Стартап на миллион: как правильно оценивать "идейные" проекты

Стартап на миллион: как правильно оценивать "идейные" проекты

Очень часто инвесторы переоценивают «идейные» стартапы. На какие критерии обращать внимание при оценке компании, чтобы определить ее реальную будущую стоимость, рассказывает инвестиционный ...

В последнее время на рынке очень часто стали встречаться слишком переоцененные проекты, так называемые "идейные" стартапы на ранней стадии развития. Просматривая ежедневные ленты новостей, пестрящие сделками в Украине и за ее пределами, мало где можно увидеть, во сколько был оценен проект инвесторами и какие были первоначальные ожидания акционеров. Зачастую оглашается сумма то $15 тысяч, то несколько миллионов, но купленная доля бизнеса — практически никогда.

В работающем оффлайн-бизнесе все предельно ясно. Можно рассчитать остаточную стоимость оборудования, стоимость помещений и других материальных/нематериальных ценностей. Со стартап-проектами все намного тяжелее, ведь оценка может базироваться начиная от идеи, написанной на салфетке, и заканчивая историческими/прогнозными показателями деятельности.

Отличительной чертой стартап-команд из СНГ является тот факт, что имея на руках идею с красиво подготовленной презентацией, оценка проекта автоматически равняется $1 млн. Важно отметить, что согласно последним данным компании Dow Jones VentureOne, средняя оценочная стоимость стартапа в США на этапе прототипа — около $3 млн.

Для понимания: за данную сумму можно купить недвижимость площадью 42 кв. метра в Париже или 40 кв. метров в Нью-Йорке. Другой интересный факт по результатам 2013 года — самая высокая среднестатистическая нетто-зарплата (без вычета налогов) была у граждан Швейцарии, которые за год зарабатывают по $72 тыс. А теперь представьте разницу между идеей, изложенной в презентации на 10 страниц, и почти 14 годами ежедневной работы гражданина Швейцарии.

Хорошо, когда в проекте заложена серьезная технологическая составляющая — действительно инновационная и дорогостоящая, но давайте будем честными: не может стоить очередной копикэт (копирование манеры поведения) из страны постсоветского пространства как маленькая квартирка в одной из мировых столиц.

Всем хорошо известно, что цену двигает рынок, и если есть спрос со стороны инвесторов на стартапы с такой оценочной суммой, то, наверное, на рынке создается очередной мыльный пузырь. Который принесет убытки вложившимся инвесторам. А проект, не способный генерировать прибыль, будет вынужден распустить команду или искать очередных горе-инвесторов.

Подсчитать количество сделок в "идейные" стартапы очень тяжело, поскольку зачастую они совершаются бизнес-ангелами. Согласно отчету Silicon Valley Bank и CB Insights, в 3 квартале 2014 года средний размер ангельских инвестиций в США упал на $180 тыс. (с $700 тыс. до $520 тыс.). При этом украинские бизнес-ангелы инвестируют значительно меньшие средства, измеряемые всего десятками тысяч долларов.

Для подтверждения оценки проекта для инвестора советую обратить внимание на следующее критерии, которые должны быть в вашем проекте:

Привлекательность рынка

Максимально разберитесь в рынке и честно оцените его перспективы. Обратите внимание на темп роста, барьеры для вхождения и конкуренцию.

Если рынок переполнен подобными проектами, а вы не выделяетесь действительно интересным и технологическим конкурентным преимуществом, лучше задуматься о переходе в другую нишу.

Синергия бизнеса

В текущей ситуации глобального ИТ-рынка, наверное, можно считать выигрышной стратегией разработку проекта с целью в будущем продать продукт крупной корпорации (Qualcomm, Amazon, Google). Конечно, каждая из этих компаний может самостоятельно скопировать и разработать продукт, подобный вашему. И тут ваша цель — минимизировать такую возможность и четко описать стратегию выхода для инвестора.

Выгоды для потребителя

Ваш продукт обязан нести уникальную ценность для конечного клиента. Только таким образом можно выдержать конкуренцию и быть высоко оцененным венчурным инвестором.

Охрана идеи

На стадии оценки инвестор всегда задумываться над вопросом, насколько сложно скопировать идею. Задумайтесь, а что будет с вашим бизнесом, если завтра конкурент наймет 10 разработчиков, которые за 3 месяца напишут аналогичный продукт. Если это возможно, вы должны действовать быстрее возможных конкурентов. Либо обладать уникальной и простой к воспроизведению технологией. Тогда ваш стартап действительно можно оценить в миллион.

Читайте также