— Ваша оценка экономических итогов 2010 года. Какие уроки следует извлечь из них на этот год?
— Год был достаточно тяжелый. На старте правительство получило огромные долги, которые образовались благодаря предыдущему правительству, привыкшему жить за счет будущих доходов. Приведу простой пример. Государственное ипотечное учреждение (ГИУ) одолжило у банков около 1,7 миллиарда гривен, купило на них квартиры и раздало бесплатно населению. Однако главная функция ГИУ — кредитование населения под покупку жилья. Вследствие этого ГИУ скопило долги, ведь за розданные квартиры никто ему денег не вернул (ни население, ни государство). Эта проблема могла переложиться на плечи банков, которые в свою очередь не смогли бы выплачивать депозиты населению. Как следствие, создался бы ажиотаж, усилилось бы недоверие к банковской системе. То есть государство стояло бы у истоков этого конфликта.
И вот таких проблем накопилось более чем на 100 миллиардов гривен. В начале 2010 года все кричали: «почему государство столько занимает?» Да потому, чтобы вернуть или же реструктуризировать под более дешевый ресурс эти 100 миллиардов долгов. Вместе с тем, итоги 2010 года показали позитивную тенденцию в экономике: 4,1% прирост ВВП, 11% — рост промышленности, 9,1% — инфляция. Также удалось догнать четырех-, а подчас и шестимесячное, отставание в подготовке инфраструктурных объектов к Евро-2012.
— Что необходимо сделать, чтобы закрепить позитивную тенденцию в 2011 году?
— Главная задача — инвестировать в современные производства и модернизацию уже существующих предприятий. Украина обладает серьезными возможностями в отраслях авиастроения и судостроения, а выпускаем, грубо говоря, пол самолета или пол корабля в год. Приоритетным будет также создание современных перерабатывающих мощностей в АПК, развитие топливно-энергетического комплекса. В рамках инвестиционно-инновационной программы для Украины, недавно утвержденной Кабмином, предусмотрено реализацию целого ряда проектов в названых секторах. Это позволит привлечь в 2011 году около 100 миллиардов гривен инвестиций.
Поспособствует выполнению этого задания и восстановление банковской системы, которая уже предоставляет кредиты, например, предприятиям топливно-энергетического сектора под 14—15% годовых. Государство так же будет игроком по удешевлению кредитных ресурсов для инвестиций в экономику.
КОМПЕНСАЦИЯ ПО КРЕДИТАМ ДЛЯ АГРАРИЕВ НАЧНЕТСЯ С СЕРЕДИНЫ МАРТА
— Сколько планируется выделить из государственного кармана на удешевлении кредитов? И через какие механизмы?
— Более 1 миллиарда гривен получит Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами Украины для компенсации кредитных ставок. Кроме того, значительный ресурс заложен для поддержки агропромышленного комплекса. На компенсацию кредитных ставок аграриям предусмотрено около 900 миллионов гривен. Но сейчас стоит вопрос о том, чтобы увеличить эту сумму. Порядки выплаты компенсации уже приняты, идет отбор проектов, и компенсация процентов по коммерческим кредитам для аграриев начнется в середине марта.
— На каких инвесторов делаете ставку, когда говорите о привлечении 100 миллиардов гривен в 2011 году?
— Государство планирует инвестировать 10 миллиардов гривен в экономику через разные механизмы (компенсация кредитной ставки, госгарантии, прямое инвестирование, снижения ставки кредитования и другое). Остальную сумму обеспечат коммерческие банки, украинские и зарубежные инвесторы. Сегодня наблюдается активизация интереса со стороны инвесторов к различным проектам в регионах. Если интерес перерастет в доверие, то сумма инвестиций может быть даже больше 100 миллиардов гривен.
— На последней встрече с премьер-министром Украины иностранный бизнес обратил его внимание на то, что необходимо решить проблему с трансфертными ценами (соответствующий пункт содержится в Налоговом Кодексе). По словам бизнесменов, эти цены позволяют предпринимателям, умеющим договариваться с властью, выводить за рубеж прибыль без уплаты налогов. Господин Азаров поручил вам разобраться с данной проблемой. Как, по-вашему, можно ее урегулировать?
— Бизнес просит государство принять жесткие меры к тем игрокам на рынке, которые играют не по правилам и пытаются уклонятся от налогов, чтобы вывести прибыль в оффшоры. Нужны единые правила игры для всех — мы поддерживаем этот тезис. Сейчас создана рабочая группа, которая даст ответ на этот вопрос. Для этого необязательно вносить изменения в Налоговый Кодекс. Инструментария в Налоговом и Таможенном кодексах вполне достаточно. По моему мнению, здесь должны работать другие инструменты прозрачного ценообразования — реализация товара через фондовые биржи и аукционы.
