Отложенные инвестиции

Отложенные инвестиции

Украинский фондовый рынок уже пятый год пребывает в глубокой депрессии. Короткие периоды оптимизма с потрясающей регулярностью сменяются резкими обвалами и глубоким пессимизмом

Упали и объемы торгов, и цены на акции отечественных предприятий. Затянувшийся кризис особенно больно ударил по участникам закрытых институтов совместного инвестирования (ИСИ). Закрытые инвестиционные фонды, согласно украинскому законодательству, создаются на определенный срок, и по его завершении обязаны продать активы и рассчитаться с инвесторами. Очевидно, что участники фондов, окончание срока действия которых приходится на разгар фондового кризиса, обречены не только на потерю своих инвестиционных доходов, но и на фиксирование значительных убытков.
Раскрепощение инвесторов
Парламентарии постарались решить проблемы вкладчиков инвестиционных фондов и, по крайней мере, дать им шанс дождаться более благоприятных условий выхода из ИСИ. Верховная Рада приняла в первом чтении за основу законопроект №10087 о внесении изменений в статью 4 Закона “Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)” относительно защиты имущественных интересов участников срочных ИСИ. Законопроектом предлагается изменить перечень оснований для продления сроков деятельности закрытых инвестиционных фондов.
В частности, предлагается отменить действующие на данный момент условия, при которых деятельность ИСИ можно продлить лишь в случае уменьшения стоимости чистых активов ИСИ на 20% в течение последних 12 месяцев. Эта норма закона не решала проблемы вкладчиков, поскольку подавляющее большинство отечественных закрытых фондов понесли огромные убытки в пик кризиса, а в последний год своей работы демонстрировали либо небольшой рост, либо убытки менее 20%. Но при этом инвесторы все равно несли существенные потери в случае закрытия фонда. Кроме того, срок работы закрытого фонда можно было продлить всего один раз и не более чем на два года. Вместо данной нормы в одобренном парламентариями законопроекте предлагается разрешить продление деятельности ИСИ при снижении стоимости сертификата (акции) фонда ниже ее номинальной стоимости. На практике подавляющее большинство ценных бумаг закрытых фондов на сегодняшний день стоят 0,4—0,5 номинала. В то же время за участником ИСИ сохраняется право продать принадлежащие ему бумаги фонда в случае, если на общем собрании он проголосовал против продления срока его деятельности или был против решения, принятого наблюдательным советом ИСИ либо управляющей компанией. Во избежание манипуляций с продажей ценных бумаг фонда данный участник сможет продать лишь акции, имевшиеся у него на момент принятия соответствующего решения о продлении деятельности фонда.
В идеале данная норма закона способна была бы укрепить доверие между руководством фонда и рядовыми участниками, поднять имидж ИСИ и привести к серьезному повышению инвестиционной активности населения Украины. Если бы не масштаб потерь вкладчиков, реально фиксируемых на сегодняшний день.
Цена кризиса
Особенно пострадали вкладчики закрытых фондов, инвестировавшие свои деньги на пике роста цен на акции в 2007-м и в первой половине 2008 года. Напомним, что по итогам 2008 года, когда волна мирового финансового кризиса накрыла Украину, индекс ПФТС упал вчетверо — на 74,33%. Это повлекло за собой резкое падение стоимости ценных бумаг практически всех ИСИ. По данным компании по управлению активами “Драгон Эсет Менеджмент”, в 2008 году публичные закрытые фонды зафиксировали отрицательную доходность в среднем на уровне 65%, интервальные — 40%, а открытые — 37%.
Но проблемы инвесторов, разумеется, не ограничились потерями 2008 года. Последующие годы также были отмечены периодами депрессии на рынке ценных бумаг. Так, в 2011-м индекс ПФТС понизился на 453,37 пункта, или на —45,90% (с 987,80 пункта по состоянию на 05.01.11 г.). Индекс Украинской биржи опустился на 1034,29 пункта, или на 41,49% (с 2 493,16 пункта на 05.01.11 г.). По итогам 2011 года ИСИ также показали отрицательную динамику доходности, изменив за указанный период стоимость своих ценных бумаг в среднем у фондов открытого типа на —24,77%; у интервальных фондов на —24,15%; у закрытых публичных фондов на —27,24%.

