Инвесторы любят, когда основатели относятся к их деньгам, как к своим

Инвесторы любят, когда основатели относятся к их деньгам, как к своим

Виктория Тигипко, основательница венчурного фонда TA Ventures о том, как за $200 000 приобрести опыт и о «черном списке» инвесторов

Виктория Тигипко — венчурный инвестор в самом прямом смысле этого слова. За год сотрудники ее фонда TA Ventures знакомятся с тысячами амбициозных проектов по всему миру. Получить приветственный имейл от ее TA Ventures — мечта многих стартапов в Европе.

Но инвестировать — это полдела. Главное — выйти из проекта с плюсом. Согласитесь — здесь мало одного бизнес-расчета, надо иметь тренированную интуицию. Фонду Виктории удается реализовать эту схему в большинстве своих проектов. С момента основания в 2010 году фонд проинвестировал около $50 млн в 130 компаний. Выиграл больше, чем проиграл.

Виктория рассказала, что для нее является красным флагом в отношениях с партнерами, почему MBA – это больше про networking, а Pomodoro — не помидор.

Виктория, сегодня все чаще в бизнесе говорят об эмоциональном интеллекте, об эмпатии. В одном из интервью я читал, что вам нечто «метафизическое» помогает выбрать проект, в который инвестировать. Каким должен быть этот проект и его команда? Какие качества вы должны в команде увидеть, чтобы решить инвестировать?

Мы смотрим сразу на ряд параметров, и если в компании есть дисбаланс, то, скорее всего, нам не следует торопиться инвестировать в нее. Существует несколько концептов, которыми пользуются венчурные фонды. Один из них — принцип 5T, где:

T1 – это команда (Team), T2 – технологическая составляющая продукта (Tech), T3 – рынок, в который целится стартап (TAM), T4 – текущий коммерческий статус компании, ее активность (Traction) и T5 – факторы, которые способны защитить бизнес от внешних угроз (Trenches).

Дополнительно мы анализируем риски и собираем обратную связь от опытных игроков индустрии. Когда на все эти вопросы мы находим ответы, и они положительные, тогда уже выносим компании на инвестиционный комитет и принимаем финальное решение.

Команда однозначно играет одну из самых важных ролей, и ее главным качеством должна быть способность в нужный момент поменять стратегию и резко развернуть компанию в другую сторону (pivot).

Как вы и ваши коллеги проверяете уровень профессионализма и вовлеченности в проект членов команды проекта — может быть, есть специальная методика, психометрические тесты?

Самый действенный способ – это личная беседа. Иногда очень помогает пообщаться с теми, кто не был проинформирован о вашем визите. Как правило, в этом случае открываются самые интересные инсайты. Помимо профессиональных вопросов, можно задавать и личные. Обязательно это делать в формате открытых вопросов, на которые нельзя ответить «да» или «нет». Вовлеченность и честность легко проверяется исходя из ответов.
Иногда очень помогает пообщаться с теми, кто не был проинформирован о вашем визите

Бывали ли случаи, когдана первый взгляд вполне себе хороший проект не был профинансирован вашим фондом в силу каких-либо неочевидных, но важных причин? Я вспомнил об эпизоде, когда вы увидели стартаперов в бизнес-классе самолета. Было ли еще что-то подобное?

Мы смотрим тысячи стартапов в год, среди них иногда попадаются хорошие, с которыми у нас не сложилось химия. Сигналов, которые могут свидетельствовать о прекращении работы с той или иной компанией, достаточно много. Недавний случай – это недоговаривание и изменение фактов в пользу своего бизнеса. Основатель подумал, что мы не сможем проверить данную информацию. Для нас это сразу red flag, с такой компанией мы не будем иметь дело.

Недавно общался с одной из ваших коллег и услышал такую интересную вещь, что в бизнесе должен быть человек, который в нем ничего не понимает. Роль такого человека — задавать вопросы о том, почему нельзя сделать то или это? Это позволит выходить за рамки, которые есть у людей, глубоко погруженных в бизнес. Такой человек в вашем бизнесе возможен? Или обязательно глубоко быть в теме?

Бэкграунд моих коллег по фонду достаточно разнообразный, это тот самый баланс, который позволяет выходить за рамки. ажно работать с людьми, которые способны широко мыслить. Не только в рамках своей вертикали, а еще и горизонтально. Зачастую креативное решение приходит именно от таких специалистов. Еще в нашем бизнесе нужно быть очень любопытным, это одно из качеств, которое присуще нашей команде.

Вы говорили, что есть компании, которые были в упадке, но после антикризисного менеджмента стали лидерами в своей отрасли. В чем суть такого антикризисного менеджмента?

