Что изменит Закон 466 в налогообложении инвестиционных активов?

Что изменит Закон 466 в налогообложении инвестиционных активов?

Мария Загрядская, Советник практики международного налогового права компании Avidbiz о нововведениях, которые несет Закон 466

Сегодня мы видим тенденции к увеличению актуальности темы декларирования доходов физических лиц и повышающийся интерес к инвестированию в акции и ценные бумаги.

Налоговая декларация открывает бизнесмену много дверей в современном AML-мире. Это легкое открытие счетов, учреждение и содержание компаний-нерезидентов, а также беспрепятственное проведение сделок без каких-либо вопросов от банков, налоговой или финмониторинга. Но, конечно, нужно делать погрешность на то, что задекларированный доход физического лица должен реально соотноситься с оборотами его бизнеса.

Закон 466-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических неувязок в налоговом законодательстве» (далее – закон 466) внес действительно позитивные изменения в нормы по налогообложению инвестиционных активов физических лиц.

Но здесь есть и немного дегтя в бочке меда. Рассмотрим подробнее.

Что же такое инвестиционный актив и как он налогооблагается?

Налоговый кодекс определяет инвестиционный актив как пакет ценных бумаг, деривативов или корпоративные права, выпущенные одним эмитентом (пп. 170.2.7 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ).

В состав общего годового налогооблагаемого дохода плательщика налога включается положительное значение общего финансового результата операций с инвестиционными активами по результатам такого отчетного (налогового) года (пп. 170.2.6 НКУ).

Общий финансовый результат операций с инвестиционными активами определяется как сумма инвестиционных прибылей, полученных налогоплательщиком на протяжении отчетного (налогового) года, уменьшенная на сумму инвестиционных убытков, понесенных плательщиком налога на протяжении такого года.

Ставка налога, применяемая к инвестиционной прибыли, составляет 18% (п.167.1 НКУ), дополнительно облагается военным сбором в 1,5% (пп. 1.2 п. 16-1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Инвестиционная прибыль исчисляется как положительная разница между доходом, полученным налогоплательщиком от продажи отдельного инвестиционного актива, учитывая курсовую разницу (при наличии), и его стоимостью, которая определяется из суммы документально подтвержденных расходов на приобретение такого актива (пп. 170.2.2 НКУ).

А что с налогами, если инвестиционный актив – это ценные бумаги или корпоративные права иностранной компании? Например, акции BMW или Tesla. Или вы претендуете на опционную программу в компании, где работаете. 

Подпунктом 162.1.1 НКУ предусмотрено, что плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица-резиденты, получающие доходы как с источником происхождения в Украине, так и за ее пределами.

Объектом налогообложения резидента является общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход, доходы с источником происхождения в Украине, а также иностранные доходы (за пределами Украины) (п. 163.1 НКУ).

Доходом, полученным за пределами Украины, считается любой доход, полученный резидентами, в том числе от любых видов их деятельности за пределами таможенной территории Украины, включая доход от отчуждения инвестиционных активов, корпоративных прав (пп. 14.1.55 НКУ).

С этого момента мы и обсудим изменения Закона 466 — для наглядности привожу табличку.

Что изменит Закон 466 в налогообложении инвестиционных активов?

Как было раньше?

А раньше не все было гладко. В случае с отчуждением иностранных корпоративных прав, долей, ценных бумаг невозможно было применить нормы НКУ о налогообложении инвестиционной прибыли согласно п. 170.2 НКУ, ведь согласно действующему ранее налоговому законодательству такой доход облагался налогом как «полученный из источников за пределами Украины по п. 170.11 НКУ». Почему это плохо? 

Анализ судебной практики до принятия Закона 466 позволяет сделать вывод о том, что налоговые органы настаивали на включении в состав общего месячного (годового) дохода налогоплательщика всей суммы дохода, полученного от отчуждения инвестиционных активов за пределами Украины, а не сумму инвестиционной прибыли.

