Если в 2007 году в секторе состоялось 39 трансакций на общую сумму 37,3 млрд. долларов, то за первые десять месяцев текущего года — только тринадцать сделок на 5,4 млрд. долларов. Не покупаются даже открыто выставленные на продажу активы, хотя интерес к ним вроде бы есть. В то же время в последние месяцы значительно возросло количество партнерств и альянсов.
В частности, индийская компания Essar Steel и японская Kobe Steel продлили заключенное два года тому назад соглашение о партнерстве, хотя недавно Kobe Steel создала аналогичный альянс с конкурентом Essar — другой индийской компанией SAIL. Kobe Steel намеревается вести с обеими индийскими совместную деятельность по разработке технологий производства высококачественной стальной продукции, в частности, автолиста, а также реализовывать совместные проекты. В Индии в ближайшее время планируется строительство нескольких новых автозаводов, в том числе с участием японских компаний, поэтому индийские металлурги стремятся закрепиться на этом перспективном рынке, а выбирать партнеров им приходится из очень ограниченного списка.
Все четыре ведущие металлургические компании Японии уже имеют партнеров в Индии. Компания Nippon Steel уже сооружает вместе с Tata Steel линию по производству холоднокатаного автолиста, которая вступит в строй в 2012 году. JFE Steel в этом году приобрела 15% акций индийской компании JSW Steel, согласилась поделиться с нею технологиями выпуска качественной листовой стали и поставляет ей слябы. Sumitomo Metal Industries заключила партнерское соглашение с Bhushan Steel. В этой ситуации нерационально отказываться от сотрудничества только по той причине, что у партнера подписано аналогичное соглашение с конкурентом.
До недавнего времени интерес к индийскому рынку стали проявляли прежде всего азиатские компании, да еще Arcelor Mittal. На прошлой неделе в их число вошла “Северсталь”. Российская группа, выставившая на продажу три завода в США и проводящая реструктуризацию своего итальянского подразделения Lucchini, планирует создать совместное предприятие на равных с индийской компанией National Mineral Development Corporation (NMDC). Партнеры собираются построить в индийском штате Карнатака металлургический комбинат мощностью от 2 млн. до 5 млн. тонн. Поставки железной руды на этот завод будет обеспечивать индийский участник СП, а коксующегося угля — российский.
А вот бразильский комбинат Companhia Siderúrgica do Atlântico (CSA), представляющий собой совместное предприятие местной компании Vale и германской Thyssen Krupp, может отложить ввод в строй второй доменной печи, запуск которой запланирован на январь 2011 года. Власти штата Рио-де-Жанейро пригрозили CSA отозвать у нее лицензию, если она срочно не решит проблему с высоким уровнем загрязнения окружающей среды выбросами пыли, образующейся при работе доменной печи № 1, запущенной в середине текущего года.
Кто выше всех?
Мировой рынок стали завершает 2010 год на оптимистической ноте. Цены на стальную продукцию растут в большинстве регионов. Наиболее стремительный взлет наблюдается в США, где на прошлой неделе ведущие производители плоского проката анонсировали третье повышение цен менее чем за месяц. В общей сложности стоимость стальной продукции должна возрасти более чем на 150 долларов за тонну и достигнуть уровня около 750 долларов за метрическую тонну EXW. Менее амбициозно, но так же решительно настроены и американские производители длинномерного проката, также объявившие о новом увеличении котировок на 50 долларов за метрическую тонну, после которого стоимость арматуры на национальном рынке должна превысить отметку 720 долларов за тонну EXW.
Как отмечают аналитики, американские металлурги выбрали для скачка цен удачный момент. Складские запасы у дистрибуторов и конечных производителей находятся на минимальном уровне. При этом покупатели достаточно активны, поскольку надеются на ускорение экономического роста в США в начале 2011 года. В то же время мало кто из потребителей готов рисковать, заключая контракты с иностранными компаниями, у которых срок поставки может превышать четыре месяца.
Японские компании поддержали почин JFE Steel, объявившей в начале декабря о намерении поднять котировки на горячекатаные рулоны в первом квартале более чем на 100 долларов — до 750 долларов за тонну FOB. По оценкам аналитиков, и другие экспортеры аналогичной продукции будут стремиться увеличить ее стоимость хотя бы до 700 долларов за тонну FOB по сравнению с текущими 600-630 долларами за тонну FOB. Кроме того, японские компании намерены поднять цены на судостроительную толстолистовую сталь до 800-850 долларов за тонну FOB.
