2011 год обещает стать годом IPO-бума на фондовых площадках

2011 год обещает стать годом IPO-бума на фондовых площадках

2011 год обещает стать годом IPO-бума на мировых фондовых площадках. По данным Ernst & Young, в I квартале 2011 года уже произошло 290 сделок, в результате которых компании привлекли $46,1 ...

2011 год обещает стать годом IPO-бума на мировых фондовых площадках. По данным Ernst & Young, в I квартале 2011 года уже произошло 290 сделок, в результате которых компании привлекли $46,1 млрд. Это на 14% больше, чем в I квартале 2010-го, и на 65% больше, нежели в IV квартале прошлого года, пишут Контракты.

При этом первые три месяца - не самое популярное время для проведения первичного размещения. Инвестаналитики советуют выходить на международные рынки весной (в апреле-мае, когда появляется годовая отчетность компаний) или осенью (после выходе квартальной отчетности в сентябре-октябре).

В I квартале 2011 года крупнейшим IPO стало первичное размещение металлургического гиганта Gerdau: бразильская метгруппа привлекла $2,8 млрд. В конце мая интернет-поисковик «Яндекс» получил $1,4 млрд. Но главные события еще впереди: крупнейший сырьевой трейдер Glencore International AG планирует провести размещение на сумму $9-11 млрд. Компания будет проводить IPO на двух площадках: сначала на Лондонской, а затем на Гонконгской бирже.

Курс на Ближний Запад

Украинских компаний в списке крупнейших IPO пока нет. Отечественные промышленные гиганты (например, ДТЭК или СКМ) пока не планируют выходить на международные рынки: проблем с финансированием у них сейчас нет. Мелким компаниям делать нечего на Нью-Йоркской, Лондонской, Гонконгской или даже Франкфуртской биржах: они попросту не смогут заинтересовать потенциальных инвесторов, которые буквально под микроскопом рассматривают каждую букву в отчетных документах и тщательно изучают каждый день работы компании. Пока мало какой украинский бизнес может похвастаться прозрачностью и безупречностью репутации.

Чем больше компаний проводят IPO, тем требовательнее становятся инвесторы
Отечественные эмитенты все чаще смотрят в сторону Варшавской фондовой биржи. Ликвидность рынка там довольно высока, инвесторов много, а корпоративные требования к эмитентам лояльнее, стоимость привлекаемых ресурсов гораздо ниже по сравнению с Лондонской, Франкфуртской или Гонконгской биржами. Проведение IPO на Варшавской бирже обойдется компании в пределах 4-6% от суммы размещения. К тому же с польскими инвесторами проще договориться - схожесть менталитетов играет в этом не последнюю роль.

Сейчас на Варшавской бирже торгуют акциями семи украинских компаний: агрохолдинги «Кернел» и «Астарта» провели первичное размещение еще до начала кризиса, молочный производитель «Милкиленд», аграрная группа «Агротон» и производитель энергетического угля «Садовая Групп» дебютировали в прошлом году. В 2011-м на польский рынок уже вышли украинские агрохолдинг KSG Agro и «Индустриальная молочная компания». В ближайшее время эмитентов прибавится: IPO крупного украинского производителя аккумуляторов «Веста» находится на завершающей стадии.

Последние проведенные IPO аналитики считают довольно успешными. «Мультипликатор EV/EBITDA (отношение стоимости предприятия к объему прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и начисленной амортизации. - ред.) при размещении ИМК - 7,4, - подсчитывает аналитик ИК BG Capital Дмитрий Ушенко. - В то же время Милкиленд и Агротон разместились в прошлом году с мультипликатором 6,9 и 5,6». С начала торгов 5 мая 2011 года акции KSG Agro подорожали на 26,36% (по состоянию на 1 июня 2011-го), ИМК (с 4 мая по 1 июня) - на 3,08%.

В ближайшее время спрос на отечественные компании сохранится. По оценкам Конкорд Капитала, до конца года еще пять-семь эмитентов могут провести размещения. Среди них не только аграрии, но и компании из других секторов (о своих планах провести IPO уже заявили агрохолдинг B.I.G. Harvest Group, ТММ, Галнафтогаз, MTI, Sopharma, Овостар Груп и др.). «Спрос на агрокомпании возник не на пустом месте: на фоне глобального роста цен на продукты питания производители сельхозпродукции находились в самом выигрышном положении», - объясняет аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Константин Фастовец. Однако в Украине есть эмитенты из других секторов, которые довольно успешно пережили кризис.

«Кернел и Астарта сделали хорошую рекламу украинским эмитентам: с момента размещения в 2006-2007 гг. акции компаний подорожали более чем на 300% и 200% соответственно, - рассказывает глава департамента инвестиционно-банковских услуг ИК «Конкорд Капитал» Виталий Струков. - Польские инвесторы хорошо заработали на украинских бумагах и сейчас ищут похожие истории роста». Впрочем, отечественным эмитентам есть чем гордиться. Первичное размещение Кернел признано лучшим региональным (в странах Центральной и Восточной Европы) IPO на Варшавской фондовой бирже: в 2007 году компания привлекла более $200 млн. И теперь ее акции входят в состав основного индекса Варшавской биржи (WIG-20). В этом году, учитывая активность украинских компаний, представители WSE даже запустили национальный индекс WIG-Ukraine. С 4 мая, когда собственно и начался расчет индекса, индикатор вырос более чем на 7% (для сравнения: индекс WIG-20 за этот же период поднялся всего на 1,3%).

