Частная разведка — инструмент снижения рисков для инвестора

Частная разведка — инструмент снижения рисков для инвестора

Разведка — инструмент политики, менеджмента, юриспруденции и due-diligence.

Разведка — инструмент политики, менеджмента, юриспруденции и due-diligence. Инвесторов меньше чем стартаперов, следовательно инвестор выбирает между несколькими заявками и инвестирует в одну-две компании. Венчурные инвестиции — риск, а если учесть недобросовестных стартаперов, это риск вдвойне.

Стива Тан собрал $1.5m на краудфандинговой платформе Indiegogo и пообещал инвесторам смартчасы Kreyos с управлением жестами и голосом. Стива обвинили в покупке Ferrari и дорогой одежды в бутиках. В качестве фактов предьявили фото из Facebook. По словам Стива, Ferrari принадлежала другу, а фото сделано 4 года назад в Италии. Фото в бутиках оставил без комментариев. Часы вышли на рынок, однако были не доработаны и компания закрылась.

Основатель производителя веганского майонеза Hampton Creek, Джош Тетрик, в начале 2014 заставил сотрудников покупать собственную продукцию ради повышения спроса и привлечения инвестиций. К концу года стартап закрыл сделку на $90m.

Основатели украинского стартапа Easy Ads, через 3 месяца после получения инвестиций в $25k, оборвал контакты с инвестором и исчезли.

История предпринимательницы Элизабет Холмс и стартапа Theranos началась с привлечения  $700m от инвесторов при пиковой оценке в $10b в 2014, а закончилась книгой “Дурная кровь. Тайны и ложь стартапа Кремниевой долины” и тем, что в “костюм” Элизабет одевались на Хэллоуин.

Частная разведка — инструмент снижения рисков для инвестора

За 2019 сотрудники компании по конкурентной разведке Molfar сделали 237 проверок прошлого партнеров, стартаперов просящих денег у инвесторов и кандидатов на топовые должности. Рассмотрим один примечательный кейс.

Украинский бизнесмен Корейко дружил с прокурорами, сенаторами, промышленниками и бандитами. На встрече с другом услышал о “Капитальном ремонте Провала”. Корейко захотел оценить риски нового инвестиционного проекта”, чтобы он не слишком проваливался. Соответственно, перед Molfar стояла задача проверить чистоплотность основателя проекта - зиц-председателя Фунта. Остапа Сулеймана Берта Мария Фунта.

Заглянув в YouControl, обнаружили три десятка юр. лиц Фунта связанных с IT: маркетплейс, аутсорс, рекламная платформа, ну и конечно искусственный интеллект. Однако, наибольшее внимание привлекла одесская конторка, разрабатывающая систему управления предприятием для фермеров ТОВ “Рога и Копыта”.

Частная разведка — инструмент снижения рисков для инвестора

Заинтересовала по той пустячной причине, что в истории собственников указывается двое: Фунт Остап Сулейманович и Бендер Остап Сулейман Берта Мария.

Частная разведка — инструмент снижения рисков для инвестора

Странно, подумали, на лицо изменение фамилии, однако доказательств не хватало, как и понимания мотиваций Остапа. Первым делом решили выяснить, в каких же компаниях Остап Бендер состоял еще. Долго искать не пришлось, находим примечательное ТОВ “Союз Меча и Орала”. Компания разрабатывала сеть VR-аттракционов, возвращающих зрителя в прошлое, чтобы заново пережить события изменившие историю.

Частная разведка — инструмент снижения рисков для инвестора

Проверив судебные дела по конторе, обнаружили три дела о непогашенных займах суммарно на $8m. Наш герой собрав деньги с доверчивых вкладчиков и инвесторов, в 2016 исчез. Чтобы скрыть причастность к мошенническому проекту, Остап Бендер сменил фамилию, нишу бизнеса, и стал ничем не примечательным Остапом Фунтом. Картинка сложилась, но доказательств еще не хватало.

Как оказалось ответ на поверхности. Телефон Остапа Фунта из реестра ФОП совпадал с номером указанным на сайте VR-аттракциона Остапа Бендера. Дополнительно подтвердили информацию, пролистав три сотни фотографий Остапа Фунта в Instagram. Нашли снимок с хвалебной надписью из офиса “Меч и Орало”

Частная разведка — инструмент снижения рисков для инвестора

В итоге клиент Molfar избежал перспективы вложить и потерять $50 000 в “Капитальный ремонт Провала”, заплатив на порядок меньше за услуги конкурентной разведки.

Читайте также