«Бизнес должен оставаться голодным и искать прибыль» – Павел Обод

«Бизнес должен оставаться голодным и искать прибыль» – Павел Обод

Что такое финансовый менеджмент и зачем он нужен компании - рассказывает СЕО Sloboda Studio Павел Обод

Очень часто самый лучший стартап, имея удачный бизнес-план и перспективную идею, не доживает до прибыльности из-за неумения распоряжаться собственными финансами. Что такое финансовый менеджмент, зачем он нужен и как его вести в интервью InVenture рассказал Павел Обод, CEO Sloboda Studio и консультант IT-компаний.

Финансовый менеджмент – это управление денежными потоками. Большинство людей понимает, что любое действие, связанное с финансами, требует определенного учета – будь то специальная программа или бумажный учет. Они записывают свои доходы и затраты и думают, что они управляют финансами. Стартап смотрит, сколько он потратил в этом месяце и на что – зарплаты, маркетинг, продвижение и т.д. Это первый уровень управления финансами. Некоторые идут дальше и начинают планировать бюджет на следующий месяц или год. Третий уровень – когда вы не только планируете свои доходы и расходы, но и составляете финансовый план на квартал, месяц и даже на день, и стремитесь к его выполнению.

Если говорить о четвертом уровне, то это компании, которые не просто планируют свои финансы, а управляют ими в прямом смысле слова. То есть, они могут заранее предвидеть недостачу средств, например, для выплаты зарплаты, и начинают срочно предпринимать необходимые меры.

 Если менеджер видит, что в скором времени у компании появятся лишние средства, то он может использовать их для инвестирования в тот же банковский депозит и получения дополнительного пассивного дохода. Это и есть финансовый менеджмент, когда вы не просто ведете учет средств на счетах, но и грамотно планируете и используете свободные финансы, а также привлекаете необходимое финансирование по мере надобности.

Для управления финансами в небольшой компании достаточно использовать базовые таблицы. Лично я пока не нашел для себя удобный инструмент, которым я мог бы пользоваться. Пока что у меня разработана система таблиц в Excel отдельно для личных финансов, отдельно для бизнеса и отдельно для тех средств, которые  вынимаю из своей компании. Последнее – это очень важный момент, особенно для стартапа, который хочет расти не только за счет инвестиций, но и за счет клиента.

Существует три основных документа, которые отражают состояние вашей компании. Есть баланс, который показывает, сколько у вас на сегодняшний день средств, в какой валюте, сколько у вас оборудования и т.д.

Второй документ – это ежедневная таблица план-факт. Вы планируете на каждый день по каждой категории сумму ожидаемого расхода и запланированной прибыли (или убытка).

Третий документ – это месячный финансовый план, в котором также отражаются ваши запланированные доходы и расходы. Ежедневно вы тратите всего пять минут на обновление этих документов, но можете планировать свою деятельность на достаточно длительный период.

Говорят, что слово «нищета» пошло от слова «не считать». Когда люди не считают свои средства, это очень часто приводит к печальным последствиям, и проблема с Cash-flow может погубить весь бизнес. Что случается достаточно часто.

Многие задают вопрос, как можно планировать прибыль стартапа? Как можно предсказать количество клиентов, средний чек с каждого клиента? Только предположить. Спланировать приток клиентов и, соответственно, доходы, сложно в любом бизнесе, не только в стартапах. Лучше построить предположение с вероятностью 90%, чем вообще ничего не планировать. Предполагать стоит с трезвым оптимизмом. Допустим, вы считаете, что  вам в месяц за подписку на ваш продукт заплатит 100 клиентов. Но, помимо простого плана, вы еще работаете над маркетингом, продвижением, привлечением новых клиентов и партнеров. На вопрос «как спланировать доход» нет простого ответа. Ставьте перед собой цели и выполняйте их. И не забывайте постоянно корректировать свои планы в зависимости от ситуации.

 Будет ли вести учет финансов СЕО или же отдельно будет наниматься финансовый менеджер – это зависит от размеров компании. Не секрет, что в начинающих компаниях, в команду которых входят три, пять или даже пятнадцать человек, часто совмещаются роли. В стартапах директор обычно делает все – от разработки проекта, до маркетинга и управления финансами. Когда компания дорастает до того, что имеет смысл нанять финансового менеджера, который будет заниматься исключительно управлением финансами на профессиональном уровне, то лучше это сделать.

Надо понимать, что не всегда полезно совмещать должности. Психология финансиста и бухгалтера сильно различается. Финансовый менеджмент – это больше предпринимательский подход,  когда нужно ставить какие-то бизнес-цели, управлять, думать, как правильно использовать прибыль и остатки на счетах и где можно срочно занять средства. В противоположность ему, бухгалтер должен быть очень консервативным, он должен строго соблюдать каждое правило и закон.

Подбирать в компанию финансового менеджера имеет смысл, когда бизнес уже стабилен, и директор может себе позволить отойти даже от финансового планирования. Это должен быть человек с предпринимательским складом ума, он должен быть хорошо осведомлен о существующих финансовых инструментах и понимать, когда и какие из них можно использовать.

Я бы порекомендовал предпринимателям начать свое планирование с годового плана, который будет обновляться ежемесячно. Второй совет – если у вас уже стабильная бизнес-модель, то следите, чтобы в вашей компании не застаивались деньги. Когда у вас набралась какая-то касса, то есть соблазн оставить деньги на счетах и создать себе такую «подушку безопасности».  Бизнес должен оставаться голодным, как волк, и искать себе прибыль. Если у вас слишком много свободных средств, то вы расслабляетесь, начинаете покупать в офис дорогую мебель, тратить безумные деньги на странный маркетинг и т.д.

Я рекомендую вынимать деньги из своего бизнеса, оставляя минимально необходимый для его жизни запас средств. И просто тратьте эти средства на себя – покупайте себе что-то, путешествуйте, получайте удовольствие от своего бизнеса. Это поднимет вашу мотивацию и покажет реальные результаты того, что вы делаете.

 

Интервью проводила Мила Лернер / InVenture Investment Group

Читайте также