Рынок M&A Украины находится в худшем состоянии за всю свою историю существования

Рынок M&A Украины находится в худшем состоянии за всю свою историю существования

За девять месяцев текущего года с украинскими покупателями, продавцами или активами было совершено только 73 сделки M&A

Рынок M&A Украины переживает сейчас самые худшие времена в своей истории, когда за девять месяцев текущего года с украинскими покупателями, продавцами или активами было совершено только 73 сделки M&A. Такого низкого показателя активности не наблюдалось даже во время кризисных для национальной экономики 2009-2010 годов. К примеру, за аналогичный период 2009 года была заключена 331 сделка M&A. После этого наметилась тенденция к уменьшению числа таких сделок пока не достигла настолько низкого уровня.

Руководитель группы корпоративных финансов и M&A компании EY в Украине, Владислав Остапенко, отмечает охлаждение интереса инвесторов к Украине из-за экономико-политической нестабильности, двух внеочередных выборов и образовавшегося военного конфликта на востоке страны. Большая часть инвесторов не рискуют вкладывать свои средства пока обстановка в стране не наладится. То не большое количество заключенных сделок – это сделки, которые планировались и обсуждались еще год назад, а в этом году подошли к завершающей стадии.

Среди совершенных в этом году сделок были и давно запланированные. Например, сделки с украинскими ИТ-стартапами. Американская компания Intersog выкупила SoftTechnics, производителя мобильных приложений и игр в Одессе. Российский венчурный фонд Life.SREDA стал владельцем доли украинского стартапа Advice Wallet, который разработал приложение с программой лояльности клиентов. Разработчики программы GillBus для продажи автобусных билетов через Интернет и платежные терминалы, компания Gill Business Systems, привлекла инвестиции от венчурных фондов РФ - InVenture Partners, Intel Capital и Finsight Ventures.

Специализированный оператора рынка M&A,  вице-президент УСПП и председатель набсовета компании «МТ-Инвест», Мирослав Табахарнюк, указывает еще на один тип заключенных в этом году сделок – это вынужденные сделки. Они спровоцированы резким ухудшением украино-российских взаимоотношений. Ярким примером таких сделок является продажа  240 автозаправочных станций компании «ЛУКОЙЛ — Украина», дочерней компании российского «ЛУКОЙЛ». Новым владельцем автозаправок стала австрийская AMIC Energy Management. По словам М. Табахарнюка, российская компания сможет  формально сменить собственника и провести ребрендинг за счет проведения технической и схемной транзакции. По оценкам экспертов, сума сделки составляет порядка $ 300 млн., что на сегодняшний день является  самой крупной сделкой года для M&A с украинским участием.

По той же причине, что и «ЛУКОЙЛ — Украина», из страны уходит российский Камский автомобильный завод (КамАЗ), который распродал свою сеть продаж и технического обслуживания в Украине. Российская страховая компания «Росгосстрах» также поспешила продать свою «дочку», компанию «Провидна» консорциуму западноевропейских инвесторов. М. Табахарнюк отмечает, что отток капитала российских инвесторов пока не носит массового характера, так как, чем быстрее компания покинет рынок, тем за меньшую цену ее удастся продать. В связи с этим, компании с российским капиталом будут стараться покидать рынок Украины медленно и без лишнего шума.

Еще одним мотиватором к заключению вынужденной сделки является отсутствие альтернативных покупателей. Так произошло с инвесткомпанией Concorde Capital, которая не найдя других инвесторов, совместно с акционером сети оптик «Люксоптика», Олегом Калашниковым, приобрела 80 % сети клиник «Добробут».

Помимо количества сделок пострадало и их качество. Еще год назад украинский рынок шел в ногу с мировым и показывал высокие темпы роста, в основном, за счет продажи иностранными собственниками украинских активов украинцам. А в текущем году национальный рынок не может спасти даже намерения иностранных инвесторов покинуть Украину. Средняя стоимость сделки с украинским участием за первые девять месяцев 2014 года сократилась до $12 млн., что вдове меньше аналогичного периода в прошлом году. Общий объем рынка M&A Украины уменьшился на три четверти и составляет $895 млн. за девять месяцев, а общее количество сделок снизилось на 52%.

