Где мы ищем проекты для инвестирования?
Конференции, где мы бываем, и наши связи — это два источника, где мы находим успешные проекты. Эту сеть, через которую мы узнаем о новых проектах, составляют наши довольные партнеры, друзья и знакомые. Тщательное знакомство с компаниями, в которые мы инвестируем, и наш нетворк создали нам хорошую репутацию. Репутация в венчурном инвестировании значит очень много. Нас сначала не знали, потом плохо знали, а теперь знают очень многие и хорошо о нас отзываются. Существуют так называемые черные списки — стоит туда попасть, и все. Если компании спросят о таком фонде и ответ будет не кардинально положительным, то шансы работать на рынке будут равны нулю. Поэтому мы очень гордимся, что создали такую репутацию, когда вопрос «Кто они?» на нашей территории уже не задают. Наша территория — это Европа и США.
В поисках «своего» проекта мы посещаем огромное количество мероприятий. Команда из четырех человек круглый год перемещается по разным конференциям. Это интересно, но очень сложно. Обувь на низком ходу — это единственное средство для выживания на таких конференциях. Потому что приходится организовывать по 10–15 встреч, каждая по 10–15 минут. К таким конференциям мы готовимся неделями. Изучаем каждого интересного нам участника, бронируем с ними встречи буквально по минутам. И здесь надо иметь очень хорошее зрение, чтобы найти в толпе на такой конференции нужного человека. Плюс там все кричат и надо суметь их перекричать.
Такие конференции проходят в разных странах мира — в Европе и в Америке. Мы сейчас далеко не ездим, если и перемещаемся дальше, то больше для знакомства и развития отношений. Вдруг наши стартапы поедут в Азию. В Азию мы ездим на закрытые встречи, где знакомимся с инвесторами и разными клубами. Это потом помогает там продвигать наши стартапы.
Подобные связи нам помогли в Индии. Там надо иметь своих людей, потому что с чужими, без личных отношений не «запартнеришься». Индийский бизнес немного похож на китайский — там надо знать хорошо людей, вплоть до семей. Мы туда ездим пару раз в год, так как у нас есть целый портфель индийских компаний. Кстати, именно в Индии у нас в 2014 году была первая сделка с Facebook по продаже компании Little Eye Labs.
Сделка была очень крутой, жаль, что нам не дали доинвестировать больше. Это я о том, что индусы осторожные и так просто чужеземцев к себе не пускают. У них и так все хорошо — населения много, и они сами не знают, куда свои деньги проинвестировать. Поэтому аргументы — возьмите нас, мы такие крутые и классные из Украины, не работают. Они не до конца идентифицируют, откуда именно мы.
Тем не менее мы работаем сейчас с самыми большими фондами. Всего у нас 600 партнеров, которые с нами инвестировали в 120 компаний. Если кому-то рассказать об этом, то они падают в обморок, потому как все эти фонды из Европы, а мы из Украины. Но Украина на хорошем счету в плане технологических талантов, поэтому до сих пор все хотят поддерживать отношения с нами.
Как убедиться в успешности проекта?
К нам приходит довольно много предложений не из нашего нетворка, но мы их почти никогда не рассматриваем. Если до этого никто из больших инвесторов не заинтересовался таким проектом, а сам проект не пришел к нам через наш проактивный поиск, не через наших партнеров, то чаще такой проект не наш.
Когда есть сложная тема, в которой мы не суперспециалисты, мы всегда можем позвонить нашим товарищам из крутых фондов, которые являются специалистами в этом вопросе, и просто их спросить: смотрели ли вы эту компанию? Что думаете, каково ваше мнение или мнение кофаундера? Получить ответ на эти вопросы очень важно, особенно на ранней стадии инвестирования. И мы такие ответы получаем буквально в тот же день или в течение пары суток. Мы сами по таким ответам учимся и быстро делаем вывод.
Кроме того, мы связываемся с предпринимателями, которые уже проинвестировали в похожие проекты, те советуют нам своих знакомых, которые уже тоже инвестируют в такие проекты. Так мы этими тремя poll check страхуем свои и партнерские риски. Этим мы отличаемся от других фондов.
Так и работает наш нетворк — мы посоветовали, нам посоветовали. Перед тем как сделать звонок какому-то фонду, надо знать его интересы. У нас могут узнать, что интересного происходит в странах, где есть наш интерес. Мы всегда готовы передать кусок хорошей инвестиции, чтобы этот нетворк работал. Сделал 10 звонков — и уже можно пару компаний отобрать. Мы активно этим пользуемся.
Как мы работаем с портфельными компаниями?
Это очень интересный и сложный процесс, который продолжается нон-стоп. Компаниям все время что-то надо. Кому-то надо помочь найти CMO, CFO или СТО (соответственно директор по маркетингу, финансовый директор и технический директор). В общем, миллион вопросов. У нас есть свои списки разных полезных людей на разных территориях.
Если, к примеру, на какой-то конференции мы находим какую-то компанию, занимающуюся чем-то новым, то сразу забрасываем ее в наш нетворк, чтобы ее компетенцией воспользовались наши компании. Может, с этой новой компанией изменятся показатели уже существующих проектов.
Если нашим партнерам надо зайти в какую-то крутую компанию, то у нас есть свои списки людей, ранее там работавших. К примеру, ты продаешь софт и тебе надо попасть в Microsoft — тут может помочь бывший топ-менеджер этой компании или тот, кто имел какие-то допуски в ней. Да, это примитивно, но это работает.
Еще одна новая тема, которая уже стала отдельным бизнесом, — кризис-менеджмент. Этот бизнес появился на волне кризиса, когда все поняли, что шальных денег больше нет и распоряжаться средствами надо грамотно. Уже даже в США никто не готов терять девять из десяти компаний, пусть денег и много. Все проекты проверяются на ранней стадии, и мы тоже делаем все, чтобы избежать риска даже в гиперрисковом венчурном бизнесе.
И когда компания оказывается в кризисе, то возникает необходимость down round. Собираются инвесторы и решают — кто останется после переоценки компании. И компанию, в которую проинвестировали, скажем, 100 млн, оценивают в 3 млн. И те, кто вложил в компанию 20 млн, теперь могут вложить только 1 млн и получить уже совершенно другую долю. Им это становится интересно. Но таких кризис-менеджеров на рынке сейчас мало, хотя кейсов хватает. У нас вот тоже есть такой кейс. Компания, которая была почти похоронена, после кризис-менеджмента стала лидером медицинских услуг в Великобритании.
Это новая тема и новая фишка, которая сейчас работает на рынке. Партнеры и фонды из пассивных участников процесса становятся активными и начинают заниматься операционным управлением компаниями, в которые они вложились.
Источник: leadership.name / Максим Бироваш