С первых лет независимости Украины о малом бизнесе всегда говорили с большим почетом. В пример приводились США и развитые страны Европы, в валовом продукте которых доля небольших компаний составляла свыше 50%. Украина также должна была идти по проторенному пути, ведь, как сказано в каждом учебнике по экономике, малый бизнес обладает целым рядом преимуществ по сравнению с крупным. Прежде всего — это необходимый структурный элемент рыночной экономики, к которой так хотела приблизиться наша страна. Благодаря своим размерам небольшие компании обладают большей мобильностью, гибкостью, решают вопрос занятости, не требуют большого первоначального капитала и т.д.
Начало 90-х стало свидетельством того, что предпринимательской жилки украинцам не занимать. В годы президентства Леонида Кравчука символом потенциальных мелких предпринимателей стали «кравчучки». Миллионы «челноков» зарабатывали на перепродаже товаров. Правда, не многим из них суждено было стать предпринимателями. Куда более удобно получать стабильную зарплату, пусть и не большую, но с минимальными рисками. Ситуация улучшилась с внедрением упрощенной системы налогообложения — понятная схема единого налога выпустила в свет тысячи предпринимателей. В начале 2000-х банковские учреждения делали особую ставку на кредитование сегмента малого и среднего бизнеса. Минимальные требования — за основу часто брались неофициальные данные, залогом могли быть оборотные средства — привели к тому, что в кризис этот сегмент показал высокий процент невозвратов. Так, по данным Fitch, в 2010 году доля кредитов представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) с просрочкой свыше 90 дней составляла 21%. Аналогичный показатель среди крупных компаний был на уровне 15,5%. Со вступлением в действие норм Налогового кодекса ждать активного развития сегмента МСБ вообще не приходится. Одни закрывают бизнес, другие просто уходят в тень. Смогут ли банкиры разорвать замкнутый круг, способствуя своими программами развитию сегмента малого и среднего бизнеса?
Головоломка Каждый банк самостоятельно определяет критерии, кого и как относить к категории, малых и средних компаний. Нередко складывается впечатление, что данное понятие так же размыто, как и категория среднего класса среди украинского населения. «К сегменту малого бизнеса относятся юридические лица — субъекты хозяйствования с годовым объемом выручки от реализации до 22,5 млн. грн., а также все физические лица — предприниматели независимо от объема выручки. При этом к сегменту малого бизнеса не могут быть отнесены финансовые компании, органы власти», — отмечает начальник управления малого бизнеса ВТБ Банка Александр Шелест. В ПУМБе к малому бизнесу относят предприятия с годовым оборотом до 80 млн. грн., а среднему бизнесу — от 80 до 400 млн. грн. Кто-то в зависимости от размера выручки разделяет малые и средние компании, некоторые же финучреждения отделяют лишь частных предпринимателей от юридических лиц. Между тем общий парадокс в работе банков с представителями МСБ заключается в том, что финансисты готовы кредитовать те компании или тех частных предпринимателей, которые, как правило, в деньгах не нуждаются. А из тех, кто нуждается, только небольшая часть может пройти «фейс-контроль».
По словам заместителя председателя правления по корпоративному бизнесу ПУМБа Алексея Волчкова, банки могут предлагать сотрудничество по кредитным программам только тем клиентам, которые обладают достаточным запасом финансовой прочности и позитивными показателями финансовой деятельности. В связи с этим главной проблемой доступа предприятий МСБ к кредитным ресурсам является не столько добрая воля банка предоставить финансирование или нет, а способность предприятия его отработать. Это и есть главная проблема, которая может препятствовать этому сегменту в доступе к ресурсам.
«Специфика кредитования клиентов МСБ связана с оптимизацией финансово-экономической деятельности заемщиков, а также с включением в структуру бизнеса целого ряда юридических лиц и частных предпринимателей. При работе с данным сегментом принятие решения о кредитовании часто бывает затруднено необходимостью получения дополнительной информации о бизнесе, его собственниках, активах и так далее», — отмечает директор департамента среднего корпоративного бизнеса Universal Bank Евгений Заиграев. По словам эксперта, процесс принятия решений о кредитовании сейчас стал более взвешенным. Финучреждения оценивают не только кредитоспособность заемщика и качество предлагаемого обеспечения, но также и репутацию клиента и его владельцев, кредитную историю, анализируют цель кредитования и принимают решение исходя из реальной потребности бизнеса в дополнительном финансировании.
В зависимости от размеров отличаются и потребности клиентов. Г-н Волчков отмечает, что сегмент малого бизнеса требует от банков предоставления удобных универсальных и быстрых решений, в то время как сегмент средних предприятий требует более гибкого, индивидуального и структурированного подхода к решению запросов клиентов, уникальных или комплексных продуктов, таких как комплексные кредитные схемы, торговое финансирование, факторинг, документарные схемы, услуги cash-management и др. С точки зрения отраслевой специфики наиболее охотно банки кредитуют отрасли с высоким потенциалом роста. Среди них, отмечают в ПУМБе, пищевая промышленность, сельское хозяйство, фармацевтика и торговля медикаментами, химическая промышленность, продажа нефтепродуктов, легкая промышленность. Именно в этих отраслях представлена львиная доля средних и малых предприятий. В более капиталоемких направлениях — строительство или машиностроение — также присутствуют предприятия малого и среднего сегмента, однако их количество и активность за период кризиса заметно снизились, что в итоге отразилось на их финансовом состоянии.
