1. Общая характеристика рынка холодильных агрегатов и станций в Украине
Украинский рынок холодильных агрегатов и станций является импортозависимым. Более 80% продукции завозится в Украину. Высокая стоимость некоторых агрегатов приводит к тому, что в Украину ввозились агрегаты и станции, которые раньше уже были в использовании, и количество такого оборудования на рынке будет продолжать расти.
Основное влияние на отрасль промышленного холодильного оборудования оказывает увеличение количества гипермаркетов, специализированных продовольственных магазинов и супермаркетов, изменение тенденций в потреблении продуктов питания, рост международной торговли продуктами питания, рост продаж замороженных продуктов в развивающихся странах, увеличение числа ресторанов, особенно в сегменте фаст-фуд. Среди сдерживающих факторов — установление предельного уровня потребления электроэнергии малыми предприятиями розничной торговли.
На рынок холодильных агрегатов и станций влияют следующие факторы:
- Развитие торговых сетей и HoReCa. Развитие данных направлений увеличивает спрос на холодильное оборудование, в которых применяются исследуемые агрегаты.
- Развитие промышленного производства, в том числе производства пищевых продуктов. Техническое обеспечение многих предприятий на сегодняшний день имеет высокую степень износа. Необходимость замены приводит к повышенному спросу на холодильные агрегаты и станции.
- Развитие холодной логистики. Одной из проблем рынка холодной логистики является неравномерное региональное распределение складов в Украине, т.е. потребители услуг могут столкнуться с дефицитом предложения на некоторых территориях. Важной проблемой рынка является малое количество высококлассных, современных складских мощностей. Часто элементами холодовой цепи становятся помещения без гибкой системы охлаждения (поддерживается малый диапазон температур, неизменный для разных видов товаров), без системы контроля и системы реагирования на форс-мажорные ситуации, без отдельных холодных погрузочных зон и т.д. Это относится к старым помещениям, оборудование которых устарело и не отвечает современным стандартам безопасности пищевых продуктов.
В денежном выражении емкость выросла в большей степени в связи с ростом производства и увеличением импорта. Емкость выросла за счет роста производства на 83,04% и роста импорта на 3,27%.
Холодильные агрегаты и станции можно разделить на следующие:
- Агрегаты для промышленного холодильного оборудования. Применяются на предприятиях пищевой промышленности для оборудования заморозки и хранения продукции, а также для обеспечения технологических процессов.
- Агрегаты для торгового холодильного оборудования. Используются для хранения пищевых продуктов в продовольственных магазинах, HoReCa.
2. Общие показатели рынка, динамика емкости рынка холодильных агрегатов и станций в 2017-2018 гг.
В денежном выражении емкость выросла в большей степени в связи с ростом производства и увеличением импорта. Емкость выросла за счет роста производства на 83,04% и роста импорта на 3,27%.
Таблица 1
Расчет емкости рынка холодильных агрегатов и станций в Украине в 2017 – 2018 гг. в денежном выражении, млн. грн.
Источник: по данным Государственной службы статистики Украины, оценка Pro-Consulting
В денежном выражении емкость выросла в большей степени в связи с ростом производства и увеличением импорта. Емкость выросла за счет роста производства на 83,04% и роста импорта на 3,27%.
Основу рынка в 2017 – 2018 гг. составляли компрессоры. Далее следовали компрессорно-конденсаторные агрегаты и компрессорно-конденсаторные блоки.
Суммарная доля данных видов продукции в анализируемом периоде находилась в пределах 92 - 94%.
Доля отечественной продукции в Украине в 2018 году в структуре увеличилась на 6,7%. Однако импорт все еще продолжает составлять основу рынка. При этом значительная часть комплектующих для сборки завозится в страну, поэтому в Украине еще длительный период будет наблюдаться преимущество импорта над отечественной продукцией.
При этом в денежном выражении доля отечественной продукции является значительно выше, поскольку в импорте основу составляют поставки компрессоров, на базе которых уже в Украине собираются более дорогостоящие холодильные агрегаты и станции.
3. Описание факторов, влияющих на формирование цены, структура
Согласно данным о текущих ценах импортеров, а также стоимости импортируемой продукции, наценка импортеров в анализируемом периоде находилась в пределах 20%.
Одной из главных статей расхода по производству холодильных агрегатов и станций является сырье, материалы и комплектующие. Одной из главных составляющих холодильных агрегатов являются компрессоры. Компрессоры в Украине фактически не производятся, поэтому производителям агрегатов необходимо их импортировать из других стран.
Одними из потребителей холодильных агрегатов и станций в Украине выступают производители пищевых продуктов, складские объекты.
Складская недвижимость, после стагнации 2015 – 2016 гг., начала восстанавливаться. Уровень вакантности в прошедшем году фактически достиг нулевой отметки, поскольку спрос на склады превышает предложение. Общая площадь складских помещений в Украине насчитывает около 2,4 млн. кв. м, из которых в 2018 году пустовало около 2,8%. Операторы данного рынка отмечают, что спекулятивное строительство начнется в Украине, когда ставки аренды вырастут на 30 – 50%, что по прогнозам может произойти не раньше, чем через два года.