Горизонт планирования у стартапа достаточно ограничен, это 3-6 месяцев для ранней стадии (pre-seed), 6-12 месяцев для более зрелой стадии (seed) и 12-18 месяцев для тех, кто уже генерирует доход (seed и Series A компании). Ситуаций, в которых все может пойти не по плану, огромное множество – важно в эти моменты не побояться принять сложное решение. Иногда это очень болезненно, но помогает компании сделать несколько шагов назад с целью переосмысления своей стратегии и дальнейшего развития.

Я так понял, существует черный список инвесторов, с кем вы не станете кооперироваться никогда. Что нужно сделать, чтобы попасть в такой список?

Это может быть неэтичное поведение менеджмента фонда, как по отношению к стартапам, так и к другим фондам в синдикате. Такой фонд также может распространять информацию, которая под NDA (Соглашение о неразглашении), тем самым причиняя вред компании.

В интервью Big Money вы говорите, что не надо сидеть на стуле из крокодиловой кожи, когда считаешь каждую копейку. Экономия — это понятно, но как найти золотую середину, понять, сколько надо инвестировать, чтобы не погубить излишней бережливостью перспективный проект?

Инвесторы любят, когда основатели относятся к инвесторским деньгам, как к своим собственным. На примере маркетинга — это найти самые эффективные и конверсионные каналы и только после этого начинать массивно инвестировать в них. Иногда все же не удастся отделаться маленьким маркетинговым бюджетом, но тенденции увидеть можно. Другими словами, инвестировать можно и нужно в те процессы, которые поддаются прогнозированию и масштабированию в будущем.

Я беседовал с предпринимателями разных возрастов и с разным пониманием того, зачем им бизнес-образование. Некоторые говорят, что нужно идти учиться, другие — не нужно, ибо МВА будет потом мешать принимать какие-то смелые и оригинальные решения. Как у вас обстоят дела с дипломами разных цветов, и нужны ли они вообще в бизнесе с такой динамикой?

MBA – это больше про networking и способность достучаться до нужных людей в кратчайшие сроки. Лучше всего бизнесу может научить свой собственный бизнес. Кстати, привычное бизнес-образование потихоньку уходит в онлайн. Посмотрите на американские школы: количество офлайновых программ там сокращается. Скажем так, консалтинговые компании / фонды по-прежнему обращают внимание на образование, но это не обязательный компонент, чтобы стать успешным предпринимателем или инвестором. Проинвестируйте как angel investor эти 200 тысяч долларов в 10 компаний на ранних стадиях – скорее всего, все они прогорят, но в процессе вы гарантированно получите опыт, несоизмеримый с MBA.

Что для вас кризис — упадок или возможность стать лидером рынка?

Конечно второе — в период кризиса всегда кто-то зарабатывает и выбивается в лидеры. Происходит настоящая и тяжелая гонка с препятствиями, но победивший окупит все усилия.

Согласны ли вы с выражением: «Нанимайте не спеша, увольняйте быстро»?

Да, мы как правило с особым отношением подходим к поиску новых членов команды — можем подолгу отказывать кандидатам, пока не найдем своего человека. Команда также принимает решение и высказывается, насколько комфортно ей работать с тем или иным человеком. Мы также уделяем внимание обратной связи на рынке, общаемся с людьми, которые могут поделиться с нами инсайтами. Стоит отметить, что такой темп, как в TA, не каждый может выдержать, и бывает, что мы прощаемся после тестового периода.

Что для TA Ventures первостепенно важно, какая ее миссия?

Для TA Ventures самое главное – поддержать максимальное количество талантливых фаундеров, способных девушек и парней, которые выходят на глобальный уровень технологий. Которые меняют мир к лучшему. И это не высокие слова, это реальность. Уверена, что без социальной составляющей ни один бизнес не может нормально существовать. Поэтому рядом с любым бизнесом должен быть social impact — баланс того, что ты зарабатываешь и что отдаёшь.

В этой связи еще одно важное направление TA Ventures — это поддержка и промоутирование нового образования для детей. Для этого создали волонтерский проект Code Club UA – сеть клубов по обучению детей программированию. А также проект EscapeLab по углубленному изучению детьми программирования, математики, бизнес-английского. Сегодня время социальной активности для каждого без исключения предпринимателя – будь то малый, средний или тем более крупный бизнес. Разобрать для себя большую или маленькую вертикаль, одну из составляющих успеха наших с вами детей – сегодня это однозначно вызов и требование времени.

Активно развивается наше женское бизнес-комьюнити WTECH – закрытое сообщество для женщин-руководителей в IT и tech-бизнесе. Каждый месяц участницы комьюнити встречаются, чтобы обменяться опытом, вдохновиться, поддержать друг друга в развитии бизнеса. WTECH дает своим участницам менторскую поддержку, общение с потенциальными инвесторами, помогает с развитием бизнеса и поиском партнеров. Сейчас в сообществе около тысячи женщин, но вперспективе на несколько лет планируем увеличить их количество до 10 000.

Источник: Leadership Journey

Читайте также