Впрочем, результат достигнут в основном за счет показателей качества жизни и политической ситуации в стране. В динамике экономического и бизнес-развития мы заметно отстаем от соседей, занимая лишь 66-е место против 36-го у России. «Согласно сравнительной оценке Всемирного банка, по легкости ведения бизнеса Украина отстает от РФ в части условий ведения предпринимательской деятельности. В 2010 году Украина занимала 142-е место среди 183 стран мира, Россия — 120-ю позицию, — констатирует директор департамента стратегического развития инвестиционной группы «ИНЭКО» Алексей Олейников. — РФ имеет значительные преимущества перед Украиной по регистрации собственности, уплате налогов, обеспечению выполнения контрактов, условиям старта бизнеса и его ликвидации». Свою роль также играет более низкая платежеспособность украинцев по сравнению с гражданами России. В результате большинство украинских рынков отстают от российских на три-пять лет.
Хлеба или зрелищ
Потребительские рынки России имеют два основных преимущества — численность населения (читай — количество потребителей), которая примерно в три раза выше украинской, и более высокий уровень благосостояния граждан. В результате и общие обороты большинства потребительских рынков, и объемы потребления товаров категории FMCG на душу населения в РФ заметно выше, чем в Украине. Если общий розничный товарооборот Украины в январе–июне 2010 года, по данным Государственного комитета статистики, составил 121,6 млрд грн, то в России только за январь–февраль этот показатель достиг свыше 2 трлн руб. (более 500 млрд грн). К примеру, если в России потребление молочной продукции на душу населения превышает 300 л на человека в год, то в Украине по состоянию на 2009 год речь идет о 213 л. На одного россиянина приходится 15–16 л сока и нектара в год, украинец выпивает в лучшем случае 10 литров. Средний россиянин ежегодно потребляет 13–14 кг шоколада, гражданин Украины — менее 1,5 кг.
Еще сложнее дела обстоят с рынками, не входящими в категорию потребительских, поскольку только продукты питания «съедают» более половины среднемесячных доходов наших соотечественников. А примерно 13% украинцев почти весь свой заработок отдают на пропитание. На отдых, развлечения и другие удовольствия: кино, кафе, путешествия и пр. — средний украинец расходует, по самым оптимистичным оценкам экспертов, только около 10% своего дохода. Для сравнения: граждане России на дорогие вещи и отдых могут себе позволить тратить почти 30% своих заработков. Как следствие — слабое развитие отечественных рынков индустрии развлечений. К примеру, по данным Европейской аудиовизуальной обсерватории, в Украине на душу населения приходится около 0,5 посещений кинотеатров
(в 2009-м было продано 21,5 млн билетов), в России показатель вдвое больше — почти 1 (138,5 млн билетов). На посиделки в кафе и ресторанах россияне в прошлом году потратили свыше 350 млрд руб. (примерно 90 млрд грн), украинцы в лучшем случае около 20 млрд грн. «Насыщенность киевского и московского ресторанных рынков по количеству заведений на душу населения отличается не в пользу Украины. Если в российской столице на 10 млн человек приходится около 6 тыс. заведений, то в Киеве — на 4 млн населения только 1,5 тыс. кафе, баров и ресторанов, — комментирует директор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова. — Киевляне беднее москвичей, к тому же их меньше. Соответственно, в Белокаменной крутится больше денег, что дает больший толчок к развитию рынка».
Рекламный лакмус
Слабая развитость рынков, вызванная низким уровнем благосостояния наших сограждан, тормозит развитие рекламного рынка — лакмусовой бумажки состояния экономики страны, как полагают некоторые эксперты. По словам местных рекламистов, рекламно-коммуникационная индустрия Украины отстает от российского рынка примерно на пять лет. Оборот рекламной индустрии РФ в 8–10 раз больше объема отечественного рынка. Если у нас в прошлом году на продвижение товаров и услуг рекламодатели потратили менее 9 млн грн (без учета налогов), то в России речь идет о миллиардах долларов — по подсчетам Ассоциации коммуникационных агентств РФ, в прошлом году оборот российского рекламного рынка превысил 255 млрд руб. (включая НДС), по нынешнему курсу это около 66 млрд грн.