Красиво упаковать и выгодно продать можно практически любую компанию
«Сейчас инвесторов прежде всего интересуют производственные компании - лидеры в своих отраслях, в отраслях с хорошими прогнозами роста», - отмечает Виталий Струков. Большое значение имеет размер компании: чем выше ее капитализация, тем выше потенциальная ликвидность, больший интерес инвесторов и высокая оценочная стоимость (по сравнению с относительно небольшими компаниями). Впрочем, немаловажны и действия собственников после проведения IPO. «Инвесторы будут пристально следить, как выполняются бизнес-планы и куда направляются привлеченные средства», - напоминает вице-президент по корпоративным финансам ИК BG Capital Евгений Червяченко.

Стоимость компаний-перво­про­ходцев, Астарты и Кернела, выросла в несколько раз с момента размещения, в том числе благодаря тому, что они сумели стать безоговорочными лидерами на своих ключевых рынках (рынок сахара для Астарты и масложировой рынок для Кернела) и начали экспансию в смежные. «Достичь этого они смогли как благодаря средствам, полученным при IPO, так и за счет более дешевого долгового финансирования, которое стало доступно после проведения IPO, - рассказывает вице-президент инвестиционно-банковского департамента Dragon Capital Юрий Астахов. - Динамика стоимости компаний, размещенных недавно, будет зависеть от того, насколько эффективно они смогут инвестировать привлеченные средства».

Постой, паровоз!

Несмотря на то что акции украинских компаний пользуются спросом у покупателей, с проведением IPO украинским компаниям лучше не затягивать. В прошлом году в Польше была проведена пенсионная реформа, и если раньше ежемесячные отчисления в пенсионные фонды достигали 7% дохода (причем половину полученных средств управляющие фондами обязаны были инвестировать в фондовый рынок), то теперь - всего лишь 2%. Приток средств на Варшавскую биржу может рано или поздно закончиться. Впрочем, некоторые специалисты не видят в этом угрозы. «Деньги пенсионных фондов - это лишь часть средств на рынке, - размышляет Евгений Червяченко. - Если приток средств замедлится, деньги могут поступать из других источников». На успех IPO украинских компаний скорее повлияют возможные изменения на мировом рынке капиталов.

Но и это не самое главное. Последние размещения нескольких отечественных компаний показали, что на украинские активы есть спрос со стороны как польских, так и международных инвесторов. И аппетиты, как правило, позволяют им закрыть глаза на такие шероховатости, как чрезмерная долговая нагрузка, относительно небольшой объем операций и так называемые оговорки в аудиторских заключениях. «У инвесторов нет возможности провести детальный анализ бизнес-плана компаний, поэтому они вынуждены ориентироваться на финансовые показатели за несколько последних отчетных периодов, - объясняет Юрий Астахов. - В частности, они смотрят на то, как компания прошла кризис».

Еще одна причина, почему стоит поторопиться, - снижение оценочной стоимости компаний, которые проводят первичное размещение. После IPO KSG Agro и ИМК на Варшавскую биржу хлынул поток предложений от мелких и крупных украинских агрокомпаний (с земельным банком от 10 тыс. га до 100 тыс. га), поэтому польские инвесторы настороженно относятся к такому наплыву желающих провести IPO и впредь будут очень избирательны в выборе объекта для инвестиций. «На фоне увеличивающегося количества украинских компаний, желающих выйти на Варшавскую биржу, польские инвесторы становятся более прагматичными и могут требовать скидок при оценке новых компаний к торгуемым», - предупреждает Виталий Струков. Пока такой закономерности аналитики не наблюдают, но ИМК, например, не смогла привлечь запланированный объем средств (компания реализовала лишь часть акций и получила вместо 226 млн злотых лишь 80,73 млн злотых): в это же время IPO проводила еще одна компания из сельскохозяйственной отрасли.

Инвестбанкиры признаются: сейчас успех IPO во многом зависит от того, кто занимался его подготовкой. «Красиво упаковать и выгодно продать можно практически любую компанию, и пока инвесторы поймут, что они приобрели, откровенно говоря, далеко не лидера в своей отрасли, бумаги эмитента, скорее всего, будут дорожать», - признается сотрудник одной из инвесткомпаний, пожелавший не раскрывать своего имени. Сейчас для инвесторов очень важно, чтобы рынок, на котором работает компания, имел хорошие перспективы роста. И чем лучше рыночные позиции компаний, тем более привлекательной она выглядит в их глазах. Но со временем инвесторы обязательно увидят несовершенство украинского бизнеса. Поэтому пока они не разочаровались в нас - время терять не нужно.

Источник: Контракты

 

Читайте также