Продолжающаяся урбанизация и развитие технологий определили появление «умных город». К середине века порядка 60% населения земли будут жить в городах, а инфраструктура этих городов все в большей степени будет использовать современные ИТ-решения. Согласно данным компании IDC, в 2015 году расходы на технологии «умных» городов достигли 80 миллиардов долларов, а к 2021 году ожидается их рост до 135 миллиардов долларов. Согласно прогнозам McKinsey, индустрия «умных городов» к 2020 году может стать рынком с оборотом 400 миллиардов долларов, при этом 600 таких городов по всему миру к 2025 году будут производить 60% мирового ВВП.
Цифровые технологии используются для улучшения экологических, финансовых и социальных аспектов городской жизни. Об «умном» городе можно говорить в том случае, если в городской инфраструктуре начинают использоваться хай-тек проекты, причем эти проекты объединяются и обмениваются между собой данными. Это повышает эффективность работы инфраструктуры и качество жизни в городе.
По словам руководителя программы в группе по анализу клиентов IDC, умные города в последнее время превратились из набора отдельных пилотных проектов в серьезную рыночную возможность, которая приведет к значительным инвестициям в технологии.
«Умный» город строится на основе концепции «интернета вещей» (internet of things (IoT) и использует IoT-сенсоры и технологии, объединенные в единую общегородскую систему, которая обрабатывает данные для улучшения жизни людей. Такие технологии, в частности, помогают избегать пробок, находить парковочные места и сообщать соответствующим городским службам о появлении выбоин на дорогах и переполнении мусорных контейнеров.
Понятно, что первыми «умными» городами становятся мегаполисы Европы и США. Инициаторами изменений являются местные власти, а их партнерами – ИТ-компании. В числе первых таких городов в Европе можно назвать Барселону, Амстердам, Копенгаген, Дубай, Сингапур и Гамбург, в США – Сан-Франциско, Чикаго, Нью-Йорк, Майами, Канзас-Сити, Денвер, Бостон, Цинциннати и Атланту.
«Умный» город – это необязательно крупный город. Им может стать город любого размера. Главное – чтобы власти города приняли соответствующее решение и внедряли технологии в сотрудничестве с гражданами и ИТ-компаниями.
Киев, как и другие города Украины, пока не является "достаточно умным", но муниципальные власти начали делать в этом направлении первые шаги. Год назад после двухлетнего периода разработки Киеврада утвердила концепцию «Kyiv Smart City 2020», которая определяет основы инфраструктурного, технологического и социального развития столицы, в городе функционирует инициатива Kyiv Smart City а недавно был проведен Kyiv Smart City Forum 2018, в котором приняли участие представители городских властей и компаний не только Киева, но и других городов Украины.
О степени развития технологий «умного» города у нас в стране можно судить по результатам конкурса лучших проектов городов – ни в одной номинации не было по настоящему «умных» решений. Например, Киев, который победил в номинации «Самый комфортный для жизни город», может похвастаться тем, что за три года реализовал порядка сорока проектов, служащих повышению комфорта жизни. В их числе – «Открытый бюджет», е-петиции, контактный центр и пр. В свои достижения власти записали, к примеру, Кабинет киевлянина, через который можно, к примеру, записаться к врачу. На сайте форума с гордостью сообщается, что к врачам ежедневно записывается 4,5 тыс человек и 60% – через онлайн-сервис. Но это – капля в море, на самом деле медицинскими услугами в Киеве пользуется гораздо большее число людей, большинство из которых не знают о существовании этого сервиса.
Некоторые проекты являются дешевой имитацией настоящих смарт-сити технологий. Так, во Львове разработали сайт и мобильное приложение, с помощью которого горожане могут оповещать службы о том, что мусорные контейнеры переполнены. Это, очевидно, является карго-технологией реально работающих аналогов в развитых странах, где мусорные контейнеры сами оповещают городские службы, для чего контейнеры должны оснащаться датчиками. Понятно, что никто не будет выделять деньги на закупку и установку датчиков, поэтому сделали что-то отдаленно напоминающее оригинальную концепцию, но не работающее.
Нехватка денег, отсутствие инвестиций – одна из основных проблем развития смарт-сити технологий в Украине. Создание «умного» города стоит слишком дорого, отмечает директор днепропетровского ГП «Инвестиционно-инновационный центр» Александр Коломийцев.