Публичные закрытые инвестиционные фонды в период кризиса и последовавшие депрессивные годы просели больше всех, поскольку они, в отличие от интервальных и открытых, могли держать до 100% активов в акциях. Такая возможность была предусмотрена для того, чтобы КУА могли на растущем рынке обеспечить инвесторам наибольшую доходность. И до мирового финансового кризиса большинство КУА успешно ее обеспечивали, пользуясь высокой популярностью у наших соотечественников. Закрытые фонды и сегодня имеют наибольшую долю в активах публичных ИСИ. Активы последних эксперты оценивают в 1 млрд. гривен. Однако, в отличие от инвесторов открытых ИСИ, участники закрытых фондов не могли и не могут по сей день выйти из них до конца срока их деятельности. Что и поставило последних в исключительно безвыходную ситуацию.
Плачевное положение усугубляется еще и тем, что КУА многих закрытых инвестиционных фондов накануне кризиса вкладывали средства в акции компаний второго и третьего эшелонов в расчете на значительное повышение их стоимости. В тот период такая стратегия была абсолютно оправдана, поскольку “голубые фишки” уже были значительно переоценены. Однако и последствия кризиса на фондовом рынке дольше всего сказываются именно на акциях второго и третьего эшелонов. Цены на бумаги многих компаний, имеющих достаточно большой потенциал роста, еще толком даже не начали восстанавливаться. Причина — их низкая ликвидность. В период нестабильности инвесторы ценят, прежде всего, возможность быстро продать акции, зафиксировав даже минимальную прибыль.
Кроме разрешения на продление действия закрытых фондов, законопроект содержит также ряд значимых новшеств, таких как легализация деятельности узкоспециализированных фондов (фондов акций, облигаций, банковских металлов, индексных фондов), возможность расчетов с инвесторами не только денежными активами, возвращение права ИСИ инвестировать в акции банков, а также ужесточение требований к раскрытию информации управляющими компаниями.
Однако не следует считать, что предлагаемый законопроект способен решить все проблемы вкладчиков инвестфондов. Его положения могут лишь предоставить участнику закрытого фонда выбор: либо частично (с большими потерями) спасти вложенные деньги, либо набраться терпения и оптимизма и дожидаться восстановления рынка акций до докризисного уровня, а возможно, и нового серьезного роста. Пока что ни политика действующей власти, ни тенденции в украинской экономике не подсказывают подобного сценария. Но ведь и кризис не может длиться вечно…
С другой стороны, и выйти из фонда, продав сертификат за 40% от номинала, участнику, который видел рост своих вложений в 200—300% (да еще при совсем другом курсе гривни к доллару. — Ред.), морально очень тяжело. На это решаются единицы. Впрочем, в прошлом году инвесторы забрали из публичных ИСИ закрытого типа 126 млн. гривен, то есть примерно десятую часть своих инвестиций.
Вопросы экономики
Несмотря на явную прогрессивность предложенных поправок к базовому закону ИСИ и способность законопроекта несколько смягчить сегодняшнее положение рядовых украинских инвесторов, не следует забывать, что единственным реальным выходом из ситуации может стать только реальный рост экономики, работающие реформы и кардинальное улучшение инвестиционного климата в стране. Практика продления сроков деятельности закрытых фондов не должна стать нормой после окончания кризиса. Финансистам, работающим с доверенными им средствами, лучше все-таки научиться вовремя выполнять обязательства. Управляющие инвестиционными фондами должны не только стимулировать инвестора, чтобы он принес деньги в фонд, но и следить, чтобы он получил эти деньги обратно с прибылью. Добросовестное отношение профессионалов, в свою очередь, рано или поздно поднимет имидж инвестиций в отечественную экономику.
В мире 30 трлн. долл. управляются инвестиционными фондами. Именно эти деньги делают высокоразвитые страны богаче и сильнее, и именно они обеспечивают стабильное развитие. Если этих средств не будет в нашей финансовой системе, наша экономика будет постоянно зависеть от дорогих краткосрочных депозитов, а финансисты и власть постоянно просить деньги за границей.

УкрРудПром 

Читайте также