Такое значительное сокращение объема рынка в целом и средней суммы сделки связано с активно применяющимся при расчете стоимости активов  «понижающим коэффициентом». Данный коэффициент должен учитывать кризисную ситуацию в стране. По данным М. Табахарнюка, мультипликатор к EBITDA (отношение стоимости компании к полученной ею прибыли до уплаты налогов) сейчас составляет всего лишь 2-4, а до кризиса он был на уровне 8‑10.

Вдобавок к негативным рыночным факторам, повлиявшим на сокращения украинского рынка M&A, с осени появились еще и новые административные ограничения. С целью прекратить отток валюты из государства, начавшийся из-за массового ухода зарубежных инвесторов, Нацбанк запретил возврат за границу средств в инвалюте, полученных иностранными инвесторами от продажи ценных бумаг украинских эмитентов за пределами фондовых бирж (за исключением гособлигаций), а также корпоративных прав юрлиц, не оформленных акциями. В результате ухода с рынка в прошлом году крупных европейских банковских групп, таких как: австрийская Erste Group, шведская Swedbank, французская Societe Generale, греческая Alpha Bank, а также кипрские Fintest Holding Ltd и Kalouma Holdings Ltd, Украина потеряла порядка $2,6 млрд. инвестиций. В первом полугодии 2014 года потери ранее вложенных инвестиций составили еще $6,8 млрд.

От введенных ограничений НБУ пострадали также некоторые сделки, находившиеся на заключительной стадии. Таким образом, не состоялась сделка на € 95 млн. по продаже украинской «дочки» греческого банка Eurobank Ergasias (Универсал Банк) отечественной Delta Group Bank, принадлежащей Николаю Лагуну.

Введенное Нацбанком ограничение отразилось не только на свободном выводе капитала из страны, но и на его входе. Инвесторы, планировавшие зайти на украинский рынок, принимали выжидательную позицию, тем самым, снизив деловую активность в сфере M&A. Первые три недели октября ознаменовались всего лишь тремя сделками с украинским участием. Если такая тенденция сохранится, то в IV квартале рынок слияний и поглощений обновит свой антирекорд.

Однако Нацбанк планирует в скором времени отменить ограничения на продажу иностранными инвесторами украинских активов. Это необходимое мероприятие, которое будет призвано стимулировать консолидацию в банковском секторе. Как рассказал первый заместитель главы Нацбанка Александр Писарук, в ноябре Нацбанк готовится подать в парламент законопроект, упрощающий процесс консолидации в банковском секторе. В данном случае имеется в виду приобретение здоровыми банками проблемных.

В. Остапенко видит эту ситуацию так, что одним лишь упрощением процедуры консолидации рынок M&A в Украине не оживить. Он считает, что на украинский рынок должны повлиять еще три фактора. Первый – это необходимость продать актив из-за отсутствия возможности осуществлять контроль над ней по причине смены власти. Второй – желание приобрести проблемную украинскую компанию с перспективой дальнейшего улучшения экономической и политической ситуации, в том числе возможности вступления в ЕС.  Третий – возможность использования стабильными украинскими компаниями  дополнительного финансирования для заключения сделок слияния и поглощения и дальнейшего органического роста.

По прогнозам М. Табахарнюка, появление новых инвесторов на украинские активы возможно не ранее, чем через год после окончания боевых действий в стране и прихода политической стабильности. Это означает, что украинский рынок M&A может ожить не ранее конца 2015 г.

Крупнейшая база данных - сделки M&A в Украине: основные сделки слияния и поглощения в Украине (купля-продажа компаний и предприятий в Украине стоимостью от 10 млн. долл. США)

Читайте также