По итогам мероприятия был подписан Меморандум о взаимопонимании между Агентством регионального развития Крыма и компанией Investek (Великобритания). Соглашение предполагает участие британской компании в поисках инвесторов для реконструкции Международного аэропорта «Симферополь» и комплекса «Порт «Ялта» с отелем, торговым и развлекательным центром, spa-центром и яхт-клубом. Сотрудничество с инвесторами предполагается в форме частно-государственного партнерства. Компания Investek также будет заниматься координацией работ после того, как будут найдены источники их финансирования. Агентство регионального развития Крыма предоставит необходимую для реализации проекта информацию и окажет необходимое содействие. Для реконструкции аэропорта «Симферополь» нужно около $300 млн., для комплекса «Порт «Ялта» — около $120 млн.
Правительство Крыма прогнозирует рост иностранных инвестиций в экономику автономии. «За первое полугодие мы привлекли около $218 млн. инвестиций. Думаю, что во втором полугодии их будет не меньше. По стратегии развития Крыма до 2020 г. мы планируем привлечь не менее €5,7 млрд. Такие задачи ставит сегодня правительство Крыма. Инвестиционная емкость тех проектов, над которыми мы работаем, составляет около $13 млрд.», — сказал первый зампредседателя Совета министров АРК Павел Бурлаков. Он подчеркнул, что Украина пока не использовала внутренний потенциал своих регионов. Во время форума были подписаны соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Советом министров Крыма и Харьковской, Одесской, Николаевской, Херсонской облгосадминистрациями, Севастопольской горгосадминистрацией.
Исполняющий директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко считает, что региональные инициативы не могут быть реализованы без изменений на центральном уровне. «При сохранении существующих темпов роста (в этом году этот показатель составил 4%) в 2015 г., хотя экономика страны будет расширяться, Украина все равно будет отставать от других государств черноморского региона, в десять раз по отношению к России и в пять — к Турции», — сказал эксперт. По его словам, условия для ведения бизнеса в Украине все еще остаются недостаточно хорошими. «Количество процедур, которые необходимы для открытия бизнеса, с 2004 г. вроде бы снизилось до десяти, но это все равно достаточно много по сравнению с тремя процедурами в Грузии и шестью в Турции. Кроме того, ограничения, связанные с регулированием, остаются серьезными. Много фирм платит неофициальные платежи, участвует в коррупционных действиях, а контроль по коррупции ограниченный. То же относится и к эффективности правительства», — отметил эксперт.
Директор Национального института стратегических исследований при президенте Украины Андрей Ермолаев считает необходимым условием развития Крыма административно-территориальную реформу в стране. Он отметил активное развитие России в черноморском регионе, которая «просчитывает и перехватывает те товарные потоки инфраструктурных проектов, которые традиционно были связаны с украинской портовой инфраструктурой». «В Украине коммуникации на национальном уровне с регионами по развитию транспортной инфраструктуры, связанной с портами, практически нет. Мы делим порты, занимаемся их приватизацией и перетаскиванием терминала…», — сказал эксперт. Господин Ермолаев считает, что стремление региональных лидеров обеспечить прибыль своего региона за счет наращивания экспорта и усиления внешнеэкономических связей может ставить под угрозу связи между регионами Украины.
Определенные надежды на приход инвестиций в Крыму связывают с Евросоюзом. И сами еврочиновники считают автономную республику перспективным регионом. «ЕС является частью черноморского региона с 2007 г., когда Румыния и Болгария присоединились к организации. Вовлеченность ЕС в сотрудничество в этом регионе будет увеличиваться путем внедрения соответствующих программ. В ЕС запущена стратегия по дунайскому региону. И Европарламент в ближайшее время будет рассматривать стратегию сотрудничества с черноморским регионом», — сказал глава делегации Европейского союза в Украине Жозе Мануэль Пинту Тейшейра. По его словам, приоритетными секторами сотрудничества являются экология, транспорт и энергетика. «Но другие секторы и направления также будут развиваться. ЕС будет отслеживать успешное развитие Крыма и региона в целом, а также оказывать дальнейшую поддержку данной инициативе», — добавил господин Тейшейра.
Крым входит в первую десятку регионов Украины по объему привлеченных иностранных инвестиций. Основная доля иностранного капитала традиционно приходится на промышленность, санаторно-курортный комплекс, строительство, транспорт и связь. Основными инвесторами являются Россия, Германия, Кипр, Великобритания, США, Узбекистан, Швейцария, Латвия. В регионе разведано 346 месторождений полезных ископаемых общегосударственного и местного значения. В структуре минерально-сырьевой базы Крыма преобладают месторождения строительного минерального сырья — их 156, а также углеводороды: на шельфе разведано 30 месторождений природного газа с запасами около 47 млрд. куб. м, десять нефтяных месторождений с запасами 2,8 млн. т, семь месторождений газового конденсата с общими запасами более 5 млн. т.
Туристическая отрасль полуострова пока в ожидании модернизации инфраструктуры. По мнению вице-премьер-министра — министра инфраструктуры Украины Бориса Колесникова, необходимо радикально модернизировать советское наследство. «Крымчане говорят, что при Советском Союзе они принимали 10 млн. туристов. Но то, что мы принимали здесь, нельзя назвать настоящим туризмом. Это были распланированные туристические путевки — профсоюзные, ведомственные… Для создания настоящего конкурентного поля необходимо создавать инфраструктуру», — сказал господин Колесников.