Государство наседает на фондовый рынок
Государство всеми силами старается поддержать фондовый рынок Украины, который в последнее время показывает все признаки стагнации. Национальный банк и Государственная налоговая служба за последнее полугодие потихоньку начинают контролировать не только рыночную инфраструктуру, но и финансовые потоки на фондовом рынке. Государство поставило перед собой цель защиты капитала инвесторов и минимизации мошеннических схем, однако сами инвесторы опасаются, что иностранный капитал не придет на подконтрольный государству рынок.
Изменение инфраструктуры
За последние два года индекс UX упал на 63%, наглядно продемонстрировав депрессию фондового рынка Украины, вызванную оттоком инвестиционного капитала. На основе падения государство решило кардинально изменить базовые правила фондового рынка: принятый 6 июля 2012 года закон "О депозитарной системе" дал возможность Нацбанку практически полностью монополизировать инфраструктуру фондового рынка Украины. Уже несколько лет эта идея крутилась в парламенте, подогреваемая Игорем Прасоловым, депутатом от Партии Регионов, но начать ее реализацию он смог только став главой совета НБУ. Согласно закону, будет создаваться Расчетный центр (РЦ) под полным контролем НБУ (банку будет принадлежать 75% от уставного капитала в размере минимум 100 млн. грн.) монополизирует расчеты по всем сделкам на фондовом рынке. Только через несколько лет Нацбанк может продать часть доли в РЦ, оставив за собой 25%+1 акция.
В настоящее время центром расчетов является Всеукраинский депозитарий ценных бумаг (ВДЦБ), доля в 22,86% которого принадлежит НБУ. Цетробанк сможет гарантировать защиту прав инвесторов при участии в капитале РЦ, как считает Игорь Прасолов. Дмитрий Чугаевский, председатель правления ВДЦБ, считает, что новая концепция инфраструктуры фондового рынка, предложенная НБУ, требует полной реструктуризации всей инфраструктуры для достижения централизации систем учета и контроля и нуждается в контроле со стороны Национального банка.
Многие инвесторы на рынке или финансовые эксперты также придерживаются подобной точки зрения, отмечая, что государство вызывает гораздо больше доверия, нежели частные компании, для которых не составит труда взять деньги и исчезнуть. Но, выступившие против подобной реформы акционеры крупных украинских бирж, смогли добиться только некоторой уступки. Дмитрий Тевелев, глава Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), сообщил, что все претензии и комментарии от представителей фондовых бирж вынудили НБУ принять решение о создании РЦ на базе ВДЦБ, создавая таким образом структуру, в которой будут наиболее широко представлены все участники рынка.
Чтобы добиться поставленных задач НБУ должен будет выкупить 52,14% акций ВДЦБ, стоимость по номиналу которых составляет 79,8 млн. грн. Для банка это вполне осуществимо, поскольку 45 акционеров депозитария из 79, владеющие 53% акций, являются банками. Если выкуп не состоится, то депозитарий останется сугубо клиринговым центром, а Национальный депозитарий Украины станет центром учета сделок. По условиям законодательного проекта, НДУ преобразуется в Центральный депозитарий (ЦД) и до 11 октября 2013 года, при условии получения всех необходимых сертификатов и лицензий, станет учетным центром по правам собственности на все ценные бумаги, кроме ОВНЗ и муниципальных облигаций. На данный момент 6,2 тыс. эмитентов обслуживается в ВДЦБ, а 4,1 тыс. – в ДНУ.
50% капитала ЦД будет принадлежать Нацбанку (25%+1 акция через пять лет). А само государство будет держать под контролем 96% в капитале НДУ через НКЦБФР, НБУ, Укрэксимбанк, Ощадбанк, негосударственный пенсионный фонд НБУ. Игорь Мазепа, генеральный директор ИК Concorde Capital и глава биржевого совета "Украинской биржи", из-за ухода с рынка нескольких крупных игроков представители биржи проиграли по всем вопросам касательно нормативной базы деятельности фондового рынка. Прасолов же отмечает, что эмитенты и акционеры бирж просто еще не осознали, насколько удобным и привлекательным для инвесторов станет новый РЦ.
