Инвесторы для украинских стартапов: кто они?

Инвесторы для украинских стартапов: кто они?

Что привлекает иностранных инвесторов в отечественных проектах, в которые они согласны вкладывать миллионы?

В последнее время в Украине наблюдается крайне парадоксальная ситуация. С одной стороны –  затяжной экономический кризис, политическая нестабильность, тяжелые условия для ведения бизнеса, а с другой – повышенный интерес иностранного капитала к нашим проектам. Самыми знаковыми сделками за 2014-2015 года стали: покупка компанией Snapchat за $150 млн. селфи‑приложения Looksery, привлечение сервисом Busfor по бронированию и продаже билетов на автобусы примерно $4 млн., а сервисом Zakaz.ua по доставке продуктов – $2,5 млн.

Со слов Андрея Колодюка, главы набсовета Украинской ассоциации венчурного капитала и прямых инвестиций (UVCA), за прошлый год было заключено свыше 60 сделок. Эксперт прогнозирует, что к концу текущего года украинские стартапы смогут привлечь в общей сложности порядка $100 млн.

Украинские предприниматели богаты на различные идеи. Так, согласно рейтингу стран по количеству стартапов, составленному сервисом Startup Ranking, Украина со своим показателем в 125 стартапов обогнала Австрию, Литву с Эстонией, Швецию и Южную Корею.

К сожалению, в отношении финансирования есть проблемы. В стране почти нет классических источников для привлечения капитала. Как вспоминает Ярослав Процько, владелец компании Piel Cosmetics, свой первый капитал он получил в виде кредита под залог квартиры. И это не единичный случай – зачастую у начинающих предпринимателей нет других вариантов. Сейчас популярны краудфандинговые площадки, в их числе самый знаменитый ресурс kickstarter.com. В Украине есть аналогичные сервисы inventure.com.ua и startup.ua. С помощью этих ресурсов стартапер может не только привлечь инвестиции, но и получить информацию о состоянии рынка и потенциальных потребителях. Иногда случаются из ряда вон выходящие ситуации. К примеру, стартап OpenROV по созданию подводного дрона из Калифорнии привлек средств в 14 раз больше заявленной суммы.

Большой популярностью в венчурном мире пользуются инвесторы, забравшие деньги из других активов и готовых вложиться в альтернативный бизнес. Таких инвесторов принято называть «ангелами». Их опыт в бизнесе позволяет им оценивать рискованность и успешность выбранного проекта.

Сергей Таргоня, основатель компании по производству и продаже головоломок, конструкторов и настольных игр «Точка Сборки», утверждает, что любой проект, задуманный стартапером, должен быть прибыльным бизнесом, какого бы размера этот проект ни был.

Алексей Чашко, сооснователь агрегатора онлайн‑контента Newzmate, привлекший в марте нынешнего года от польского венчурного фонда Xevin Investments и известного бизнес‑ангела Баса Годска $300 тыс., также согласен с этим утверждением. Он подчеркнул, что хорошего инвестора стоит искать тогда, когда четко сформирована проблема и определена целевая аудитория, готовая платить за решение этой проблемы. В таком случае инвестор сможет поверить Вас и вложить начальные $10 тыс. – $50 тыс. на проверку product/market fit.

Следующим становится вопрос цены таких инвестиций. Чаще всего инвесторы дают деньги взамен на долю в капитале компании. При этом, плата становится больше, если ситуация на рынке неблагоприятная. Даже в лучшие времена украинские стартапы могли получить от фондов не более нескольких десятков тысяч долларов, отдав за них 20–30%. Для сравнения, в США и Европе за сотни тысяч долларов инвесторы просят единицы процентов в компании.

Однако «ангельские» деньги не являются главной целью стартапа. Они нужны в качестве поддержки от венчурного фонда, благодаря которой появится возможность привлечь больше инвестиций во время стремительного роста.

Совладелец проектов Poptop.fm и DelFast, Андрей Бычковский, отмечает недавнюю новость о создании фонда посевных инвестиций CSC Upshot на $400 млн., организованном платформой AngelList. Пока этот фонд можно считать самым большим, ориентированным на стартапы на их раннем этапе развития.

При благополучном стечении обстоятельств, стартап может рассчитывать на поддержку венчурного инвестора на протяжении всего периода, к примеру, до выхода на безубыточность.

Большую помощь венчурный фонд может оказать при решении стартапа выйти на новые рынки. В частности, венчурный фонд BeValue, который также называют «бутиковым», или проект UA50, могут помочь отечественным проектам выйти на американский рынок.

Инвесторы для украинских стартапов: кто они?

Ярким примером миграции наших стартапов стал cервис по распознаванию лиц для мобильных устройств Viewdle. Он был создан украинцами Егором Анчишкиным и Юрием Мусатенко в 2006 году, а в 2008-м фонд Anthem Venture Partners приобрел 25% компании за $2 млн. Через два года после этого инвесторами компании стали также фонды как Qualcomm Ventures, BlackBerry Partners Fund и Best Buy Capital. В результате компания была продана Google в 2012 году за $45 млн. Эта одна из наиболее знаковых и успешных сделок (success stories) в истории венчурного рынка Украины.

Надеемся, что в ближайшее годы в Украине будут происходить подобные сделки как по размеру, так и по инновационной составлющей проектов.

Читайте также