Украинская ассоциация директ маркетинга (УАДМ) совместно с Ukraine Digital News (UADN) и венчурным фондом AVentures Capital опубликовали результаты проведенного исследования рынка e-commerce за 2014 год. К сожалению, результаты оказались далеки от радужных. Рынок вырос на 19% сравнительно с предыдущим годом в национальной валюте, однако в долларовом эквиваленте – упал на 20%. Фактически, результаты в денежном выражении скатились на уровень 2012 года, отмечают эксперты УАДМ. Согласно их прогнозам, этот тренд продолжится и в 2015 году и может достигнуть 45%-ного спада. Эксперты проанализировали, на каких категориях товаров держится украинский рынок электронной коммерции и что ожидать в будущем.
Схлопывание рынка
По данным УАДМ, суммарный объем рынка электронной коммерции в Украине за 2014 год составил $1,6 млрд. (учитывались только В2С-продажи), тогда как среднегодовой курс НБУ составил 11,87 гривен за $1.
Бытовая техника и электроника
Данный сегмент лидирует среди наиболее продаваемых товаров в интернете. УАДМ подсчитала, что по итогам 2014 года объем сегмента составил $750 млн. Относительно 2013 года показатель уменьшился на 25% в долларовом эквиваленте, и увеличился на 11,3% – в гривневом. Если принимать в расчет электронику и бытовую технику, которую продавцы реализуют через маркетплейсы All.biz и Prom.ua, то объем рынка составил $760 млн.
По итогам прошлого года крупнейшим реализатором в сегменте стал интернет-магазин Repka.ua, который ранее в рейтинге не фигурировал. 13 лидеров суммарно занимают 89,2% в общем объеме сегмента.
Стоит отметить, что конверсия из посещений в покупки в 2014 снизилась в среднем на 30% по сравнению с 2013 годом. Средний чек по категории «Электроника и бытовая техника» вырос в гривне на 80% (это можно объяснить общим подорожанием товаров).
Одежда, обувь, аксессуары
Еще одним из наиболее популярных сегментов e-commerce в Украине стал Fashion (одежда и обувь). По итогам 2014 года его объем достиг $131 млн., что на 13% ниже показателя 2013 года в долларах. При этом рост в гривневом эквиваленте составил 9,6%. При учете продаж товаров через маркетплейсы biz и Prom.ua объем сегмента составил $168,8 млн.
Лидерами сегмента в 2014 году стали интернет-магазины Stilago и Lamoda, которые ране не были представлены в рейтинге (Stilago прекратил работу в Украине в 2015 году). Shopnow и Shopart в этом году презентуются отдельно.
Суммарно лидеры сегмента занимают 90,3% его общего объема.
В 2014 году средний чек в сегменте вырос на 19,6% в гривне по сравнению с 2013 годом.
Прочие категории
Хорошие перспективы среди on-lain продаж показывает сегмент «Товары для детей» (сегмент показал значительный рост в гривне и сохранения позиции в долларе относительно 2013 года), «Парфюмерия и косметика» и «Товары для авто» (относительно 2013 года оба сегмента показали рост и долларе и гривне). Большинство товаров продавцы реализуют через маркетплейс Prom.ua. Также растут продажи через интернет-магазин «Новой линии».
Тенденции и прогнозы
В 2014 году основной тенденцией, по мнению аналитиков, был переход потребителей от покупки дорогих брендовых товаров к более дешевым. Сохранение данного тренда прогнозируется до начала экономического роста в Украине и соответственного роста доходов населения.
Игроки рынка пока не дают прогнозов на развитие рынка электронной коммерции в Украине на 2015-2016 года. Но, если оценить темпы развития ключевых сегментов и общую ситуацию в стране в последние годы, то прогнозы выглядят неутешительными. По словам Валентина Калашника, президента УАДМ, при текущем темпе роста среднего чека и количества заказов по основным сегментам падение e-commerce рынка в 2015 году составит примерно 45% в долларах относительно 2014 года, а рост в гривне составит около 25%. По мнению В. Калашника, если ситуация стабилизируется, то к середине 2018 года рынок выйдет на уровень 2013 года.
Валентин Калашник, президент УАДМ
«Едва ли инвестиционные решения будут приниматься только на информации о состоянии сегмента рынка e-commerce. Тем более, что «рынка e-commerce» де-факто не существует. Рынок — это потребители определенного товара: электроники, одежды, косметики, строительных материалов, детских товаров, и т.д. Для каждой товарной категории существует свой уникальный набор факторов развития, в том числе факторов развития в интернет. Определение инвестиционной привлекательности сегмента в e-commerce невозможно без оценки привлекательности того или иного товарного рынка.
В нашем случае мы можем судить только о динамике продаж относительно других e-commerce-сегментов, о месте e-commerce в соответствующей товарной категории, сравнивать с развитием товарной категории в e-commerce в других странах.
Валентин Калашников, президент УАДМ
Украина всегда была страной «потенциала и возможностей». В том смысле что потенциал есть, но он, по большей части, никак не реализовывался. У нас есть запас для роста практически во всех сегментах. Больше возможностей роста в сегментах, которые находятся на старте развития, таких как стройматериалы, спорт и детские товары. Сложнее расти в высоко конкурентных сегментах — электроника, авиабилеты. При этом сложная политико-экономическая ситуация в стране на различных сегментах сказывается по-разному – какие-то сегменты падают в гривне, а какие-то даже растут в долларе. Почитайте исследование, там много интересного.
Объемы e-commerce в среднесрочной перспективе будут расти во всех сегментах, в том числе в развитых, высоко конкурентных. При этом рост будет обусловлен как внешними факторами (стабилизация экономики, развитие 3G и логистики) та и внутренними – во всех лидирующих компаниях идет постоянная модернизация процессов, доуточнение бизнес-модели.
Отдельным фактором стоит отметить внедрение в e-commerce РРО (регистраторов расчетных операций). Помимо повышения себестоимости операций, эта юридически несовершенная инициатива государства может привести в отдельных сегментах к перераспределению рынка, и консолидации операторов рынка. УАДМ, совместно с рядом ведущих операторов и отраслевых объединений, работают над усовершенствованием юридической базы внедрения РРО.
Е-commerce уже давно из занятия для гиков превратился в сложную инфраструктурную индустрию, стабильность развития которой прямо зависит от наличия системного диалога с государством и обществом. Настало время объединяться, это понимают все – и торгующие компании, и логисты, и другие участники рынка. Способность объединять усилия в решении отраслевых проблем может стать новым фактором роста индустрии e-commerce».