раунд. То, что они выжили, это прекрасно. Но что они сделали за это время? Ничего. Они не показали роста ни в количестве команды, ни в объеме трафика. Они ничего не добились для того, чтобы привлечь раунд А.
Победа или смерть
Каждого стартапера преследует борьба противоположностей – желание уцепиться за «свое болото» и выжить, во что бы то ни стало, или все-таки забыть свой страх высоты и взлететь на новые вершины.
И второй вариант предпочтительнее, ведь жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на застой, на ожидание чуда, пока ты сам превращаешься в «зомби». Если показать инвесторам результаты Referly по месячной аудитории, то они обрадуются значительному росту. Но Referly был сайтом рекомендаций, а для него рост должен быть стремительным. Зато для блог-платформы, к чему мы и стремимся, результаты просто великолепны.

Как определить «зомби»?
Есть несколько способов различить первые признаки застоя и противостоять ему.
· У вас нет желания просыпаться утром.
· Вы боитесь рассказать людям о том, чем вы занимаетесь.
· Ни один из ключевых показателей вашего проекта ни разу не достиг отметки в 10% недельного роста.
· Ваша идея крутить в стадии разработки уже больше ода, но в запуск продукт все еще не пошел.
· Еженедельный рост регистрации на вашем пользовательском сервисе не превышает 2%.
· То же самое касается корпоративного сервиса: меньше 2% недельного роста оборота.
· Вы – СЕО, но не желаете лишний раз видеть подчиненных, предпочитая запереться в кабинете и читать техноблоги.
· Штат сотрудников вашей компании меньше 10 человек, но вы все равно нанимаете консультантов для анализа доходов, создания идеи продукта либо корпоративной культуры.
· Этот пост вызывает у вас слезы
Конечно, 10% еженедельного роста не являются обязательной целью, но в некоторых моментах он должен присутствовать – в момент запуска, после пресс-мероприятия и т.д.
Что делать?
Не впадайте в панику, если вы поставили галочку напротив одного из пунктов. Для начала осознайте и примите ту реальность, в которой вы оказались. Не опускайте руки и мобилизируйте все ваши ресурсы и ресурсы команды, чтобы решить проблему. Иначе ваш стартап неминуемо погибнет.
Я не эксперт в этом вопросе. Эту статью я пишу после трех лет работы над проектом Referly и еще года осознания того, что идея не принесла успеха. Поэтому к моему мнению стоит прислушаться. Не надо тратить свое время на превращение в зомби.
Если ничего не вышло
уйдите красиво. Это единственный «план Б». Молча признавать поражение – скучно.

Читайте также