Свою позицию налоговые органы аргументировали положениями п. 170.11 НКУ, где шла речь о порядке налогообложения иностранных доходов именно по данной норме, а не по норме об инвестиционной прибыли. Подпунктом 170.11.1 НКУ предполагалось, что если источник выплат любых налогооблагаемых доходов является иностранным, сумма такого дохода включалась в общий годовой налогооблагаемый доход физического лица-налогоплательщика, и облагалась налогом по ставкам, определенным в п. 167.1 ст. 167 НКУ, то есть 18% НДФЛ и 1,5% военный сбор. 

Схематически: вы покупали иностранную акцию за 5 евро, а продавали за 11 Евро. Ранее к налогообложению был весь ваш доход в 11 евро, а не позитивная разница 11-5 = 6 евро.

Указанные статьи и пункты (пп.170.11.1 НКУ и пп.170.2.2 НКУ) по сути противоречили друг другу и демонстрировали недостаточную урегулированность вопроса по определению объекта налогообложения налогом на доходы физических лиц в ситуации с иностранными инвестиционными активами. 

Как будет с 23 мая 2020 года?

В новом Законе 466 мы встречаем новую редакцию противоречивой нормы (пп.170.11.1 НКУ). И она сразу расставляет все точки на «і». В случае если источник выплат любых налогооблагаемых доходов является иностранным, сумма такого дохода включается в общий годовой налогооблагаемый доход налогоплательщика — получателя, за исключением прибыли от операций с инвестиционными активами, которая облагается в порядке, определенном пунктом 170.2 НКУ. 

Схематически: вы покупаете иностранную акцию за 5 евро, а продаете за 11 евро. К налогообложению учитывается инвестиционная прибыль: позитивная разница 11 – 5 = 6 евро.

Обещала вам ложку дегтя.

Для физических лиц стали актуальными обычные цены (при определенных условиях). Картинка для визуализации.

 Что изменит Закон 466 в налогообложении инвестиционных активов?В случае продажи или приобретения налогоплательщиком инвестиционных активов на / у нерезидентов — связанных лиц или нерезидентов*, зарегистрированных в государствах (на территориях), включенных в перечень государств (территорий), утвержденного Кабинетом Министров Украины в соответствии с подпунктом 39.2.1.2 НКУ, доходы и расходы по таким операциям определяются:

  • в размере не ниже обычной цены при продаже налогоплательщиком инвестиционного актива;
  • в размере не выше обычной цены в случае приобретения плательщиком налога инвестиционного актива.

Эти положения не применяются, если покупателем инвестиционного актива прямо или косвенно является КИК, в которой продавец инвестиционного актива является контролирующим лицом, и который остается владельцем указанного инвестиционного актива на конец отчетного периода, в котором произошло отчуждение инвестиционного актива. 

*Примеры нерезидентов из списка по пп. 39.2.1.2 НКУ: Белиз, БВО, Гернси, Гибралтар, Гонконг, Ирландия, Кипр, Кюрасао, Лихтенштейн, Молдова, Монако, Остров Мен, ОАЭ, Панама, Сингапур, Узбекистан, Черногория, и др.

Кейс: если физическое лицо-резидент Украины (ФЛ) решит продать свою долю в украинском ООО на стороннюю кипрскую (или панамскую) компанию, цена такой продажи должна быть обычной. Если же такое ФЛ решит продать актив, который по рынку стоит 100 000 грн, — за 1 000 грн — таким образом он занижает свою инвестиционную прибыль и, соответственно, базу по НДФЛ. И у налоговой в Законе 466 появляется инструмент для контроля таких цен. Это влечет за собой доначисление по НДФЛ, штрафы, и суды.

Что в итоге?

Закон 466 в части инвестиционных активов действительно устранил технические и логические неувязки в налоговом законодательстве. Норма по инвестиционной прибыли долгожданная и выстраданная. В части обычных цен для физических лиц, конечно же, бизнесу это не очень выгодно, но с точки зрения анти-BEPS и прозрачности бизнес операций – инициатива отличная.

Источник: AIN.UA

 

Читайте также