Менеджмент по-американски в украинских условиях

Менеджмент по-американски в украинских условиях

×
853 Эндрю Бейн, Джон Шморгун, Петро Рондяк, Брайан Бест, Ярослава Джонсон

Менеджмент по-американски в украинских условиях

  • Пять топ‑­менеджеров из США: Эндрю Бейн, Джон Шморгун, Петро Рондяк, Брайан Бест, Ярослава Джонсон рассказывают об особенностях ведения бизнеса в Украине

Как с точки зрения иностранцев выглядит бизнес по‑украински и что ему стоило бы позаимствовать у предпринимателей из США — это на собственном опыте изучили пять американцев, которые живут и работают на руководящих позициях в Украине.

 

"Мы не будем долго рассуждать, прежде чем за что‑то взяться"

Andrew Bain / Эндрю Бейн, президент коммуникационного холдинга Atlantic Group (AGL)

Люди, построившие Америку, приехали из Европы более 500 лет назад. Mигранты знали, что будет трудно. Им приходилось много работать, чтобы выжить. И выжили самые умные и трудолюбивые.

Вот это объяснение того, почему в основе американской системы управления лежит эффективность и нацеленность на достижение цели.

Для американского менеджмента также характерны открытость и прозрачность. Мы стараемся выстраивать прозрачные процессы, общаться со своими подчиненными напрямую и интересоваться их мнением по многим вопросам. Еще одна особенность национального характера американцев — решимость в действиях: мы не будем долго рассуждать, прежде чем за что‑то взяться. Не словом, а делом — это о нас.

Для Украины пока еще характерен советский стиль управления, который опирается на принуждение. Это история не о достижениях и конечном продукте, а о систематическом выполнении процессов. Но сейчас страна все больше ориентируется на Запад, и это начало большой трансформации. Я вижу, как Украина постепенно отходит от советского прошлого. Лет через 10–20 менеджмент станет вполне американским.

Три года назад украинцы вышли на Майдан, чтобы жить, как в европейских демократических странах. Но вершить революцию и строить новую Украину — это разные вещи. Сейчас я вижу, что многие просто сидят и ждут, когда же наступит то, за что они выходили на Майдан. Многие руководители компаний думают: мы будем строить прозрачный бизнес, работать по западным стандартам, когда изменится страна. Но нужно начинать делать это уже сейчас, ведь только в таком случае наступят изменения.

 

"В американских компаниях право принятия решений спускается как можно ниже"

John Shmorhun / Джон Шморгун, президент холдинга, CEO Agro Generation S.A.

В американском бизнесе принята матричная система управления: компания разделена на уровни, на каждом из которых принимаются соответствующие решения. Таким образом ответственность за результат распределяется между всеми сотрудниками.

Право принятия решения спускается как можно ниже.

В Украине существует более пирамидальная система, где все решения стекаются к руководителю.

В Agro Generation мы внедряем именно матричную систему. Однако в Украине есть свои нюансы, поэтому необходим дополнительный контроль. В ментальности людей осталось наследство советских времен. Ведь долгие годы те, кто работал в колхозах и совхозах, относились к имуществу этих госпредприятий как к своему собственному. Но такого уже немного осталось. В нашем хозяйстве, например, подобного нет. И контроль сделал свое дело, и ментальность людей меняется.

Контроля в Америке меньше еще и потому, что масштаб хозяйств иной: нет таких больших агрохолдингов, как в Украине. Как правило, там руководители — фермеры, хозяева своей земли. Они объединяются в кооперативы. К тому же в украинских хозяйствах на 1 тыс. га приходится 8-15 работников, в США — 2-3 человека, а у нас в Agro Generation — 9-10 сотрудников.

Во многих американских компаниях (правда, это относится к малому и среднему бизнесу) одобряют предпринимательский подход к работе. И я хочу стимулировать такой менталитет в Agro Generation.

Мы поощряем людей, которые предлагают, как улучшить работу компании. Они разрабатывают проект, впоследствии внедряя его. Например, в прошлом году один из наших работников предложил идею, как уменьшить расходы на покупку шин для тракторов.

 

"В Америке каждый сам беспокоится о своей карьере, а не требует, чтобы кто‑то за них это делал"

Petro Rondiak / Петро Рондяк, глава правления компании-автоимпортера Winner Group Ukraine

В прошлом году в Winner мы проводили внутренний опрос, и кто‑то из сотрудников сказал: компания не заботится о моей карьере. Это меня удивило, ведь в Америке каждый сам должен беспокоиться о своей карьере. Люди там не требуют, чтобы кто‑то за них это делал.

У меня в памяти пример моего дедушки. Он приехал в США из Украины в 1930-40‑х годах. Во Львове, где он жил, дед был успешным юристом, к тому же пел в опере. На новом месте ему пришлось начать с того, что он был уборщиком в офисном центре. Со временем благодаря упорному труду стал руководителем отдела этой клининговой компании. Глядя на него, я всегда знал: если хочу занять хорошее место в жизни, то должен очень много работать.

