2016 год ознаменовался невысокой активностью в сфере слияний и поглощений. Несмотря на то, что сделки M&A были практически в каждой сфере, их общее количество осталось весьма незначительным. В этом контексте стоит различать сделки, которые касаются исключительно украинского рынка, и сделки, совершаемые на глобальном уровне и имеющие украинский элемент. И, в отличие от украинского, глобальный M&A рынок в очередной раз намерен побить все рекорды по общей сумме сделок.
Если говорить о сугубо украинских сделках, то стоит отметить ряд сделок в банковской сфере, например приобретение Укрсоцбанка «Альфа Групп». Было также несколько сделок в аграрном секторе (например, продажа группы «Креатив» и последующей покупки МЭЗ "Эллада" Кернелом), несколько инвестиций в IT-секторе (например, инвестиция Сороса в компанию Ciklum), а также инвестиция фонда частных инвестиций Horizon Capital в компанию «Розетка».
Ciklum – новая знаковая инвестиция фонда Ukrainian Redevelopment Fund Джорджа Сороса в Украине
К большому сожалению, не было замечено активности в секторе машиностроения и тяжелой промышленности, а также не наблюдалась серьезная активность в сфере FMCG.
Заметным исключением стал рынок фармацевтики, где было несколько сделок, среди которых особенно выделяется инвестиция компании «Фармак» в Польшу. Эта инвестиция украинской компании в Восточную Европу стала приятным исключением на фоне низкой деловой активности и сворачивания украинскими компаниями своего бизнеса в Российской Федерации и Автономной Республике Крым. Примером последнего тренда служит выход компании МХП из своего российского бизнеса путем обмена российских активов МХП на украинские активы группы компаний «Агрокультура».
Приобретает особый интерес сектор инфраструктуры, в частности морские порты. Примером сделки в этой сфере служит создание совместного предприятия между группой компаний ТИС и мировым агропромышленным гигантом Cargill. Как нам известно, украинские и иностранные инвесторы обсуждают еще несколько сделок в сфере портовой инфраструктуры и перевалочных терминалов.
Новым трендом стала существенная активизация рынка продажи non-performing loans (NPLs), то есть просроченных кредитов с обеспечением и без него. И хотя предметом покупки являются права требования по кредитам, по сути своей это сделки M&A, которые зачастую имеют недружественный или оппортунистический характер.
В отличие от украинского рынка, глобальный рынок слияний и поглощений в очередной раз намерен побить все рекорды по общей сумме сделок.
Лидером по количеству и объему сделок остается США. Эти сделки иногда касаются Украины как минимум с точки зрения элементарного получения разрешений на концентрацию (если новые пороги превышены). Некоторые сделки, например в секторе IТ, имеют более прямое отношение к нашей стране, так как основной персонал многих IТ-компаний сосредоточен в Украине. Отличным примером такой сделки стало приобретение компанией Altran, мировым лидером в сфере инноваций и IT-консалтинга, компании Lohika, ведущей компании по разработке программного обеспечения. Lohika имеет главный офис в Силиконовой долине, является ведущей фирмой в сфере разработки программного обеспечения, большей частью работает в Северной Америке и имеет опытные команды специалистов в Украине и Румынии. В компании работают свыше 700 специалистов, большинство которых — инженеры по программному обеспечению.
Чего пока не произошло?
Во-первых, весь рынок с нетерпением ожидал запуска большой приватизации в Украине. К сожалению, этого пока не произошло, о чем свидетельствует провал в продаже Одесского припортового завода. Приватизация предприятий сферы энергетики также отложена на 2017 год. Активно обсуждается приватизация предприятий объединения «Укрспирт», но и она пока не стартовала. Безусловно, тому есть ряд причин, но все-таки хотелось бы увидеть несколько успешных приватизаций в ближайшие месяцы. На 2017 год государство также собирается выставить на продажу ЗАлК и Турбоатом.
Во-вторых, пока что не началась массовая продажа активов Фондом гарантирования вкладов Украины, хотя этот орган сегодня аккумулировал громадный объем активов ликвидированных банков. Тем не менее Фонд уже провел активную работу по инвентаризации активов в наличии и, согласно комментариям его первых лиц, активно занимается налаживанием прозрачных механизмов продажи активов через аукционные площадки, в том числе через систему ProZorro.
Сдерживающие факторы
Среди факторов, которые сдерживают активность в сфере слияний и поглощений, можно выделить две группы: экономические и психологические.
Из экономических факторов стоит отметить низкую покупательную способность большинства отечественных инвесторов, а также отсутствие качественных активов на продажу. В каком-то смысле это парадокс, который повторяет ситуацию 2009 года, когда многие предприятия стали несостоятельными, но их собственники не желали продавать их по реальной рыночной цене. Однако, в отличие от прошлого кризиса, банки в Украине настроены более агрессивно и готовы обращать взыскание на заложенные активы. Поэтому приятно, что в Украине активно развивается законодательство о банкротстве и о финансовой реструктуризации.
Безусловным сдерживающим фактором является запретительное действие валютных ограничений в стране. Однако позитивным шагом стало постепенное смягчение этих ограничений, в частности, появилась возможность частичной выплаты дивидендов.
Есть ряд недостатков в процедуре покупки прав по кредитам, что несколько ограничивает свободную продажу просроченных кредитов и служит сдерживающим фактором для иностранных инвесторов.
Что касается психологических факторов, то здесь превалирует извечная боязнь коррумпированности украинских судов, которая, впрочем, может постепенно развеяться при успешной реализации судебной реформы в стране.
К сожалению, большим фактором давления остается напряженная ситуация в зоне АТО, в Крыму и потенциальная угроза агрессии со стороны России. Однако с этим фактором уже смирились украинские инвесторы и постепенно привыкают к нему иностранные.
Законодательный бэкграунд
За последний год в законодательном поле произошло немало позитивных изменений, которые в том числе повлияли и на рынок слияний и поглощений. Здесь стоит отметить следующие улучшения:
— существенное уменьшение регуляторных требований в Украине;
— увеличение, совмещенное с усовершенствованием, порогов для концентраций;
— вступление в силу изменений в закон об акционерных обществах с 1 мая 2016 года;
— отмену необходимости регистрации иностранных инвестиций в Украине;
— принятие законодательных изменений для борьбы против рейдерства, в частности введение обязательного нотариального удостоверения подписи на документах о смене директора или состава участников.
Отметим также ряд законопроектов, которые находятся на рассмотрении в парламенте, в частности, это проект закона об ООО, проект закона о корпоративных договорах и проект закона о вытеснении миноритарных акционеров (так называемый squeeze out/sell out). Принятие этих законопроектов качественно повысит уровень корпоративного законодательства в Украине.
Источник: Юридическая практика, Николай Стеценко