Федерации проектов в области науки, образования, культуры и спорта действительно работают на будущее страны. Доклад составлен по итогам проведенного ЦПТ опроса ведущих экспертов, в число которых вошел в том числе генеральный директор российского отделения крупнейшей американской высокотехнологической корпорации «Хоневелл» (Honeywell), профессор Леонид Соркин. Honeywell по рейтингу газеты «Уолл-стрит Джорнэл» (The Wall Street Journal), органа деловых кругов с ежедневным тиражом 2 млн. экземпляров, – одна из самых влиятельных компаний в США.
Эксперты, руководствуясь определенным набором критериев, проанализировали некоторые масштабные проекты, реализуемые в рамках модернизационного курса в области науки, образования, культуры, спорта и туризма. Всего в опросный список попали девять проектов: создание семи федеральных университетов, Всероссийский образовательный инновационный форум «Селигер», Научно-технический музей 21-го века, Президентская библиотека имени Ельцина, Универсиада-2013 в Казани, создание четырех инновационных экономических зон, инновационный центр «Сколково», кинотелестудия «Главкино», цифровизация национального телевидения.
По результатам исследования был составлен рейтинг проектов с точки зрения привлекательности для инвестирования или спонсорства. В число безоговорочных лидеров попали Сколково и Универсиада, а аутсайдером назван «Селигер». Эксперты оценили его как неверный ответ государства на запрос общества по созданию позитивных ценностей. Негативные оценки эксперты обусловливают ассоциацией форума с движением «Наши» и с ВЛКСМ, излишней политизацией, отрицающей альтернативные точки зрения, популяризацией ценностей патриархального отношения к власти, подменой понятия «развитие молодежи» на «карьеризм».
За годы правления Дмитрия Медведева модернизационная идеология стала вытеснять идеологию сверхдержавности, подчеркнул президент Центра политических технологий Игорь Бунин. В то же время, по его мнению, идей в России много, а реальных проектов крайне мало, что вызывает в российской элите некоторый скепсис в отношении перспектив модернизации. «К тому же выяснилось, что некоторые из проектов носят суррогатный характер, имеют чисто пиаровский смысл. Прежде всего это “Селигер”. Мы, сторонники комплексной модернизации, считаем, что отраслевая модернизация в виде замены лампочек ничего не дает», – сказал политолог.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин обратил внимание на то, что в России были такие феномены, как перестройка, реформа, но они в очень короткие сроки себя дискредитировали. «Их поддерживали на словах, но все упиралось в практическую плоскость, в результаты. Когда обсуждалась статья Медведева “Россия, вперед!”, то опять выдвигались подобные претензии. Да, модернизация – это хорошо. Но какие конкретные проекты должны стать составляющей этой модернизации, что ее должно двигать, как сделать так, чтобы модернизацию не заболтали – вот в чем проблема», – заметил он.
В разряд престижных инновационных проектов Алексей Макаркин отнес президентскую библиотеку в Санкт-Петербурге. «Проект, конечно, сугубо спонсорский, но очень привлекательный и перспективный, взаимодействует с Библиотекой Конгресса США», – добавил он.
«Главкино» получил негативную оценку потому, что респонденты не верят в его способность на равных конкурировать с Голливудом, негативно относятся к ключевым фигурам будущей кинотелестудии (Никита Михалков, Федор Бондарчук-младший) и видят в проекте возврат к традициям советского пропагандистского кинопроизводства, посчитала один из авторов доклада Ольга Мефодьева.
Заместитель директора Института политических исследований Григорий Добромелов в ответ на это заметил, что у «Главкино» просто неудачное название. «Голливуд – это объединение частных компаний. И никому не придет в голову обвинять “Уорнер Бразерс” или “ХХ век Фокс” в том, что они управляются напрямую из Белого дома. А когда мы создаем нечто под названием “Главкино”, то мгновенно любой фильм, снятый под его эгидой, воспринимается как проект правительства России», – пояснил он свою мысль.
С точки зрения Ольги Мефодьевой, главный позитив Сколково связан с тем, что Инноград вызывает надежды. «Если провалится Сколково, то вообще можно опустить руки, и ничего хорошего ждать не стоит», – заявила она.
Леониду Соркину, наоборот, кажется, что никакой катастрофы не произойдет, даже если дела в Сколково поначалу не заладятся. «Вообще все без исключения представленные проекты хороши в том смысле, что увеличивают внутренний спрос, который вообще является фундаментальной основой для модернизации и инноваций, в том числе и в высокотехнологичной сфере», – убежден генеральный директор «Хоневелл».
Отвечая на вопрос корреспондента Русской службы «Голоса Америки», он сказал, что поставил самую высокую оценку Сколково вовсе не из-за того, что его компания участвует в проекте наряду «Боингом» и другими американскими корпорациями. «Я верю в проект, потому что его поддерживает Дмитрий Медведев, и к нему хорошо относятся в США. У нас часто бывают встречи с политическим руководством США, и я знаю, что в деловых кругах Соединенных Штатов есть большой интерес к укреплению российско-американских экономических связей, модернизации России», – подытожил профессор.
Леонид Соркин выразил уверенность в том, что подобный подход увеличивает взаимозависимость двух стран в хорошем смысле данного слова, а это основа для нормальных политических отношений. «Кстати, об этом же говорил на круглом столе во время инвестиционного форума в Сочи и Владимир Путин», – добавил он.
В свою очередь, еще один эксперт – председатель совета директоров Национального телемедицинского агентства Михаил Натензон в интервью «Голосу Америки» обратил внимание на плодотворно развивающееся сотрудничество США и России в сфере здравоохранения. По его мнению, у стран здесь есть общие точки соприкосновения, а их опыт может быть полезным для всего мира.
Источник: VANEWS