Рынок ягод в Украине стремительно развивается из года в год. По данным компании Pro Consulting емкость рынка ягод в Украине в 2018 году оценивалась в районе 200 млн. тонн или около $300 млн. Председатель Ассоциации «Укрсадпром» Дмитрий Кошка полагает, что ежегодный рост урожая плодово-ягодных культур в Украине достигает 10-30%. Инвесторы и бизнесмены активно вкладывают деньги и открывают новые хозяйства. Производство ягод в Украине привлекательно благодаря высокой маржинальности ягод, росту спроса на внутреннем и мировом рынке, а также подходящими для выращивания ягод климатическими условиями в Украине. InVenture решил проанализировать текущую ситуацию в ягодной отрасли.
Ягодный бум
Объём мирового рынка ягод ежегодно растет на 5-10%. В первую очередь, это связано с популярностью здорового питания и трендом на популярные продукты. Самыми крупными рынками являются ЕС, США, Китай и арабские страны. Ягоды активно используются не только в пищевой промышленности, но и фармацевтике, косметике. Доминирующим сектором является производство напитков, ожидается, что этот сегмент достигнет максимального объёма к 2027 году (согласно данным Persistence Market Research). Что касается мирового рынка ягод, то пределов для роста, пока не наблюдается. Все эксперты сходятся на той мысли, что рынок будет активно расти, при чем требования к качеству продукции будут постоянно повышаться. Например, при продаже ягод на азиатском рынке стоит уделять большое внимание упаковке и ее оформлению, так как ягоды здесь часто используют в качестве подарков.
Украинский рынок также активно развивается, хотя и имеет свою специфику. Потребление ягод на человека в Украине в 4 раза меньше, чем в странах ЕС, что открывает большой потенциал для роста внутреннего потребления, чему может способствовать прогнозируемое восстановление платежной способности населения. Следует отметить, что лишь 30% украинских ягод выращиваются на промышленных сельхозпредприятиях, остальная часть приходится на частные приусадебные хозяйства. Урожайность ягодных культур в Украине на 7-20% ниже, например, чем в Польше, так как мелкие локальные производители не инвестируют в высокопродуктивные сорта ягод, технологическое оборудование и не занимаются маркетингом, из-за чего их продукция неконкурентоспособна на мировом рынке.
Активный интерес к ягодному производству со стороны крупного бизнеса связан с высокой рентабельностью и широкими возможностями для экспорта продукции. Так, сейчас 75% экспорта ягод из Украины приходиться на страны ЕС, но существует потенциал и для поставок в Азию. Преимуществом украинского производителя является небольшое расстояние и возможность быстрой доставки в сравнении, например, с Мексикой.
Однако за 2017-2018 гг. экспорт свежих ягод из Украины уменьшился на 24% и составил 4,8 тыс. тонн по данным EastFruit. Хотя экспорт замороженных ягод и вырос на 14,8% и составил 47,6 тыс. тонн, но назвать это позитивной тенденцией нельзя, так как добавочная стоимость на свежие ягоды значительно выше. Замороженная продукция дешевле и используется в основном для изготовления джемов, соков, концетратов. Однако прогнозируется, что экспорт будет расти и согласно данным Pro Consulting к 2020 году Украина будет поставлять на международный рынок 40 тыс. тонн культивируемых ягод, а вместе с дикоросами 57 тыс. тонн. Следует отметить, что процесс производства и продажи для каждого вида ягод имеет свою специфику. Сегодня наиболее перспективными для экспорта эксперты считают малину и голубику, так как спрос в Европе на эти ягоды довольно высокий.
Голубика
Основные страны-импортеры голубики в Европе. Источник: Cort Brazelton & Kayla Young / International Blueberry Organization
Рынок голубики из всего фруктово-овощного сегмента развивается быстрее всего. По данным Международной черничной организации с 1995 по 2016 производственные площади под голубикой увеличились с 25 тыс.га до 140 тыс. га, а объём производства вырос в 20 раз!
Этот восходящий тренд продолжается. Связан он преимущественно с появлением новых регионов производства голубики. Хотя США по-прежнему являются мировыми лидером в производстве этой культуры (с показателем 250 000 тонн или 87% от общемирового объема), за последние несколько лет производство голубики интенсивно развилось в Южной Америке (Чили, Аргентина, Перу). В последние годы наблюдается резкий рост производства в Испании и Марокко, а также в Азии, где лидером стал Китай.
