Состоятельные украинцы сформируют вертолетную инфраструктуру

Состоятельные украинцы сформируют вертолетную инфраструктуру

Пересадка состоятельных украинцев и политиков на вертолеты не спасет дороги от пробок, зато сформирует вертолетную инфраструктуру

Жители маленького села Коропов Хутор Харьковской области давно привыкли засыпать под рокот вертолетного двигателя. Даже сюда добралась мода на вертолетное сообщение: облюбовавший эти места харьковский бомонд все чаще использует вместо автомобильного транспорта авиационный. «Вертолет нужен не для пиара, а для того, чтобы добраться в самые удаленные уголки области, куда быстро доехать затруднительно», — убеждает Александр Фельдман, почетный президент АО «Концерн АВЭК и Ко».

Ряды любителей малой авиации в скором времени может пополнить и президент Украины Виктор Янукович, который в одном из своих интервью обмолвился, что планирует в ближайшее время отказаться от поездок на автомобиле и будет добираться на работу из Межигорья авиационным транспортом. Причем, в октябре уже началось строительство вертолетной площадки на Парковой аллее. По словам Сергея Левочкина, главы Администрации президента Украины, в данный момент изучается возможность посадки вертолетов на крышах зданий Администрации президента и Кабинета Министров. К тому же стало известно о том, что Минтранссвязи разработало проект, разрешающий строить в Киеве вертолетные площадки на расстоянии 60 м от ближайшего строения. Сейчас данный документ ожидает своей визы в Минюсте.

Дела земные…

На протяжении почти пятнадцати лет в Украине практически без дела простаивали аэродромы и вертолетные площадки, доставшиеся нашей стране в наследство от Советского Союза. Так, до распада СССР в Крыму постоянно действовали 20 вертолетных посадочных площадок. Сейчас от них ничего не осталось: часть просто застроили жилыми домами (например, так поступили в Алуште и Феодосии), часть попала в категорию земель природно-заповедного фонда и возврату уже не подлежит.

Правда, пополнение вертолетного парка дорогостоящими машинами дало серьезный толчок развитию соответствующей инфраструктуры. Сегодня в Украине официально действуют 42 вертолетные площадки и один настоящий вертодром «Ялта» — кстати, единственный вертодром в СНГ, сертифицированный в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ICAO). Но даже этих объектов недостаточно для нормального обеспечения вертолетных полетов. Пилоты уверяют — площадок банально не хватает. «Парковка» в аэропортах кажется слишком дорогостоящей даже тем, чье состояние исчисляется шестизначными цифрами. «Два года назад приезжал в Украину один очень известный американский миллионер. Планировалось, что его прямо из «Борисполя» заберет наш вертолет. Однако за подачу вертолета к трапу самолета в аэропорту с американца запросили $3 тыс. Платить такую сумму он не захотел. Взял такси, выехал за пределы Киева, вышел в поле, и там мы его подобрали», — рассказал один из пилотов.

Сегодня в Украине официально действуют 42 вертолетные площадки и один вертодром «Ялта»

Многие владельцы малой авиации пытаются строить вертолетные площадки, только проблема в том, что потом данное строительство они не могут нигде согласовать. Теоретически для посадки вертолета подойдет ровный участок размером 50 на 50 м. Но для того чтобы оборудовать вертолетную площадку всем необходимым — хранилищем для топлива, станцией обслуживания, метеорологической и радиотехнической аппаратурой, ангаром (соответственно и места должно быть больше), понадобится от $300 тыс. до $1 млн. Кроме этого, необходимо получить множество разрешений от Госавиаадминистрации, а это долгий и очень хлопотный процесс.

