Концессия в украинских портах теперь доступна и частным инвесторам.

Концессия в украинских портах теперь доступна и частным инвесторам.

Одна из самых распространенных и наиболее эффективных форм сотрудничества государства и бизнеса в мировой морской практике – концессия – теперь станет доступна и частным инвесторам в украинских ...

Постановление Кабинета Министров Украины от 15 октября 1012 года N1055 "Некоторые вопросы предоставления в концессию объектов государственной собственности" сделало это возможным, внеся необходимые изменения в Перечень объектов права государственной собственности, которые могут предоставляться в концессию.

Согласно принятым изменениям, имущество предприятий, являющееся целостными имущественными комплексами (ЦИК) или системой ЦИК, которые обеспечивают комплексное предоставление услуг в сфере функционирования инфраструктуры морского транспорта, т. е. всех 18 морских портов, может стать объектом концессии. Следовательно, во всех портах Украины может быть реализовано по несколько концессионных проектов в каждом.

Исключениями из списка, т.е. теми объектами, которые передаваться в концессию не будут, стали портовая акватория, средства навигационного оборудования и иные объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, а так же любые стратегические объекты инфраструктуры порта.

Только Министерство инфраструктуры Украины будет иметь право принимать решение о предоставлении концессии и только по результатам проведения концессионного конкурса. Ряд обязательств со стороны концессионера будет предусмотрен Министерством инфраструктуры, Министерством экономики и Министерством финансов Украины в процессе разработки условий концессионных конкурсов на имущество государственных портов и соответствующих концессионных договоров. Это ранее постановил Кабинет Министров Украины. Одним из основных условий будет выполнения концессионером обязательств, указанных в постановлении государственных предприятий (по кредитной задолженности в том числе), непосредственно связанных с активами, которые передаются в концессию, и порядок передачи концессионеру таких обязательств.

Согласно этому же постановлению КМУ, Министерство инфраструктуры Украины будет разрабатывать условия концессионных конкурсов, в последствии согласовывая их с Министерством экономики, Министерством финансов и Министерством юстиции.

Самой перспективной моделью развития портовой сферы в Украине, по оценкам аналитиков, является государственно-частное партнерство. Такое партнерство с инвесторами уже давно осуществляют ведущие мировые морские государства: Россия, Грузия, Латвия, Бельгия, Голландия, Бразилия, Соединенные Штаты, Южная Корея и др.

Основными преимуществами концессии как механизма инвестирования в портовую отрасль можно назвать такие: прозрачность привлечения инвестиций, эффективность управления ими, юридическая защита инвестированных средств, целевое развитие объектов портовой инфраструктуры благодаря привлеченным ресурсам, а также гарантии выполнения обязательств всеми участниками концессионных договоров. Именно эти преимущества и сделали концессионную модель сотрудничества одной из самых распространенных и привлекательных не только для государства, но и для частного инвестора. Концессионер получает гарантии от государства и возможность стабильной прогнозируемой долгосрочной работы в порту, при этом государственные интересы так же полностью защищены. При такой схеме государственно-частного партнерства инфраструктура порта получает необходимый объем вложения ресурсов на свое развитие в виде частных инвестиций, а сами объекты концессии остаются в собственности государства.

Правительство ожидает больших поступлений в бюджет от привлечения инвестиционных средств в портовую отрасль с помощью концессию Ожидаемый объем поступлений будет превышать текущие ежегодные дивиденды от хозяйственной деятельности портов. Напомним, что в прошлом году в госбюджет поступило около 460 млн. грн. дивидендов.

По данным экспертов Мининфраструктуры, портовая отрасль Украины нуждается в привлечении около 25 млрд. грн. прямых инвестиций для обновления основных средств, износ которых на данный момент достиг критической отметки в 60-90%. Именно частные инвестиции и станут главным источником восстановления портовой отрасли страны.

Концессия как форма государственно-частного партнерства призвана восстановить и расширить мощности украинских портов и грузопотоки в них, а так же повысить их конкурентоспособность в регионе и в мире.

Читайте также