ОТБОЯ ОТ ИНВЕСТИЦИЙ НЕ БУДЕТ, КОГДА ЗАКОНЧАТСЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ КАЧЕЛИ
— В разгар экономического кризиса, по оценкам экспертов, из страны в оффшоры «убежало» около 40 миллиардов долларов. Возвращаются ли они домой?
— Во время кризиса с Украины произошла значительная утечка капитала. Оценки экспертов близки к реальным цифрам. И сейчас важно вернуть финансовых «беглецов» домой. Для этого необходима политическая стабильность, снижение уровня коррупции и введение единых правил игры для всех. Для бизнеса самое главное — уверенность в том, что завтра не начнется смена всех декораций и действующих лиц. Отбоя от инвестиций не будет, когда закончатся политические качели.
— Я правильно понимаю, что бизнес пока еще не уверен в политической стабильность, так что ли?
— Нет, сейчас мы наблюдаем значительный интерес инвесторов к нашей экономике. В конце января в начале февраля регионы защищали свои программы развития на 2011—2012 годы, в том числе, и инвестиционные. Презентации показали, что желающие строить новые предприятия и увеличивать производственные мощности есть.
— Сегодня один из самых болезненных экономических вопросов для украинцев — постоянно растущие цены на продукты питания. Как такое могло случиться в стране, которую называют одним из наиболее перспективных аграрных игроков мира? Почему растут цены?
— Рост цен и паника вокруг дефицита отдельных групп товаров не имеет под собой реальных оснований. Это отголоски политических боев. По-другому это не назовешь. Зерна в Аграрном фонде и Госкомрезерве не то что предостаточно, а выше нормы. Кабмин уже принял постановление о выделении всего сверхнормативного зерна с закромов Госкомрезерва на переработку, чтобы завалить, а не просто наполнить, рынок дешевой мукой и ликвидировать панику.
Отдельный вопрос — поставка муки для производства социальных сортов хлеба. Аграрный фонд уже перерабатывает свое зерно и с учетом стоимости переработки и логистических издержек, фактически по себестоимости, продаст ее хлебопекарным предприятиям для производства из дешевой муки социальных сортов хлеба.
Но украинский внутренний рынок постоянно ощущает на себе еще и давление внешнего рынка, где цены гораздо выше.
— Но ведь Украина производитель зерновых, поэтому зерно должно быть дома дешевле. Кроме того, зерновой экспорт сегодня ограничен.
— Вы считаете, что рост цены на внешнем рынке никак не влияет на отечественных владельцев зерна? Они видят, что внешние цены на зерно растут, и у них тоже возникает желание поставить на внутреннем рынке более высокую цену.
— То есть, вы считает, что в ценовых качелях виноваты спекулянты и жадные производители, желающие больше заработать?
— Сейчас нет объективных экономических причин для ценовой паники на рынке продуктов. Зато есть нагнетаемая политиками-опонентами паника — и не более того.
— Хотелось бы услышать от вас оценку продовольственной безопасности страны.
— Сегодня нет никаких угроз продовольственной безопасности Украины. С мукой мы разобрались. С сахаром проблем тоже не будет: в среду примем постановление по завозу сахара-сырца по СОТ-овским квотам в объеме 267,8 тысячи тонн, а в мае начнут его переработку. Завезем сахар-сырец, чтобы в мае еще больше насытить этот рынок, и чтобы к сезону клубники и вишни имели достаточные его запасы.
— Возвращаясь к вопросу цен, скажите, видите ли вы сегодня признаки нечестной конкуренции на каких либо рынках агарной продукции?
— У некоторых держателей аграрной продукции сегодня действительно возникает желание подтянуть уровень внутренних цен до уровня внешних. Классика бизнеса состоит в том, что предприниматель вкладывает деньги, запускает производство, и с полученной выручки компенсирует вложенные средства и получает дополнительную прибыль. У нас же происходит следующее: имея три супермаркета, предприниматель хочет построить еще 7. Участки уже оформлены для постройки, но надо искать ресурсы для стройки. Поэтому такие собственники сетей завышают наценку на продукты до той величины, которую считают необходимой. И это сплошь и рядом сегодня.
— А как оцениваете работу Антимонопольного комитета в этом направлении?
— Насколько мне известно, то АМК ведет расследование по рынку светлых нефтепродуктов, а также изучает отдельные группы продовольственных товаров на предмет монопольных сговоров.
РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ ПРОГРАММА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
— Сбивать ажиотажный спрос на продукты питания сегодня помогает во многом импорт. Считаете ли вы нормальной такую практику, и что надо сделать в будущем, чтобы ее упредить?
— Импорт — не лучший инструмент. Нужно развивать свое производство. Правительство этим занимается.
— А как же китайская гречка и белорусское сливочное масло?
