Общая характеристика рынка
Украинский рынок электронных сигарет находится в стадии развития. По данным Министерства здравоохранения со ссылкой на результаты Глобального исследования взрослых о потреблении табака (GATS), в 2017 году в Украине насчитывалось 8,2 млн. взрослых, употребляющих табачные изделия. Из них 79,3% - мужчины и 20,7% - женщины.
Исследование GATS по курению взрослого населения проводилось в Украине дважды - в 2010 и 2017 годах. Отмечается, что через семь лет после проведения первого исследования среди взрослых, общее количество курильщиков в возрасте от 15 лет и старше сократилось на 20%.
По данным GATS, около 2% взрослых в Украине являются постоянными пользователями электронных систем доставки никотина. Основная часть потребителей вейпов — это люди в возрасте до 35 лет.
Среди факторов влияния на рынок электронных сигарет можно выделить:
- Желание бросить курить. Опрос среди курильщиков электронных сигарет в Британии в 2016 году продемонстрировал: для 67% опрошенных причинами использования электронных сигарет является желание полностью бросить курить.
- Популярность вейпинга среди молодого поколения (15 - 35 лет)
- Экономия средств при использовании электронных сигарет
При среднем подсчете украинцы тратят на курение около 8000 грн. в год, на вейпинг - около 3500 грн. Парильщик вкладывает деньги в долгосрочную покупку - электронную сигарету, которая будет бесперебойно работать до 5 лет, и ежемесячно будет докупать испарители и жидкости. Цены на устройства отличаются. Боксмод можно купить как за 400 грн, так и более чем за 2500 грн. Цена жидкости варьируется от 35 до 800 грн. за флакон.
Расчеты показывают, что уровень тени на рыке электронных сигарет достигает 3%. Расчеты основывались на предположении (по опросам Глобального исследования взрослых о потреблении табака (GATS)), что в 2018 году 0,7% населения Украины приобрели хотя бы одну электронную сигарету, и сопоставлялись с данными таможенной базы.
Среди проблем развития рынка можно выделить - вероятность жесткого регулирования данного рынка. На него обратило внимание правительство как на перспективный источник наполнения бюджета страны. В июле 2017 парламент зарегистрировал законопроект, призванный сформировать понятийный аппарат по рынку электронных сигарет, а также урегулировать его налогообложение. В августе 2018 на сайте парламента был зарегистрирован законопроект, который предлагал ввести акцизный сбор на жидкости, содержащиеся в электронных сигаретах и вейпах. По этому проекту, предлагалось ввести акциз на жидкость в электронных сигаретах в размере 1,10 гривен за миллилитр, также предусматривался запрет продажи электронных сигарет и заправочных контейнеров к ним лицам, не достигшим 18 лет. В случае принятия закона, потребление электронных сигарет подорожает, причем рынок уменьшится за счет сокращения потребления возрастной категорией до 18 лет.
На заседании 24 декабря 2019 года правительство инициировало изменения в законодательстве, которые приравняют электронные сигареты к другим табачным изделиям и упорядочат их обращение в Украине. По словам премьер-министра Алексея Гончарука, на электронные сигареты и новейшие табачные изделия будут распространены ограничения по рекламе. Также предлагается запретить курение таких сигарет в общественных местах и наносить соответствующую маркировку.
Общие показатели рынка
Собственного производства электронных сигарет в Украине нет, весь рынок представлен импортной продукцией. Продажа за границу обеспечивается реэкспортом. Общая емкость рынка демонстрирует тенденцию к росту, и в будущем следует ожидать рост рынка электронных сигарет в Украине.
В структуре емкости рынка по видам, наибольшую долю занимают нагреватели (98,7%), доля вейпорайзеров составляет (1,3%). Вейпорайзеры (испарители) - это электронные сигареты с жидкостью, которая превращается в пар при курении. Нагреватели - это устройства, работающие по принципу подогрева табака, вместо его поджигания.
Наибольшая доля электронных сигарет в Украину импортируется из Китая. На украинском рынке представлена продукция и других стран, например Juul, испаритель mylè, но в малых объемах - такие устройства в основном заказывают поштучно по почте из-за границы, то есть она находится в тени, поэтому в базе таможенной службы Украины нет данных об объемах поставок продукции таких компаний.
Большой популярностью уже на протяжении значительного периода обладают ТМ EGO и Kanger, хотя доля EGO значительно сократилась по сравнению с 2016 годом (с 4,1 млн. грн. до 0,6 млн. грн.). Лидирующими ТМ электронных сигарет в 2018 году были Eleaf, EGO, Ikonn, Kanger и Subox с общей долей 62,5%.
Потребители и их предпочтения
В Украине слово «вейпинг» уже знакомо практически каждому городскому курильщику. Согласно докладу Ernst & Young (исследование проводилось в 2016 году в следующих странах: Франция, Англия, Германия, Италия, Польша, Россия и Южная Корея), основная причина перехода курильщиков обычных сигарет на электронные сигареты - желание снизить вред от курения. Желание бросить курить с помощью вейпинга стоит на втором месте.
