Приключения венчура: как стартапы и инвесторы проживают кризис

Приключения венчура: как стартапы и инвесторы проживают кризис

И кто из них его переживет

По мере изменений мира в период кризиса, инвесторы и технологические компании пытаются понять, как будет вести себя венчурный рынок. Сейчас венчурный рынок – скорее рынок инвестора, а не стартапа. Например, почти половину американских стартапов в ближайшее время ждет гибель из-за отсутствия денег, а тем, кто рассчитывает поднять новые раунды, стоит готовиться к куда менее значимым чекам. 

Взлеты и падения

Никогда еще миллиарды людей не оказывались на карантине так надолго. Yelp объявила об увольнении более 1000 сотрудников и уменьшила компенсации руководителей на 30-40%, а выручка компании, как ожидается, упадет на 56%. Airbnb ожидает сокращение выручки на 56%. Из-за массового ухода с рынка малого и среднего бизнеса Google и Facebook вместе потеряют более $50 млрд выручки в этом году (50% выручки Google составляет именно малый и средний бизнес).

Первым удар на себя приняли стартапы в индустрии путешествий и гостеприимства, пассажирских и грузоперевозок. С начала года уже объявили о закрытии такие компании, как Service, Hipmunk, Starsky Robotics и многие другие. Уровень доходов в этих индустриях упал на 50-90%.

Кризис негативно повлиял на динамику доходов стартапов в большинстве индустрий. Стартапы отреагировали на это увольнением большого количества работников. Например, стартап Lime — один из лидеров в области проката самокатов — сейчас пытается поднять раунд по оценке $400 млн, то есть его оценка упала с последних значений на 80%.

Только небольшое количество индустрий имели обратную динамику доходов: телемедицина, онлайн и мобильные игры, инфраструктура для работы из дома (видео, проектное управление, мессенджеры), онлайн-кинотеатры и другие онлайн-развлечения, а также в некоторой степени роботизация бизнес-процессов и доставка с электронной коммерцией. Все это отражается в том числе и на оценке стартапов. Так, Notion — разработчик платформы для совместной работы — уже в кризис поднял $50 млн по оценке $2 млрд в то время, как предыдущая оценка стартапа была $800 млн. Но и эти компании проходят сейчас испытание на прочность — конкуренция в этих областях также усилилась, а компании испытывают экстремальные нагрузки. Чего стоит только заявление Instacart нанять на работу более 300 000 работников в то время, как и Amazon, и сам Instacart сотрясают забастовки сотрудников. 

Но многие стартапы оседлают новые для себя ниши и паттерны поведения и будут пытаться капитализировать эти изменения. Ярким примером таких изменений в прошлый кризис может служить та же Airbnb. Компания запустилась в ипотечный кризис в США в 2007 году. Многие американские семьи во время кризиса столкнулись с ростом арендной платы и угрозой долгов по ипотеке. Последствия ипотечного кризиса в США повлекли за собой мировой экономический кризис, который заставил путешественников урезать бюджеты. В этот момент и сложились благоприятные условия для развития компании. Благодаря Airbnb почти половина клиентов сервиса смогли сохранить жилье за счет сдачи своих помещений в аренду, а путешественники получили новый формат проживания. 

Как чувствует себя рынок венчура

Примерно 20% венчурных фондов решили не перестраиваться и ждут, когда можно будет начать работать со стартапами в привычном для них режиме, то есть они не будут инвестировать в новые, незнакомые им компании. Другие перестраиваются и используют для общения видеоконференции.

По данным CB Insights, объем инвестиций в первом квартале 2020 года упал до $28 млрд (-7% к предыдущему году), число сделок сократилось до 552 (-16%). Если сравнить с четвертым кварталом 2019 года, цифры могут вогнать в уныние: -30% по объему инвестиций и -25% по количеству сделок. Но нужно помнить, что в конце года закрываются все ранее достигнутые договоренности, поэтому четвертый квартал всегда самый успешный, а за ним следует просадка.

Многие компании, находившиеся в стадии переговоров с инвесторами, их потеряли — инвесторы вышли из не обязывающих соглашений (Term sheets) либо полностью, либо уменьшив оценки рассматриваемых стартапов на 30-60% и предлагают тем собрать в раунд больше денег. Из-за этого доли основателей и ранних инвесторов размываются сейчас в текущих раундах очень существенно. Со мной связывались компании, которые еще недавно надеялись поднять раунды по оценке $250 млн, и торговались с инвесторами, а сейчас готовы принять средства по оценке $100 млн. 

Особенно большое давление испытывают компании, находящиеся на раундах С-D. Им сложнее всего «схлопнуть» свои расходы, и они, как правило, раньше стабильно поднимали деньги. Меньшее влияние кризис оказал на ранние стадии pre-seed, seed, A. 

Лучшие компании все же поднимают раунды и привлекают в них денег больше, чем обычно. И компании, и инвесторы понимают, что, если раньше запаса кэша было достаточно на 10-14 месяцев, то сейчас этот запас должен составлять 20-24 месяца.

Сами фонды вынуждены резервировать больше средств для поддержки собственных стартапов, которые могут в текущих условиях не получить финансирования от новых инвесторов. Не смотря на все это, для ряда инвесторов, у которых на руках есть достаточно средств, сейчас открывается окно возможностей — больше денег в раунде и более низкие оценки дают возможность фондам поучаствовать в раундах лучших компаний с топовыми инвесторами.

Конец эры стартапов?

Из-за кризиса темпы гибели стартапов увеличились крайне заметно: если в обычный год с рынка уходит 5–10% проектов, то сейчас эта цифра выросла в 4–5 раз. В основном речь идет о стартапах ранних стадий, у которых не было много инвесторов.

В кризис традиционно падает оценка стоимости стартапов: инвесторы предпочитают вкладываться по более низкой цене. Уже сейчас на американском рынке оценки снизились примерно на 30–40% — это данные за апрель и первую неделю мая 2020 года по сравнению с первыми месяцами года. Трудно сказать, насколько данный тренд рискует сохраниться: стартапы, вынуждены срочно поднимать деньги, зачастую могут идти на не самые выгодные условия.

По данным исследования стартап-кампуса Station F, 94% стартапов, которые привлекли венчурное финансирование, выживут в ближайшие шесть месяцев. Только 5,7% стартапов заявили, что из-за кризиса могут закрыться в ближайшие шесть месяцев. Сильнее других из-за коронавируса пострадали стартапы в сфере путешествий. 36% из них пошли на сокращение персонала. Почти 40% стартапов сейчас пытаются привлечь инвестиции. Среди респондентов из Израиля этот показатель составил 75%, а из Германии — 60%.

Лучше будут себя чувствовать и выжившие стартапы, в том числе за счет ухода с рынков прямых конкурентов, а также большей доступности качественных специалистов, потерявших работу. Например, в 2000–2001 годах стартапы, которые сумели привлечь деньги до обвала NASDAQ, смогли нанять лучших специалистов у конкурентов, которые не были столь удачными и перестали существовать.

Источники: Forbes, The Bell, Инвест-Форсайт, station f.

Фото: Pixabay.

Читайте также

Обратный звонок
✓ Valid