— Гречку нельзя вырастить зимой, а импортировать 10 тысяч тонн масла придется, потому что молочное поголовье крупного рогатого скота серьезно снизилось за последние 3 года. Но это исключительные случаи.
Чтобы упредить их впредь премьер-министр поручил в кратчайшие сроки разработать и начать реализовывать в этом году программу импортозамещения. Наша задача — максимально производить дома ту продукцию, которую мы потребляем.
Мы практически полностью обеспечиваем себя необходимыми продуктами. Импорт по большинству из них колеблется в размере 2 — 10 %, при таком же или значительно большем объеме экспорта. Но критическая ситуация у нас в двух группах: фрукты — около 50% всего объема и рыба —70%.
— А вы «за» или «против» усиления государственного протекционизма?
— Украина — член СОТ. Поэтому государство имеет ограниченный инструментарий защиты внутреннего рынка. Однако то, что своего производителя необходимо протекционировать и защищать как на внешнем, так и на внутреннем рынке — бесспорно. Поэтому мы хотим вернуться к идее создания торгово-экономических миссий при посольствах. Они будут постоянно работать над продвижением наших товаров на внешние рынки.
— А посольствам, возможно, еще и оценки будете ставить за то, как они справляются с этим заданием?
— Абсолютно правильно. Должны существовать критерии оценки эффективности их работы. Если кто-то имеет отрицательный торговый баланс, то к нему будет один подход, увеличил реализацию товаров — другой.
— Вопрос в продолжение тезиса о государственном протекционизме. Поддерживаете ли вы предложение ассоциации птицеводов и животноводов о введении лицензирования и квотирования импортной продукции?
— В Украине действительно очень много своих мощностей по производству птицы и мяса. И если кто-то пытается демпинговать на внутреннем рынке перед нашими производителями, то задача государства разобраться с этим. Не могу утверждать, что мы поступим, как предлагают наши производители. Однако этот вопрос необходимо рассматривать.
УКРАИНА НАСТАИВАЕТ НА УВЕЛИЧЕНИИ ТАРИФНЫХ КВОТ В ЕС
— А что с разрешением для наших птицеводов экспортировать продукцию за рубеж?
— Основным препятствием в рамках доступа к соответствующему рынку ЕС на сегодняшний день является несоответствие стандартов, санитарных и фитосанитарных норм. В нынешнем варианте проекта договора о ЗСТ с ЕС существуют предварительные договоренности по аппроксимации нашего законодательства к законодательству ЕС в данной сфере. Предусмотрено, что алгоритмом упрощения торговли между сторонами должно стать «аппроксимация» — «признание эквивалентности мер» — «упрощение торговли».
Параллельно в переговорном процессе идет обсуждение объемов квот на поставки продукции украинского птицеводства на европейский рынок. Например, согласно предварительным договоренностям, ЕС предлагает тарифную квоту в размере около 10 тысяч тонн в год мяса птицы. Есть замечания и по другим группам. Мы работаем над тем, чтобы значительно увеличить объемы этих квот.
— Какие позиции принципиальны для Украины в этом диалоге с ЕС: в чем нельзя уступать?
— В диалоге важным является достижение баланса между защитой нашего внутреннего рынка и обеспечением максимального доступа к рынку ЕС. В этом контексте мы настаиваем на увеличении тарифных квот ЕС, с учетом объемов исторического экспорта Украины, например, по зерновым. Также немаловажным является максимальное открытие рынка услуг ЕС. Особый интерес для Украины представляет рынок транспортных услуг (авиационный, автомобильный, железнодорожный и внутренний водный транспорт).
Наша задача — добиться реально выгодных условий игры на европейском рынке для украинских производителей.
— Изменился ли за время кризиса уровень конкурентоспособности отечественного продукта?
— На мой взгляд, в данном случае уместнее говорить об увеличении экспорта товаров и услуг. По итогам 2010 года он вырос на 28%. То есть, Украина успешно движется на внешние рынки.
А насколько наши товары конкурентоспособны? Это зависит от того, какую группу товаров анализировать. Например, отечественные твердые сыры в Европе не конкурентоспособны. А вот оборудование для перерабатывающих отраслей наши производители поставляют в европейские страны.
— С какими странами Украина имеет наиболее недооцененный торговый потенциал, развив который можно получить дополнительные объемы экспорта и прирост ВВП?
— Сложно будет внедряться на рынок Европы и США. А вот на рынках стран Азии, Африки, Южной Америки — перспективы очень хорошие. Сейчас ведутся переговоры с Бразилией, с которой Украина строит совместно старт для ракет, и уже через год можно будет делать первые запуски. Без всякого сомнения, перспективны также рынки СНГ, с которыми Украина традиционно имеет положительный торговый баланс.
Наталия Билоусова
Источник: минпром