Выбор франшизы по-украински. Подводные камни франчайзинга

Выбор франшизы по-украински. Подводные камни франчайзинга

Что нужно знать до и после покупки франшизы?

Франчайзинг в Украине, фактически, начал своё активное развитие в 2017 году и на данном этапе находится на этапе активного становления и развития.

Несмотря на кризис и всемирную пандемию, аналитики прогнозируют дальнейший рост рынка франчайзинга. Ожидается, что начиная с 2021 года, он будет расти минимум на 8-10% ежегодно.

Самыми популярными сферами для франчайзинга остаются:

Следует отметить, что особую популярность во время пандемии обрели франшизы в сфере доставки, "dark-kitchen", онлайн-бизнеса и бизнеса, который предполагает удаленную работу. Также актуальными стали франшизы медицинских центров, лабораторий и аптек.

Так, последние годы компании все чаще выбирают франчайзинг как способ масштабирования. Для франчайзера это прекрасная возможность расширить зону охвата, а для франчайзи — готовое решение для вложений.

Компания MOST заказала проведение глубинных интервью с действующими франчайзи и выяснила, с какими сложностями сталкиваются предприниматели до и после покупки франшизы.

Как и ожидалось, именно удобство является основной причиной приобретения франшизы, о чем упомянули 67% респондентов. Это проще: взять готовую идею, с существующей технологией, оснащением, нежели придумывать что-то новое. Важными причинами приобретения также являются опыт знакомых и известность бренда.

Причины приобретения франшизы, %

 

Интересный факт. Более 70% потенциальных франчайзи подбирают франшизу в интернете. При этом, действующими украинскими каталогами для подбора франшизы пользуются единицы потенциальных франчайзи (менее 10%), что связано с:

  • отсутствием единого актуального каталога с украинскими франшизами;
  • отсутствием удобных фильтров и сортировки;
  • отсутствием возможности детального сравнения подобранных франшиз.

Таким образом, большинство украинских франчайзеров, которые размещены в текущих платных каталогах, не получают должного от них эффекта. В итоге, более 80% компаний, которые создали франшизу, так и не смогли развить собственную сеть и найти хотя бы одного партнёра.

Отсутствие удобных площадок для подбора франшизы, неготовность новичков среди компаний-франчайзеров обеспечить полноценную поддержку своим партнёрам оказывают влияние на развитие и тормозят рост рынка франчайзинга в Украине.

Почти для 70% респондентов (действующих франчайзи) определённая франшиза является однозначным вариантом для вложений, и только около 30% колеблется и выбирает между несколькими вариантами. Это не удивительно, ведь франчайзинг минимизирует риски, гарантирует окупаемость и налаженные бизнес-процессы. Но так ли это на практике?

После покупки франшизы более половины опрошенных респондентов столкнулись со сложностями поиска персонала и подбора помещения, а треть не смогли качественно наладить контроль точки.

Сложности, с которыми сталкиваются франчайзи, после приобретения франшизы, %

Причины могут быть разные: от недобросовестности партнера, цель которого — заработать на паушальном платеже, до банальной некачественной поддержки, не до конца проработанных бизнес-процессах.

Франчайзеры предоставляют консультации, хотят поделиться опытом, но часто в это понятие закладывается «повторить свою историю». На местах всегда есть особенности, и это важно учитывать. Как результат - 40% опрошенных франчайзи заказывали дополнительные услуги по работе с франшизой у консалтинговых компаний.

Каталог франшиз в Украине от InVenture

Франчайзинг и лучшие франшизы в Украине в 2021 году по версии InVenture

Успех франчайзинговой сети зависит не только от сферы и желания франчайзера, но и от качественно прописанных стандартов и внятного сопровождения франчайзи после подписания договора. Это именно те звенья цепочки, которые франчайзеры, к сожалению, часто упускают или не считают достаточно весомыми. В результате многие франшизы остаются «недоупакованными».

Также проблемой остаётся отсутствие полноценного регулятора в сфере франчайзинга в стране и недоверие к франчайзингу как к системе масштабирования бизнеса.

В частности, в последнее время происходит популяризация «тестирования» концепции франшизы компаниями франчайзерами на первых нескольких партнёрах. В том числе, это стало возможным благодаря заимствованию из сферы программирования таких паттернов, как MVC, MVP и MVVM, которые используются в разработке программного обеспечения. Суть данных методов заключается в том, что некая гипотеза тестируется напрямую на пользователях, а после — дорабатывается и совершенствуется разработчиком. И если в программировании данный способ проверки гипотез пользователям не стоит ничего, то во франчайзинге он буквально подразумевает тестирование концепции франшизы на первых её покупателях — франчайзи и стоит им вполне реальных и немалых вложений средств и времени в открытие бизнеса.

В чём опасность такого подхода для франчайзи? Высокие риски потери денег и времени на участии в тесте компании-разработчика франшизы и франчайзера, а также — потеря доверия к системе франчайзинга.

В чём опасность для компаний-франчайзеров? В первую очередь, это репутационные риски. Ведь ошибка с первыми партнёрами может стоить всего последующего развития сети по франшизе. Кроме того, данная модель подразумевает доработку модели франшизы после продажи её первым партнёрам, а это — двойные расходы.

Несмотря на все сложности и риски франчайзинга в украинских реалиях, миновать опасности вполне возможно, если подходить к франчайзингу взвешенно и с умом. Самое главное — необходимо понимать, что франшиза — это не панацея, не подписка, и не просто пассивные инвестиции. Франчайзинг — это ежедневная работа вас или наёмного управляющего. Вам предстоит работать под выбранной торговой маркой в нише, которая вас заинтересовала. А потому:

  • Внимательно оцените перспективность ниши. Не только то, насколько она интересна лично вам, но и насколько продукт/формат бизнес-идеи франшизы будет востребован в вашем регионе или даже в конкретной локации.
  • Не выбирайте просто известный бренд. Посчитайте экономику проекта.
  • Скрупулёзно изучите договор франчайзинга. В нём должны быть зафиксированы все ваши права и обязательства, условия обязательных платежей, и главное — прописана поддержка, которую вам обязуется оказывать компания-франчайзер.
  • Задавайте больше вопросов. Вы платите деньги, а потому имеете полное право понимать, что именно вы за них получите.

Франчайзинговый бизнес, принято считать «бизнесом под ключ», но на деле, как и любой другой бизнес, он требует вложений времени, терпения и денег с вашей стороны. Выбирайте франшизу с умом, и этот инструмент действительно принесёт вам множество преимуществ.

Автор статьи: Бенивская Екатерина, соучредитель и исполнительный директор компании MOST

Читайте также