Пока подобные ценовые эксперименты на восточноазиатском рынке стали весьма затруднены из-за ярко выраженного избытка предложения, возникшего вследствие ввода в строй новых мощностей в Корее и слишком активных продаж в первом полугодии. Вьетнамские трейдеры, в частности, еще не израсходовали своих летних запасов и поэтому игнорируют новые предложения. Ни китайские, ни российские компании, пытающиеся поставлять горячекатаные рулоны в страны региона по 625-645 долларов за тонну CFR, успеха не имеют, а корейские и японские поставщики ведут активную экспансию на рынках Персидского залива, предлагая горячий прокат по 640-660 долларов за тонну CFR — дешевле, чем россияне.
Российские и украинские компании ориентируются скорее на страны Средиземноморья и Европы. Турция для них пока не слишком доступна по причине наличия конкурентоспособных предложений со стороны местных производителей. Впрочем, имеющегося спроса хватило компаниям из СНГ, чтобы поднять цены на горячекатаные рулоны до 590-630 долларов за тонну FOB, а при экспорте в ЕС — и более 640 долларов за тонну FOB (на российскую продукцию). В самой Европе тоже продолжается подъем. Местные компании довели уровень цен на горячий прокат до 490-530 евро (650-705 долларов) за тонну EXW и намерены продолжать в том же духе.
Правда, следует отметить, что все указанные повышения цен имеют весьма слабый фундамент — временное расширение спроса в конце года. Если экономика западных стран в начале первого квартала не продемонстрирует четких и видимых признаков восстановления, нынешний подъем цен может завершиться обвалом.
В секторе длинномерного проката ситуация развивается совсем по-иному. Производители мучительно продавливают повышение цен, стараясь в условиях низкого спроса добиться компенсации растущих затрат на металлолом и заготовки. Сырье и полуфабрикаты нынче в дефиците, поэтому поднимать котировки на них гораздо легче. Так, стоимость заготовок из СНГ достигла 570-580 долларов за тонну FOB, а металлолом уже обходится турецким импортерам дороже 420 долларов за тонну CFR. В то же время даже повышение внутренних цен на арматуру в ряде стран Ближнего Востока пока не позволило турецким поставщикам этой продукции увеличить ее стоимость выше 610-630 долларов за тонну FOB.
Будущее начинается сегодня
Стоимость железной руды на спотовом рынке остается высокой. На прошлой неделе цены на 63,5%-ный индийский концентрат находились в интервале 170-173 долларов за тонну CIF и, по мнению аналитиков, до конца года могут дойти до отметки 175 долларов за тонну CIF. Причины этой устойчивости в общем понятны, если учитывать активность китайских покупателей. Согласно последним статистическим данным, китайский импорт железной руды в ноябре составил 57,4 млн. тонн, на 25,5% больше, чем в предыдущем месяце. За одиннадцать месяцев объем закупок достиг 560,6 млн. тонн, что всего на 0,9% меньше, чем за тот же период предыдущего года.
Можно усмотреть в этом исключительно сезонный эффект. Перед наступлением зимних холодов многие китайские компании стремятся увеличить запасы сырья, чтобы потом не зависеть от ненадежных в плохую погоду поставок. Однако специалисты австралийской компании Macquarie считают, что китайский импорт руды снова пошел в рост вследствие расширения объемов выплавки стали и дефицита качественного сырья внутри страны. На 2011 год специалисты Macquarie предсказывают 15%-ное увеличение поставок железной руды в Китай, до около 710 млн. тонн.
Повышение спотовых цен на руду оказывает непосредственное воздействие и на уровень квартальных контрактов. Нынешнюю систему ценообразования на мировом рынке железной руды есть за что критиковать. Европейские металлургические компании до сих пор недовольны тем, что квартальные контракты заменили прежние годовые соглашения, и еще не потеряли надежды на возвращение прежнего порядка. Зато новая система, базирующаяся на известных значениях спотовых индексов на протяжении трех месяцев, прозрачна и поэтому минимизирует вероятность ценовых конфликтов, которые ранее были настоящим проклятием мирового рынка руды.
Компания Rio Tinto сообщила, что уже заключила контракты на первый квартал 2011 года с несколькими китайскими компаниями. Стоимость 61,5%-ной мелочи Pilbara возросла на 6,3% по сравнению с четвертым кварталом текущего года до 135 долларов за тонну FOB, а 56,5%-ной Robe River — на 7%, до 104,8 долларов за тонну FOB.
Источник: УкрРудПром