Налоговое давление
Только реформой инфраструктуры дело не кончилось, и государство приняло решение прижать рынок еще и налогами. Хотя сделки с «голубыми фишками» на публичном рынке за день составляют примерно 2-12 млн. грн. (данные по «Украинской бирже» за декабрь 2012 года), но годовой оборот достигает 2 трлн. грн. Государственная налоговая служба совершила нападение на фондовый рынок, объявив 9 августа, что с первого полугодия в отчетности будут учитываться только 25% «минусового» результата от сделок с ценными бумагами и производными в отчетные периоды, предшествовавшие нынешнему. Налоговики среагировали моментальными проверками и волной доначислений, ведь в прошлом служба относила к убыткам все расходы на покупку финансовых инструментов на фондовом рынке.
Объем таких доначислений, по словам Анатолия Федоренко, вице-президента КУА "Кинто", мог дойти до 10 млрд. грн.. После получения письма от налоговой службы с требованиями доплатить налоги, компании либо начинали судиться с ГНС, либо в личном порядке договаривались о том, чтобы уменьшить сумму налогового бремени. Одна из компаний, входящая в тройку лидеров на рынке, сумела договориться с ГНС и уменьшить выставленную сумму доначислений с 50 млн. грн. до 1 млн. грн.
Сразу за налоговыми доначислениями ГНС ввели акциз в размере 0%, 0,1% и 1,5%. Размер акциза зависит от места проведения сделки – организованная биржа или нет. Это было предпринято для борьбы с минимизацией уплачиваемых налогов от сделок с ценными бумагами. Игорь Селецкий, и.о. главы правления биржи ПФТС, говорит, что подобная ситуация напоминает конец 1990-х, когда «мусорные» ценные бумаги вращались на неизвестных биржах, помогая предприятиям минимизировать налогообложение. После введения акциза биржи могли поднять тарифы на свои услуги и, чтобы не позволить этому случиться, НКЦБФР провел дополнения к законодательству, по которому биржи теперь должны согласовывать тарифы с Антимонопольным комитетом.
Замкнутый круг
Полный контроль над фондовым рынком государство сможет захватить, только имея собственного организатора торгов. Но НБУ пока не собирается покупать или создавать собственную фондовую биржу. Игорь Прасолов отмечает, что Нацбанк не будет инвестировать в фондовые рынки, поскольку в смете затрат на 2013 год такая статья расходов не предусмотрена. Однако Сергей Арбузов, председатель НБУ, рассматривает возможность сотрудничества с одной или несколькими биржами для запуска и реализации проекта, направленного на запуск товарных фьючерсов. До 1 квартала 2013 года включительно будет принято решении о том, кто станет партнером НБУ в этом проекте. Пока что банк в раздумьях, так как все биржи являются частными учреждениями, а проект будет создаваться на основе государственной собственности с последующим акционированием.
Подобные меры государства с установление жесткого контроля над всеми видами деятельности на финансовом рынке приближает украинский рынок к белорусскому, на котором собственного фондового рынке не существует. Инвестиционного бизнеса в стане нет, как отмечает Алексей Сухоруков, управляющий партнер ИГ "Универ", а сами организации, называющие себя игроками на фондовом рынке, зарабатывают на скупке ценных бумаг у населения. Подобную ситуацию можно было наблюдать и в Украине в 1990-х годах. Ник Пиацца, управляющий директор компании SP Advisors, говорит, что усиление контроля со стороны государства оттолкнет как потенциальных, так и уже действующих на рынке иностранных инвесторов, и фактически убьет рынок. Но сами госслужащие считают, что реформа фондового рынка оздоровит инвестиционный климат в стране и взбодрит внутреннего инвестора.