На европейском континенте лидером является Испания – объем производства ягод 30 000 тонн, Польша находится на 2-м месте с 16 000 тонн в 2016 году, для сравнения Украина в 2017 году имеет показатель 2 000 тонн.
Среди сильных и быстрорастущих конкурентов Украины следует отметить Испанию. Произведенные в этой стране южные сорта обеспечивают высококачественные ягоды, существенно лучше, чем высокий северный сортотип голубики. В провинции Уэльва, которая до недавнего времени была известна как мировой производитель клубники, было заложено множество новых плантаций голубики (общая площадь в этом регионе оценивается примерно в 2 500 га), а производство растет на 20-30% в годовом исчислении. Хотя поставки испанской черники приходятся на март - конец мая - начало июня, они могут быть намного дольше и, следовательно, конкурируют с более северными регионами – Польшей, Украиной, странами Балтии. Также заявляют о себе на рынке голубики Румыния, Болгария и Хорватия. Такие производители как Перу и Аргентина «наступают на пятки» по окончанию сезона реализации упомянутых производителей.
Почти 90% украинской голубики идет на экспорт, так как стоимость ягоды в розничных сетях достигает 200 гривен, что делает ее слишком дорогой для украинского покупателя. Впрочем, на данный момент внутреннее производство покрывает только 15% спроса на голубику в самой в Украине. Потребность на европейском рынке растет и, как минимум, в ближайшие три года переизбытка этого продукта не предвидится. Основными импортерами голубики являются Великобритания (66 млн. евро) и Нидерланды (62 млн. евро). Также крайне перспективными для сбыта голубики являются страны Ближнего Востока.
Инвестиции в производство голубики несколько выше, чем в выращивание других ягод, что связано с необходимостью внедрения технологий защиты от вредителей и покупкой специальных сертификатов для выхода на рынок ЕС. Однако, и доход от голубичного бизнеса выше.
Наиболее интересным инвестиционным предложением в этом сегменте ягодного бизнеса является ягодное хозяйство по выращиванию голубики в Киевской области. Согласно расчетам, срок окупаемости инвестиций составляет 6 лет, а их сумма при закладке 100 га – 7,8 млн. долл.США. Проект привлекателен в первую очередь благодаря наличию сформированной команды специалистов, которые уже выстроили современное инновационное хозяйство с использованием новейших технологий. Фактически, речь идет об инвестиции или приобретении уже функционирующего и стабильно развивающегося хозяйства, которое имеет все шансы выйти в лидеры на рынке.
Малина
Выращивание малины также активно развивается в нашей стране. В 2018 экспорт из Украины замороженной малины вырос в 1,6 раз (по данным аналитиков Украинской плодоовощной ассоциации), при этом 80% этих ягод было поставлено в Польшу. Украина стала третьим поставщиком малины в Европе и четвертым в мире. Однако на экспорте малины украинские аграрии заработали на 5% меньше, чем в 2017 году, что связано с низкими закупочными ценами ягоды летом, когда малину скупали по 7-10 гривен за килограмм. Впрочем, при условии инвестиций в качественную заморозку и формирование бренда украинская малина может быть очень конкурентоспособной на мировом рынке, особенно в органическом сегменте.
Потенциальным инвесторам стоит обратить внимание на возможность приобретения готового хозяйства по выращиванию малины в Переяслав-Хмельницком районе Киевской области. Площадь ягодника составляет 10 га, и имеется потенциал увеличить его до 50 га. Этот вариант отлично подойдет для тех, кто только планирует начать свой ягодной бизнес. За относительно небольшую цену собственник получит уже 4 годичное хозяйство со всей инфраструктурой.
Хороший потенциал для развития есть и у сертифицированного органического хозяйства по выращиванию малины и смородины в Житомирской области. Лишь 10% от общей площади участка (52 га) освоено на сегодняшний день. В предложение также включен необходимый инвентарь и оборудование для ведения сельскохозяйственной деятельности.
Заключение
Производство ягод в Украине активно развивается, чему способствуют благоприятные внутренние и внешние факторы. Основными рисками выращивания ягод традиционно считаются вредители и погода. Впрочем, активное внедрение инноваций позволяет снизить их до минимума. Ни одна отрасль сельского хозяйства Украины не демонстрирует такого стремительного роста, так что можно с уверенностью констатировать о «ягодной лихорадке».