Как российские предприниматели продвигают себя в социальных сетях

Как российские предприниматели продвигают себя в социальных сетях

Малый бизнес использует социальные сети для развития в два раза чаще, чем крупный, показывают отчеты американских исследователей. Для некоторых российских компаний социальные медиа вообще стали ...

Совладельцы ресторанов «Хачапури» Екатерина Дроздова и Татьяна Мельникова решили, что их страничку в Facebook будут вести не сотрудники, а баран. Это не придуманный, а реальный баран по имени Толик, который живет в деревне на вольных хлебах. «У нас даже есть отдельная статья расходов: на траву, стрижку, доставку Толика на “Газели” в рестораны — он обязательно присутствует на всех праздниках “Хачапури”, — рассказывает Дроздова. — Клиенты, особенно дети, полюбили Толика: здороваются при встрече, разговаривают с ним, приносят шпинат. Негативные эмоции за все это время баран вызвал только у одной вегетарианки, которая написала на страничке, что мы мучаем животных».

Ресторанный баран
Впервые баран был представлен публике на открытии второго ресторана «Хачапури» в декабре 2010 г. А через несколько месяцев у него появилась страница в Facebook. «Мы пробовали то же самое с сетью “В контакте”, но там дело не пошло, — объясняет Дроздова. — Мы сами торчим на Facebook, и наши друзья тоже. Так что это был естественный выбор». Сейчас у барана более 900 друзей, и он достаточно активен: обновляет собственные статусы, комментирует сообщения и фото друзей, поздравляет их с днем рожденья.

Никакой стратегии и тактики поведения для корпоративного героя в «Хачапури» не разрабатывали. Пишут от имени Толика несколько человек. «Записи ведутся спонтанно и сильно зависят от того, кто пишет, в каком он настроении, поэтому у Толика разный стиль и почерк: то он романтик, то пошляк, иногда пишет про детей и футбол, иногда про политику», — смеется Дроздова. Прошлым летом, когда авторы страницы путешествовали, они размещали посты с фотографией Толика на фоне Парижа, Португалии, Юрмалы, и эти сообщения пользовались особой популярностью.

«Оценить коммерческий эффект от такой активности в соцсетях сложно, просто нас самих это занятие развлекает и отвлекает от суровых ресторанных будней», — признается Дроздова.

Возлюбленный булочки
С другим сетевым персонажем, «ржаным хлебушком» по имени Добрый Ржа, все получилось немного иначе. Сначала от его лица копирайтеры рекламного агентства начали вести блог Калужского хлебокомбината в ЖЖ. Потом аватар Доброго Ржа в виде теста с лицом перекочевал на этикетки хлебобулочных изделий. Блог получился забавным — хлеб рассуждает на общечеловеческие темы: о любви, путешествиях, работе и проч. «У нас появилась идея рассказывать не о предприятии, а о чем-то интересном для всех», — говорит Николай Гончаров, коммерческий директор хлебокомбината. Например, в блоге много пассажей о сложностях отношений ржаного хлеба с возлюбленной — сдобной булочкой «Кофейной».

Моцарелла догоняет
61% владельцев небольших фирм используют социальные сети для привлечения новых клиентов, говорится в отчете Агентства поддержки малого бизнеса США. В то время как в крупном бизнесе — только 28% компаний, а в среднем — 36%. Американские исследователи выяснили, что эксперт по социальным сетям — самый полезный работник после бухгалтера, по мнению каждого десятого владельца малого бизнеса.

Алексей Мартыненко, владелец компании «Умалат», тоже любит общаться с клиентами в Facebook: он сам стал администратором Клуба любителей моцареллы, который появился год назад (моцареллу компания выпускает уже около четырех лет). Поначалу была идея делиться с членами клуба рецептами, потом стали появляться статьи о пользе этого сыра для здоровья, рассказывает Мартыненко. «Я сам отвечаю на вопросы и отзывы, в основном они бывают положительными, но неделю назад написала женщина, которая пожаловалась на то, что наша моцарелла горчит, — уточняет он. — Я выяснил, в каком магазине был куплен сыр, отправил туда человека для контрольной закупки, потом поднял на ноги лабораторию и производство, устроив проверку, но ничего, способного свидетельствовать об ошибках производства, не обнаружил». Но такие сигналы — очень полезный эффект соцсетей, признает Мартыненко.

Ведомости

Читайте также