«В основном какой опыт перенимается? Установка камер для наблюдений за тем, что происходит в городе. Мы сейчас видим что, очень много в городах ставится камер и датчиков. Мы разговаривали с компанией Huawei, узнавали, сколько стоит автоматизация двухмиллионного города. По их оценкам, это более 50 миллионов долларов. Т.е. это довольно дорогие на сегодняшний день для нас решения. Найти инвестора под такие проекты практически нереально, потому что непонятно, с каких средств вернуть эту инвестицию», - говорит он. По его мнению, отсутствие частных инвестиций должно компенсироваться государственной поддержкой.
«В вопросах безопасности должна быть государственная поддержка. Например, мы рассматривали проекты автоматизации туннелей в Чехии. Обычно для обеспечения безопасности движения в тоннеле работают три человека. Они наблюдают за движением и регулируют его в некоторых случаях (например, в случаях ДТП). Для нас проекты автоматизации туннелей также еще очень дорогие. Но они рассматриваются», - говорит Александр Коломийцев.
Проблема нехватки средств усугубляется несовершенством законодательства. На такие проекты, как мониторинг состояния дорожного покрытия можно было бы найти инвестиции, но мешает отсутствие нормативной базы.
«Сейчас очень интенсивно идет реконструкция дорог, но не решена большая проблема – сохранение самого покрытия. Мы анализировали, почему у нас на сегодня дороги находятся в плохом состоянии. Причина – банальный перегруз. Зарегистрированы случаи, когда по дорогам двигаются автомобили весом 120 тонн. Представляете, это фактически два вагона едет по дороге. Какой асфальт это выдержит? Вся надежда – на роль государства. Мы предложили очень хорошее решение – превью-контроль. В асфальт вкладываются датчики, машина, даже двигаясь на любой скорости, проезжает по этим датчикам, и если есть перегруз, то он фиксируется (с погрешностью до 10-20%), камера сразу фотографирует номер нарушителя. Эта система была скопирована у чехов. И, в принципе, датчики у нас уже были. Но мы не смогли реализовать этот проект, хотя есть дорожный фонд, куда нарушители платят штрафы, и откуда можно получать деньги для компенсации вложений в этот проект. Все уперлось в ряд технических вопросов – у нас нет сертификации на используемое оборудование, сервер должен хоститься исключительно на государственных ресурсах, протоколы безопасности слишком сложны и пр. В общем проблема – в закостенелости нашего законодательства. Даже если есть закон, новаторский закон, должны быть разработаны и приняты механизмы его реализации. К сожалению, у нас сейчас таких механизмов нет», - говорит Александр Коломийцев.
Отсутствие общегосударственного подхода к реализации концепции «умного» города тормозит привлечение инвестиций, убежден директор и основатель компании KVADRA INVEST Дмитрий Варчук.
«Мы ситуативно, локально берем что-то, вырываем из идеи «умного» города. Один город камеры ставит, другой еще что-то делает. Концептуального, комплексного подхода нет нигде. И такого подхода у нас и не будет, потому что у нас правительство не думает о долгосрочных проектах. Все, что мы делаем – это берем какие-то модные трендовые вещи, например, внедряем камеры, а надо подходить комплексно. Я считаю, что этот вопрос надо решать на уровне страны в целом. Но для этого нужно, чтобы у правительства на самом деле было видение долгосрочных проектов. А у нас не развиваются долгосрочные производства, потому что никто не думает о долгосрочной перспективе», - говорит он.
С этим мнением согласен и Александр Коломийцев.
«Например, принят закон о едином билете. Каждый город пытается внедрить единый билет самостоятельно, общей системы нет. Если бы эта система работала на уровне Министерства, оно бы сделало общую платформу, и эту платформу интегрировало бы в городах, и это бы быстрее и продуктивнее заработало. А когда каждый город посылает своего специалиста, он изучает передовой опыт, потом этот опыт пытается у себя в городе внедрить, то получается плохо. Оказывается, что программа написана криво, потом оказывается, что нет технической поддержки, и, в конце концов, все нивелируется до нуля. Поэтому очень важна роль государства», – подытожил он.