В какие IT-компании вкладывать деньги в условиях кризиса

В какие IT-компании вкладывать деньги в условиях кризиса

Дмитрий Волконский, инвестор в UATECH о том, в какие IT-компании стоит инвестировать во время финансового кризиса

Последние две-три недели в украинском медиапространстве активно обсуждают, как бизнес несет потери из-за кризиса. Однако пока что у нас только карантин. Мы еще не находимся в кризисе с экономической точки зрения — но в ближайшее время имеем все предпосылки его получить.

По словам финансовых аналитиков, этот глобальный кризис будет отличаться от того, который мы видели в 2008 году. В тот раз был кризис ликвидности, а сейчас нам грозит серьезное обесценивание валюты — даже такой твердой, как доллар. Причина происходящего заключается в том, что США активно «вливает» деньги в экономику, а Европа вскоре присоединится к этому тренду.

В ближайшие несколько лет деньги перестанут быть «тузом». А значит, стоит уже сейчас начать думать, куда их можно вложить. Вероятно, сейчас на рынке откроются возможности в разных секторах экономики. Но моя специализация — исключительно IT-компании, поэтому я расскажу подробнее именно об этой индустрии.

Как инвестор я разделяю украинские IT-компании на три категории:

  • сервисные IT-компании (чаще их называют аутсорсинговыми или аутстаффинговыми);
  • венчурные компании (чаще их называют стартапами);
  • Traffic-Driven компании.

Есть еще четвертый тип — все остальные компании, бизнес-модели которых достаточно специфичны и сложны. К примеру, инновации в сфере Hardware, биотехнологий или аграрной промышленности. Но, на территории Украины это, скорее, исключения из правил. Возможно, среди них есть неплохие варианты — но в них лучше заходить через фондовый рынок.

Рассмотрим, какие возможности для инвестирования в сервисные, венчурные и Traffic-Driven компании могут появиться в ближайшее время.

Сервисные компании

Украина идеально подходит для такой бизнес-модели: этому способствуют низкие налоговые ставки, хорошая техническая база специалистов и приемлемая стоимость рабочей силы на фоне низкого уровня жизни нашей страны по сравнению с западными странами-заказчиками.

С другой стороны, у нас в стране крайне тяжело создать продуктового «единорога», который был бы разработан в Украине от начала и до конца, — даже по сравнению с соседней Беларусью, где их уже было несколько. А пока у нас нет больших продуктовых компаний, то и учиться создавать стартапы украинским специалистам негде.

В то же время наш рынок аутсорсинга достаточно живой: в Украине работает более 1 600 сервисных IT-компаний с десятками тысяч IT-специалистов. В этой индустрии заключают крупные сделки на десятки и сотни миллионов долларов. В одной из них поучаствовал и я, когда купил сервисную компанию и спустя три года продал ее почти в три раза дороже. Такой доходности в 100% годовых может позавидовать любой стартап.

Стандартный мультипликатор зависит от размера компании и профиля клиентов. В среднем это 0,8−1,2 * Revenue или же 5−7 * EBITDA. Это означает, что такая инвестиция может давать по меньшей мере 15−20% годовых и быть относительно стабильной.

Единственное, на что я бы смотрел в сегодняшних реалиях — это профиль клиентов. Если среди заказчиков присутствуют компании из сферы туризма, авиа, а также нефтегазовой промышленности, то это большой риск. Лучше отдать предпочтение компаниям, клиенты которых не окажутся задеты обстоятельствами во время кризиса. Например, бизнес, связанный с организацией службы доставки или разработкой инструментов для удаленной работы.

Венчурные компании

Мой опыт в этой индустрии — преимущественно отрицательный. Я был ангелом в нескольких компаниях, партнером некоторых венчурных фондов, а также лично пытался создавать стартапы на западный рынок. И пришел к тому, что в Украине заработать на венчурном бизнесе практически невозможно.

Это вполне обосновано: в Украине нет должной экосистемы и прочих предпосылок, чтобы конкурировать с западными игроками. В условиях надвигающегося кризиса риски относительно стартапов можно смело умножить на 10. Исключение — если продукт случайным образом не «выстрелит», решая какие-то новоявленные проблемы.

Но я искренне желаю удачи всем ребятам, кто пытается создавать такие проекты. Эти предприниматели учатся на своих ошибках, получают новый опыт — и постепенно меняют реалии нашего рынка в лучшую сторону.

Traffic-Driven компании

Это мой любимый сегмент и основная точка фокуса в инвестициях. Наш фонд инвестирует преимущественно в крупные СРА сети и устоявшиеся компании, работающие на рынке партнерского маркетинга. Я считаю, что именно Traffic-Driven компании максимально соответствуют нашей стране, менталитету и реалиям, в которых мы живем.

Классические аутсорсинговые компании я нахожу для себя слишком скучными: на них практически невозможно быстро заработать много денег. Мой инвестиционный опыт — это, скорее, позитивное исключение из правил или благоприятное стечение обстоятельств. Иначе мне удалось бы получить не 100%, а максимум 30−40% годовых. Но я не думаю, что захочу повторить этот опыт в будущем.

Traffic-Driven компании совмещают в себе потенциал роста, уровень стресса и турбулентности стартапов с более-менее прогнозируемой доходностью, которую обеспечивает, например, аутсорсинговый бизнес. Бизнес, построенный на трафике, — это достаточно широкая сфера деятельности. В него входят как небольшие SEO- и арбитражные команды, так и компании, которые создают определенные продукты, требующие привлечения трафика.

На больших объемах трафика легко проверять различные гипотезы. Более того, перед разработкой продукта можно сделать небольшой лэндинг, купить на него рекламу в Google или Facebook и оценить уровень спроса. Это позволит не вкладывать деньги в создание бесперспективных продуктов.

Нужно сказать, в этой сфере также есть некоторая турбулентность уже сейчас. Но если выбрать востребованные продукты, например, антисептики, медицинские маски или бритвы для волос, то и во время карантина можно привлечь большой объем трафика и заработать. Другой пример: недавно украинский фонд Adventures Lab проинвестировал в разработку приложения по астрологии — это тоже продукт, который завязан на привлечении трафика и в условиях человеческой неопределенности будет очень хорошо расти. Уже сейчас рынок астрологии в США оценивается в $2.2 млрд.

Я думаю, что сегмент Traffic-Driven компаний будет активно расти. Уже сегодня в Украине в этой области работают тысячи людей. Это хорошая возможность для молодых предпринимателей быстро заработать при небольших вложениях.

Подведем итоги

В условиях грядущего кризиса стоит выбирать для инвестирования бизнес, который сможет приносить прибыль в этот непростой период. Traffic-Driven и сервисные IT-компании — это живые и активно растущие индустрии, которые способны обслуживать такие востребованные секторы, как, например, продуктовый ритейл или фармацевтику. Кроме этого, такие компании всегда могут быстро переориентироваться на новые рынки. А значит, этот бизнес имеет все шансы выстоять в период экономической нестабильности и даже приумножить капитал.

Источник: Новое Время

Читайте также

Обратный звонок
✓ Valid