Пищевая промышленность Украины также показывает улучшения в развитии. На сегодняшний день она обеспечивает внутренний потребительский отечественный рынок на 90%. Ежегодно прямые иностранные инвестиции в пищевую промышленность составляют около $3 млрд, а это более 25% от общих прямых иностранных инвестиций в промышленность страны.
4. Динамика производства холодильных агрегатов и станций в 2017-2018 гг.
Производство холодильных агрегатов и станций рассматривалось за следующими кодами НПП:
- 28.25.13 - Холодильное оборудование или морозильное и насосы тепловые, кроме оборудования подобного бытового;
- 28.13.23.00 - Компрессоры для холодильного оборудования.
Исходя из анализа предприятий по вышеуказанным кодам, производство холодильных агрегатов и станций не является развитым направлением в Украине.
Данное оборудование импортируют в Украину сразу готовым к продаже или совершают импорт отдельных комплектующих и производят сборку агрегатов и станций с другими украинскими комплектующими. Таким образом, данная сборка не отображается в статистике или подается предприятиями под другими кодами НПП.
В 2018 году в Украине было произведено 5,0 тыс. единиц продукции, что на 81,6% больше, чем показатель предыдущего года. В денежном выражении рост составил 83,0%.
5. Внешняя торговля на рынке холодильных агрегатов и станций в 2017-2018 гг
Импорт холодильных агрегатов и станций показал рост на 8,1%, а в денежном же выражении рост составил 3,3%. Основной причиной роста импорта является восстановление покупательской способности отраслей – потребителей на фоне возникающей необходимости замены и модернизации существующего холодильного оборудования.
Согласно данным, в 2017 – 2018 гг. в импорте продолжили доминировать компрессоры. Их доля находилась в пределах 85%. Далее следовали компрессорно-конденсаторные агрегаты – 9 – 10%.
Таблица 2
Динамика импорта холодильных агрегатов и станций (в разрезе видов оборудования) в Украину в 2017 – 2018 гг. в натуральном выражении, шт.
Оборудование |
2017 |
Доля, % |
2018 |
Доля, % |
Компрессор |
17286 |
85,43% |
18589 |
85,34% |
Компрессорно-конденсаторные агрегаты |
2101 |
10,38% |
2067 |
9,49% |
Компрессорно-конденсаторные блоки |
198 |
0,98% |
318 |
1,46% |
Компрессорный агрегат |
126 |
0,62% |
304 |
1,40% |
Тандем |
3 |
0,01% |
- |
|
Централь |
59 |
0,29% |
118 |
0,54% |
Чиллер |
462 |
2,28% |
386 |
1,77% |
Всего |
20235 |
21782 |
Источник: по данным Государственной службы статистики Украины, оценка Pro-Consulting
Наибольшая доля продукции, которая ввозилась в Украину, была из Словакии. Доля данной страны в исследуемом периоде находилась в пределах 19 - 20%. Также в ТОП-4 импортеров входили Франция, Бразилия, Китай, Италия.
В соотношении с импортом, экспорт холодильных агрегатов и станций из Украины в анализируемом периоде был незначительным. В 2018 году он вырос на 1,4% в натуральном значении, однако в денежном показал снижение на 10%.
Таблица 3
Сегментация экспорта холодильных агрегатов и станций из Украины в 2017 - 2018 гг. в натуральном выражении, ед.
2017 |
2018 |
|
Компрессор для холодильного оборудования |
106 |
122 |
Темп прироста, % |
15,1% |
|
Компрессорно-конденсаторный агрегат |
33 |
17 |
Темп прироста, % |
-48,5% |
|
Компрессорный агрегат |
- |
4,0% |
Темп прироста, % |
- |
|
Централь |
2 |
1 |
Темп прироста, % |
-50,0% |
|
Чиллер |
7 |
6 |
Темп прироста, % |
-14,3% |
Источник: по данным Государственной службы статистики Украины, оценка Pro-Consulting
Основными направлениями отправки агрегатов и станций были Россия и Грузия. В 2017 – 2018 гг. их доля в экспорте находилась в пределах 60 – 70%.
6. Каналы сбыта продукции на рынке (особенности сбыта на рынке: наличие представительств международных компаний / дистрибьюторы / B2C сегмент)
Рынок холодильных агрегатов и станций – это рынок В2В, где компания предоставляет свои товары другой компании, целью которой является получение прибыли, а не конечному потребителю. Это обуславливает некоторые особенности:
- В B2В потребитель, выбирая товар или услугу, рационально оценивает ситуацию, совершая только такие сделки, которые принесут прибыль.
- Есть принципиальная разница в скорости принятия решения о покупке. Компании-потребители проводят тендеры, переговоры, анализируют ситуацию на рынке, изучают предложения всех продавцов.