В американских компаниях о сотрудниках заботятся по‑другому. Мы в Winner инвестируем в их обучение, руководители очень открыты для их предложений и идей. Я лично встречаюсь с каждым сотрудником, который проработал в Winner год, чтобы услышать прямо от них об их впечатлениях и разочарованиях, что они думают об условиях работы и наших ценностях.

Мне важно знать: каждый ли ощущает, что его вклад важен для нашего бизнеса? Ведь если люди чувствуют, что их работа способствует успеху компании, то они отдают компании свою энергию. Они стараются сделать лучше.

Такая открытость и откровенность принята в американских компаниях.

Я знаю, что некоторые директора здесь считают свою должность элементом статуса. Мы очень с этим боремся и требуем: оставляйте свое эго дома.

В Америке принято сотрудников ценить, пожалуй, больше, чем клиентов. Ведь как может сотрудник предоставить хороший потребительский сервис, если он сам недоволен? Мы, американцы, считаем: человеческий фактор напрямую трансформируется в финансовый результат. Довольный сотрудник — это довольный клиент.

Я вижу, что украинские менеджеры от подобного отмахиваются. Мол, человеческий фактор — это забота HR, а моя роль — Exсel-таблица с цифрами финансовой отчетности. Но это не так.

 

"В США редко проводят большие совещания"

Brian Best / Брайан Бест, управляющий директор инвестиционной компании Dragon Capital

 

В американских компаниях нет такой иерархии, как в Украине. В США ответственность распределена между сотрудниками, а здесь даже элементарные вопросы решает руководитель.

Это значит, что люди на неруководящих должностях теряют уверенность в своем профессионализме. Они не чувствуют, что их работа влияет на успех компании. И это очень плохо, потому что такая уверенность развивает карьеру. Из-за этого люди в Америке растут в организациях быстрее, чем в Украине.

Представляете, насколько неэффективны организации, где каждый маленький вопрос должен решать руководитель? Американские менеджеры более ориентированы на эффективность. Например, в США редко проводят большие совещания для решения каких‑либо вопросов. Здесь же люди очень часто организовывают совещания. Сидя на них, я нередко вижу: некоторые из участников не понимают, зачем они здесь.

В Украине встречи не ограничены по времени: если говорят “на час”, то это всегда продлится полтора или два часа.

Еще одна особенность американского стиля управления — демократичность. США — страна, которая появилась на основе демократических принципов. И это перешло в наш стиль менеджмента. В Украине наоборот: страна больше похожа на монархию, что и влияет на отношения в бизнесе. Как это происходит? Многие чиновники имеют свои компании. И как они привыкли управлять государством, так они руководят и бизнесом.

 

Американцы уважают установленные правила

Slava Johnson / Ярослава Джонсон, президент и главный исполнительный директор Western NIS Enterprise Fund, председатель наблюдательного совета Украинской академии лидерства

Очень важная характеристика американского бизнеса — это то, что он очень регулирован. Он был хаотичным в конце XIX века, но государство предприняло правильные шаги.

Что произошло? Тогда в США были свои олигархи, так называемые бароны-разбойники. Они основали монополии в США: железную дорогу, сталелитейную промышленность. Не имея конкурентов, бароны-разбойники вкладывали и вкладывали деньги в свой разрастающийся бизнес. Рынка как такового не было, и они могли устанавливать какие угодно цены. И люди начали возмущаться.

Тогда США приняли антимонопольное законодательство. Согласно ему, в правовом поле оставались только естественные монополии, а искусственные — нет. За нарушения ввели уголовную ответственность. Это была первая рамка для бизнеса.

Вскоре законодательство, регулирующее бизнес, еще больше расширили. И ввели налогообложение. До этого в Соединенных Штатах его не было. За неуплату налогов тоже предусматривалась уголовная ответственность.

И эти рамки существуют в США так давно, что никто уже даже не задумывается: выполнять или нет. Как и в каждом обществе, в США есть люди, которые думают, что они могут обойти закон. Но все же американцы уважают установленные правила.

Американская система сейчас кажется свободной и простой, но она не такая. Она регулируется традициями, которым почти 100 лет. И люди знают, что они должны делать.

В Украине все иначе. Страна стала независимой в 1991 году, не имея никакой законодательной базы, как вести бизнес. Компании не знали, как работать. Это были советские государственные предприятия, которые трансформировались в частные. Законодательство менялось часто, и никто не знал, на что опираться сегодня и завтра. Все работали как удавалось.

И тут есть важные изменения: менеджмент украинских компаний сейчас в процессе развития, они учатся. Мы в Western NIS сами это почувствовали, ведь мы больше 20‑ти лет инвестировали в украинские компании, и с самого начала нам приходилось также обучать менеджеров: как управлять бизнесом, как развивать компанию.

Пока невозможно сравнить украинский и американский менеджмент. Там есть долгая традиция, а тут традиции нет, она только формируется. И нечего восстановить, потому что раньше ничего не было.

Поэтому, чтобы американский менеджмент перенести в Украину, нужно в какой‑то мере изменить законодательную базу. И нужна практика.

Источник: НВ

Комментарии

comments powered by Disqus

Разместить рекламу

Задать вопрос

×