Большой проблемой остается доступ к банковских ресурсам предприятий без опыта работы. Стартаперы имеют возможность получить средства только в случае, если это новое направление уже существующего бизнеса или при наличии очень ликвидного залога. Начинающие предприниматели — самая проблемная категория бизнеса, требующая поддержки государства. Согласно госбюджету на 2010 год, представители малого бизнеса должны были получить кредитную поддержку в размере 15 млн. грн. через Украинский фонд поддержки предпринимательства, однако деньги поступили лишь в конце года. В этом году на кредитные нужды малого бизнеса выделено 10,3 млн. грн. «Важнейшими сложными факторами при рассмотрении кредитных проектов представителей малого и среднего бизнеса можно назвать: кредитование бизнеса с нуля, отсутствие ликвидного обеспечения, отсутствие достаточной доходности анализируемого бизнеса, присутствие жесткой конкуренции в среде малого и среднего бизнеса, отсутствие на рынке инновационных направлений развития бизнеса», — объясняет директор департамента корпоративного банкинга Укргазбанка Светлана Гаевая.
Все меньше и рисковее По данным Госкомстата, в 2010 году количество украинских малых предприятий снизилось до показателя пятилетней давности — 63 единицы на 10 тыс. населения. Еще в 2009 году этот показатель составлял 75 предприятий, а в 2007-м — рекордные за все годы независимости 76. До наихудшего результата — 14,2% — за последнюю пятилетку упал и показатель доли объема реализованной продукции небольших компаний в общем объеме реализации. В 2006 году эта цифра была на уровне 18,8%, а в 2009-м — 16,7%. При такой динамике сложно представить Украину рядом со странами, где эта цифра достигает 60-80%. Скорее всего причина кроется в том, что более трети (41,4%) всех малых предприятий являются убыточными или хотят таковыми казаться. Ведь основной преградой для бизнеса, по словам самих же предпринимателей, являются нестабильность и низкая прогнозируемость законодательного поля. С другой стороны, непрозрачность бизнеса мешает ему самому в развитии, ведь после кризиса банкиры стали куда более внимательными, чем были ранее. «К основным рискам кредитования субъектов малого бизнеса можно отнести высокие риски, связанные с его непрозрачностью, а также с отсутствием качественного обеспечения выполнения обязательств по кредиту. Кредитные продукты для малого бизнеса, как правило, предполагают принятие решения о возможности выдачи кредита с учетом целого ряда косвенных или документально неподтвержденных факторов. Учитывая повышенные риски, связанные с малым бизнесом, кредитование (например, инвестиционное, на покупку авто) производится на меньшие сроки и с большим собственным взносом, чем при кредитовании населения», — рассуждает начальник управления малого бизнеса ВТБ Банка Александр Шелест. Эксперт считает, что в сравнении с кредитованием корпоративных клиентов и населения кредиты малому бизнесу являются более рисковыми. По сравнению с докризисным периодом банки стали меньше доверять косвенным или неподтвержденным документально факторам, повысили требования к обеспечению. Важной является «открытость» клиента — готовность предоставить полную информацию о бизнесе. Стоит отметить, что с возрастанием конкуренции, по мере того, как банки один за другим возобновляют кредитование, в том числе и малого бизнеса, требования к клиентам и обеспечению становятся лояльнее.
По словам директора департамента продуктов для малого и среднего бизнеса Альфа-Банка (Украина) Андрея Репко, кредитные программы для предпринимателей и предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) направлены на расширение существующего бизнеса, а также развитие новых направлений деятельности. Так, по данным банка, с начала 2011 года кредитный портфель МСБ увеличился вдвое. Такие показатели не случайны, многие банкиры отмечают, что текущий год показывает очень позитивную динамику улучшения показателей платежной дисциплины заемщиков и качества кредитных портфелей банков. И есть надежда, что данный тренд будет усиливаться.
«Однозначно кредитование малого бизнеса будет развиваться и выходить на новые уровни», — уверен Александр Шелест. По мере роста конкуренции условия для клиентов будут становиться интереснее. Получить кредит будет проще. До конца года ожидается развертывание программ беззалогового кредитования малого бизнеса. Достижение докризисного объема финансирования малого бизнеса можно ожидать уже в следующем квартале 2011 года. Также стимулировать рост объема кредитования в короткой перспективе будет подготовка и проведение чемпионата Европы по футболу Евро-2012: строятся стадионы, дороги, гостиницы, расширяются и обновляются площадки предприятий, сфер торговли, услуг и развлечений — все это требует финансирования.