- Для продаж важен не только момент покупки, но и процессы, предваряющие продажи. Конечные потребители интересуются не только качеством товара, но и обслуживанием, доставкой.
- Маркетинг и реклама для B2B менее важны. Самое главное – качественное ведение переговоров с потенциальным клиентом. Покупателя в сфере B2B нужно убедить, что выбор нужно сделать в пользу конкретной компании, что покупатель получит выгоду.
Исходя из определения потребителей холодильных агрегатов и станций в Украине, компания может использовать следующие каналы сбыта продукции:
1. Торговые сети и специализированные магазины. Сотрудничество с крупными торговыми сетями DIY, позволяет быть ближе к потребителю. Уменьшает затраты на содержание собственных торговых площадей.
2. Интернет-магазины. Является перспективным каналом сбыта продукции в связи со стремительным развитием интернет-коммерции. Можно выделить следующие преимущества данного канала сбыта: стоимость размещения, постоянная доступность, стоимость содержания и продвижения.
3. Прямые продажи. Основным преимуществом данного вида канала сбыта является непосредственный контакт с покупателем. Развитие сети интернет и использование e-mail рассылок дает возможность уменьшение затрат на обучение торговых представителей. Минусами данного канала являются:
• Малый одновременный охват – индивидуальное общение с клиентом требует времени и не всегда окупается с позиции среднего чека;
• Сложность управления – проверка качества работы менеджера по другим критериям, кроме объёма продаж, требует больших временных затрат руководителя
• Инвестиции в обучение – менеджеры должны быть не только хорошими переговорщиками, но и разбираться в особенностях продукции и особенностях применения в сфере клиента.
Анализ основных импортеров показывает, что продукция ввозилась такими компаниями:
- Производителями холодильного оборудования для собственных нужд.
- Дистрибьюторами.
- Представителями международных компаний – так одним из основных представителей международной компании является «Данфос ТОВ» (входит в структуру «Danfoss»).
- Классические импортеры (ввозят продукцию различных производителей с последующей перепродажей без наличия статуса официального дистрибьютора).
Классические импортеры, дистрибьюторы, а также представители международных компаний имеют на своем сайте прайсы или же онлайн магазин. Помимо этого, компании заводят странички на специальных торговых площадках. К таким можно отнести https://flagma.ua/, https://prom.ua/ . Данные механизмы позволяют наладить взаимодействие с клиентами в В2С сегменте.
К таким потребителям можно отнести частных лиц и индивидуальных предпринимателей, которые предоставляют услуги ремонта холодильного оборудования.
7. Выводы и прогнозные тенденции развития рынка
На сегодняшний день рынок холодильного оборудования Украины динамично развивается. Развитию этого рынка способствует развитие торговли и пищеперерабатывающей промышленности. Возникший спрос на холодильное оборудование обусловлен тем, что на этих предприятиях преобладает уже устаревшее холодильное оборудование, требующее замены. Однако спрос на новое холодильное оборудование вызван не только потребностью переоборудования нынешних холодильных мощностей, но и расширением сферы его применения. Уже несколько лет подряд растет объем потребления продуктов, при производстве, транспортировке и хранении которых нужно соблюдать специальный температурный режим.
Большинство поставщиков холодильного оборудования Украины — компании-дилеры западных производителей, занимающиеся производством сборных агрегатов на базе импортных комплектующих. Большим спросом пользуются европейские бренды.
Основной тенденцией является устойчивое увеличение спроса на промышленный холод в мире. Прогнозируется рост мирового рынка холодильного промышленного оборудования в 2016 – 2020 гг. в среднем на 6,72% в год, вызванный, прежде всего, переходом на природные хладагенты и повышением требований к энергоэффективности оборудования, а также расширением площадей холодильных складов, активизацией пищевой и перерабатывающей промышленности в развивающихся странах. Это также повлияет и на развитие рынка холодильного оборудования в Украине, хотя и не такими высокими темпами, как в мире, под влиянием политических и финансовых факторов.
По мнению представителей компаний отрасли, в ближайшее время рынок оборудования в Украине будет расти очень динамично. Существенное влияние на это будут оказывать следующие факторы: рост количества торговых предприятий и производителей пищевых продуктов и, как следствие, увеличение спроса; рост количества украинских производителей; приход на украинский рынок зарубежных коллег не только с готовой продукцией, но и с желанием организовать и развивать собственное производство в Украине. При наличии нормального инвестиционного климата наладить производство на месте гораздо выгоднее, чем завозить готовую продукцию. Пока процесс вхождения европейских фирм на украинский рынок все еще недостаточно активный, так как, во-первых, его емкость все еще недостаточна для крупных европейских компаний, во-вторых, компании с мировым именем очень волнуют вопросы соблюдения технологии производства украинским персоналом и, как следствие, достижения адекватного качества продукции. В связи с этим возникающую нишу, вероятно, будут стараться заполнить соседи из ближнего зарубежья.