Соорудить же посадочную площадку на крыше высотного здания будет дешевле, но вот согласовать ее и сертифицировать на деле практически невозможно. К примеру, американские небоскребы обязательно оборудуются вертолетной площадкой наверху и рядом с домом (для эвакуации жителей в случае пожара). В Украине правила строительства высотных домов до сих пор не урегулированы — каждый проект нужно согласовывать отдельно. «Я выступаю противником площадок на крышах жилых домов (высоток). Пожар распространяется вверх, поэтому как вариант эвакуации я это не рассматриваю. К тому же площадка на крыше предполагает наличие в радиусе не более чем 500 метров от дома еще одной площадки на земле. А в Киеве каждый квадратный метр экономят», — говорит Анатолий Франивский, заведующий лабораторией высотного строительства НИИ строительного производства Минрегионстроя Украины. А вот построить вертолетную площадку на крыше офисного центра, по его словам, очень легко. Причем он уверяет, что таких примеров в Украине достаточно. Между тем Василий Можар, старший вице-президент ОАО «Киевгорстрой», в беседе с «Инвестгазетой» весьма удивился такому факту. «Впервые слышу, чтобы кто-то получил разрешение и тем более построил на крыше своего офиса площадку для вертолетов. Я знаю только одну такую площадку — она находится на крыше здания Киевского городского центра сердца».

От $300 тыс. до $1 млн. понадобится дляоборудования вертолетной площадки необходимыми объектами

Впрочем, отсутствие прописанных норм и положительного результата не мешает застройщикам и архитекторам проектировать здания с посадочными местами на крыше. В этом году Киеврада уже утвердила места для 17 вертолетных площадок (всего в рамках подготовки к Евро-2012 в столице планируется построить 20 площадок). На данный момент определены адреса для девяти площадок, которые будут располагаться вблизи медицинских учреждений, а также НСК «Олимпийский» и стадиона «Спартак». Во сколько обойдется строительство, в мэрии пока не знают, но вот средства в размере 35 млн. грн. на покупку вертолета уже заложили.

... Дела небесные

За рубежом малая авиация летает без разрешений, подача заявок производится лишь в том случае, когда пилот собирается пересечь пространство над военными базами или международным аэропортом, а flight-plan подавать можно всего за час до взлета. В США зарегистрировано около 200 тыс. частных летательных аппаратов, оборот рынка частной авиации превышает $65 млрд. В американских мегаполисах высотные здания уже редко строят без посадочных площадок. Небо Нью-Йорка буквально кишит разномастными винтокрылыми машинами, которые частенько используют как обычное такси. Очереди на самые популярные модели вертолетов Robinson и Bell достигают трех лет. В Европе процветает рынок вертолетных транспортных услуг. Это и чартерные полеты, и регулярные рейсы. Все более популярным становится вертолетный туризм — на юге Франции многие пользуются услугами Heli Air Monaco. Несколько лет назад подобные тенденции начали распространяться и на территории постсоветских стран. В России Heliexpress начала предоставлять транспортные услуги вертолетами в Центральном федеральном округе.

В Украине пока об этом можно только мечтать. Еще в 2002 году, после львовской трагедии на авиашоу, Кабмин издал постановление, строго ограничивающее полеты над городом. Согласно этому документу, полеты над городами разрешены только для проведения спасательных и поисковых работ. При этом для тех, кто просто хочет полетать на вертолете, предусмотрен лишь один вариант — полет над водоемом или рекой. Сейчас в Госавиаадминистрации разрабатывают поправки, которые должны упростить и усовершенствовать процедуру осуществления полетов над населенными пунктами. Данные подвижки обусловлены проведением в нашей стране Евро-2012. Однако это упрощение никоим образом не будет сказываться на требованиях к частным полетам. Упрощение правил коснется лишь полетов, целью которых является «предоставление срочной медицинской помощи и проведение спасательно-поисковых работ…». Впрочем, есть небольшая приписка — такие работы будут проводиться в интересах органов государственной власти и местного самоуправления. А как трактовать в свою пользу подобные формулировки для того, чтобы оправдать свои полеты над городом, наши чиновники знают хорошо.

По материалам: Инвестгазета

Читайте также