Обгоняет Россия Украину и по креативному потенциалу, признают отечественные эксперты. Наград у российских агентств на международных фестивалях намного больше, чем у украинских. «В 1993-м, когда я пришел работать в рекламное агентство Москвы, в России уже пару лет функционировали несколько профессиональных международных сетей. Соответственно, у рекламщиков было больше времени для накопления опыта», — объясняет генеральный директор рекламного агентства TABASCO Александр Горлов. Однако в Украине больше возможностей делать яркие, финансово эффективные маркетинговые проекты — клиенты гибче. Российские компании крупнее, у них больше уровней принятия решений, больше бюрократии. Они редко рискуют и идут на смелые рекламные шаги.
Переговорили
На фоне общего тренда отставания от российских рынков существуют и некоторые исключения. К примеру, рынок мобильной связи Украины — один из немногих, который, по мнению экспертов, может похвастаться теми же достижениями, что и российский, в том числе благодаря примерно одновременному старту в обеих странах. В РФ коммерческое использование мобильной связи началось в 1991-м, когда в Санкт-Петербурге компанией «Дельта Телеком» была запущена первая в России сотовая сеть. В Украине первый мобильный оператор — тогда еще ЗАО «Украинская Мобильная Связь» — начал работу в 1993 году. Разумеется, абонентская база операторов РФ в четыре раза больше украинской: на конец июля 2010 года в Украине было зарегистрировано 55,6 млн абонентов, тогда как в России — 215,5 млн. Но следует учитывать, что и население РФ в несколько раз больше украинского. «Степень проникновения практически идентична (121,3% в Украине и 148,5% в РФ. — Прим. ред.) — охвачены все платежеспособные потребители, — говорит Роман Химич, аналитик Консалтинговой группы Netton. — И если рассуждать с точки зрения абонентов, то украинский рынок не только не отстает, но в некоторых вопросах даже опережает Россию». Номенклатура продуктов и услуг практически одинаковая. При этом в Украине используется посекундная тарификация, от чего российские операторы давно отказались. Украинский рынок монолитен: нет макрорегионов, как в РФ, между которыми существует внутрисетевой роуминг и существенная разница в тарифах. «С точки зрения ведения бизнеса говорить, что в Украине более нестабильные и неблагоприятные условия — тоже нельзя. У каждого свои особенности и сложности ведения бизнеса. Маржинальность этого бизнеса у нас в стране такая же, как и в России», — отметил Роман Химич.
Не догонишь
И все же в ближайшее время догнать Россию в большинстве случаев не представляется возможным. «Выход Украины в список стабильных «стран-середнячков» возможен только при условии, что местные власти в ближайший год-два проведут необходимые структурные реформы, создадут благоприятную и конкурентную бизнес-среду, а среднегодовые иностранные инвестиции выйдут на уровень хотя бы $15–20 млрд (рекордный для Украины показатель в $10,9 млрд был достигнут в 2008-м, в 2009-м он сократился до $4,82 млрд)», — говорит Алексей Олейников. По его мнению, в таком случае украинский товаропроизводитель, проведя необходимую модернизацию производств и бизнес-процессов, сможет достойно конкурировать на внутреннем и на международных рынках, что позволит к 2020 году украинской экономике уподобиться экономикам Чехии, Казахстана или Румынии. При этом ВВП в расчете на одного человека окажется в полтора-два раза выше, чем он ожидается при консервативном варианте. «Но, увы, даже такой оптимистичный вариант не позволяет судить о скором приближении уровня развития экономики Украины к показателям РФ», — уверен Алексей Олейников.
Да и никаких предпосылок говорить сегодня о том, что ситуация будет развиваться по этому сценарию, нет. «По целому ряду объективных и субъективных причин в ближайшие десять лет в нашей стране не будут созданы необходимые условия для осуществления инвестиционного и технологического прорыва, — убежден Алексей Олейников. — Украина будет развиваться преимущественно экстенсивным способом, что по-прежнему делает невозможным ее качественный переход на современный технологический уклад, а значит, и попадание в элиту мировых держав».
По его словам, согласно данным МВФ, к 2015 году Украина по одному из ключевых индикаторов «ВВП в расчете на одного человека» не войдет даже в первую сотню наиболее развитых стран мира и с показателем ВВП на одного человека в размере $4432 займет только 105-ю строчку мирового рейтинга. А к 2020-му, если сумеет показать приемлемые темпы роста ВВП (в среднем на уровне 7–9% в год), сможет улучшить данный показатель до $7031, поднявшись на 98-е место, которое занимала еще в докризисный 2008 год. В свою очередь Россия уже к 2015 году по показателю ВВП в расчете на одного человека займет 43-ю позицию ($22 181), а в 2020-м поднимется на 24-е место ($45 812).
По материалам: Контракты