Растущая популярность электронных сигарет объясняется их преимуществами по отношению к обычным. Ниже представлены основные преимущества электронных сигарет, которые выделяются производителями и потребителями:
- Менее вредны для человека
- Не содержат более чем 4000 вредных веществ (включая смолы), выделяемых при курении обычной сигареты
- Пожарная безопасность. Можно курить, не опасаясь прожечь или испортить поверхность любого материала. Не нужно постоянно иметь при себе и использовать спички или зажигалку
- Не являются причиной неприятного запаха изо рта, от рук, одежды, «прокуренности» помещений и салона автомобиля
- Не оставляют пепла и грязи, отсутствие окурков, не нужна пепельница
- Отсутствует эффект пассивного курения
- Пальцы и зубы не становятся желтыми
- Устраняются многие причины возникновения кашля, возникающего при курении табака
- Во многих случаях цена суточного набора картриджей значительно ниже стоимости пачки сигарет
- Электронная сигарета - это стильный аксессуар
- Способны заменить обычные сигареты или помочь бросить курить
- Существует множество вкусов для заправки электронных сигарет (как табачных, так и экзотических).
Портрет потребителя представлен двумя группами пользователей вейпов:
1) Молодежь в возрасте 16-24 лет, которая постоянно находится в окружении сверстников и старается быть в тренде. Здесь преимуществом выступают дизайн и мощность устройства (для формирования больших потоков пара)
2) Люди в возрасте 25-35 лет, для которых устройство дает возможность экспериментировать с различными вкусами, и заменить или дополнить курение обычных сигарет.
Потребление в других странах
В мире курильщиков электронных сигарет становится больше: согласно последним данным Всемирной организации здравоохранения, с 2000 года число курильщиков обычных сигарет в мире сократилось: если в 2000 году курильщиков насчитывалось 1,14 млрд. человек, то сейчас – 1,1 млрд. человек. Но по электронным сигаретам наблюдается противоположная тенденция. Число курильщиков электронных сигарет, в последние годы быстро растет. Если в 2011 году электронные сигареты курили 7 млн человек, то в 2018 году – уже 42 млн человек. По оценкам аналитической компании Euromonitor, к 2021 году число взрослых людей, которые курят электронные сигареты, достигнет 55 млн человек.
Люди тратят все больше денег на электронные сигареты. Рынок растет вместе с увеличением числа курильщиков вейпов. В 2018 году мировой рынок электронных сигарет оценивался в 22 млрд долларов – пять лет назад этот показатель был на 4,2 млрд. долларов меньше.
Больше всего электронных сигарет продается в США, Японии и Великобритании. Вейперы в этих трех странах в 2016 году потратили на некурительный табак и электронные сигареты 16,5 млрд. долларов.
Выводы
В целом, по результатам анализа, можно сделать вывод о том, что украинский рынок электронных сигарет является уже хорошо сформированным (эффект низкого старта пройден), находится в фазе активного роста. Число потребителей электронных сигарет, будет во многом определяться политикой государства как по отношению к табачным изделиям, так и к самим электронным сигаретам. Но общие тенденции свидетельствуют о росте популярности электронных сигарет среди украинцев.
Основные тенденции, оказывающие влияние на состояние рынка электронных сигарет в Украине, и которые будут способствовать значительному росту данного рынка:
- Введение законодательных ограничений на потребление табака в общественных местах. Электронными сигаретами можно пользоваться даже там, где запрещено курение обычных сигарет. Воспользовавшись электронной сигаретой, курильщик, не нарушая законодательство и не выходя на улицу, может удовлетворить свою склонность к потреблению никотина (находясь, например, в кафе или ресторане).
- Возросший интерес розничных сетей к электронным сигаретам будет связан с их потерями от возможного введения в действие антитабачного закона (14 мая 2019 Верховная Рада Украины не приняла в первом чтении антитабачный закон №4030а "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (по защите общественного здоровья от вредного воздействия табачного дыма)). В случае принятия такого закона в будущем спрос на вейпы возрастет.
Кроме того, на рост продаж влияет и мода: молодежь в последнее время стремится выделиться не только смартфонами, но и другими гаджетами. К ним можно отнести и электронные сигареты, которые выглядят эффектно.
Особенностью рынка электронных сигарет в Украине является отсутствие четкого законодательства в отношении электронных сигарет. В частности, до сих пор в Украине отсутствуют требования обязательной сертификации электронных сигарет. Законодательство не нормирует содержание в электронных сигаретах клея и тяжелых металлов, состав припоя, а также нет четких требований по составу жидкости в сигаретах, с точки зрения содержания пропиленгликоля или глицерина. Все это приводит к тому, что на рынке появляется много контрафактной продукции. Потребитель, попробовав некачественную продукцию, разочаровывается в ней и перестает покупать электронные сигареты вообще, что замедляет рос рынка в целом.
В общем, есть вероятность, что рынок электронных сигарет будет жестко контролироваться на уровне с обычными сигаретами. Например, летом 2018 года в Израиле полностью запретили электронные сигареты марки Juul, в которых содержится более 20 миллиграммов никотина на миллилитр жидкости. А Федеральное управление США по контролю за лекарствами и продуктами (FDA) сообщило о намерении ограничить продажу ароматизированных сигарет и табачных изделий. То есть, такие действия предполагают, что электронные ароматизированные сигареты будут продаваться только взрослым по предъявлении документов и на сайтах, которые осуществляют проверку возраста покупателей.