Нужны деньги на реализацию IT-стартапа? Иди в инкубатор!» По такой схеме развивается большинство IT-проектов в Украине. Правда, при этом многие стартаперы сетуют на несовершенство инкубаторов, ориентированных в основном на «молодую и неопытную поросль». Уже состоявшиеся стартаперы, нуждающиеся в финансировании, а не в менторе, ищут альтернативные пути инвестиций. Среди них — краудфандинг. Через одну из самых известных в мире краудфандинго- вых площадок — американский Kickstarter — прошло уже более 30 тыс. проектов, сумевших привлечь свыше $430 млрд. Финансирование через Kickstarter нельзя считать инвестицией — пользователи, вложившие деньги в проект, не получают никакой доли в компании. Для них предусмотрены специальные награды в виде первых образцов продукта или других поощрений. Но большинство украинских стартаперов все еще считают Kickstarter сложным и неэффективным. Что неудивительно: из двух сотен украинских проектов успешными оказались не более десятка. Мы отыскали три из них, выяснив, насколько востребованы украинские проекты на Kickstarter и то, каким должен быть проект, чтобы «выстрелить».
СОБАЧЬЯ РАДОСТЬ
Прототип робота для развлечения домашних питомцев в удаленном режиме возник тогда, когда будущий техдиректор компании Petcube Александр Нескин решил развлечь своего пса, который оставался дома один. Нескин соединил в одном устройстве лазерную указку и подвижную веб- камеру, управлять которой можно было через интернет. Идея понравилась и ему самому, и его питомцу. А после того как с ней с восторгом познакомились друзья Нескина, он понял, что эксперимент вполне достоин стать идеей для бизнеса.
Однако для ее реализации были нужны средства. Основатели проекта в его нынешнем составе — СЕО Ярослав Ажнюк, СТО Александр Нескин и креативный директор Андрей Клен — инвестировали в проект $30 тыс. собственных средств. Этого хватило, чтобы зарегистрировать компанию, разработать первые прототипы и создать презентацию. На предсерийный прототип денег уже не хватило. Было принято решение о поиске сторонних инвестиций.
По словам Ярослава Ажнюка, идея выхода на Kickstarter возникла не сразу. До этого предприниматели рассматривали возможность сотрудничества с отечественными инкубаторами, но их не устраивали условия. «Со временем мы получили приглашение от акселератора Haxlr8r, имеющего опыт работы именно с хардверными стартапами, и приняли его, — рассказывает Ажнюк. — Это существенно помогло нам в решении множества производственных вопросов». Деньги Haxlr8r, а также инвестиции от Семена Дукача, бизнес-ангела из Бостона, поверившего в проект, помогли собрать сумму, достаточную для создания предсерийного образца Petcube. Какая сумма была получена от инвесторов на этом этапе, создатели Petcube не говорят. Но на серийное производство и продвижение новинки не хватало. Так Ажнюк и Нескин приняли решение идти на Kickstarter.
Кампания по сбору средств длилась 42 дня. За первый день разработчики устройства собрали более $40 тыс. Необходимую сумму в $100 тыс. удалось собрать менее чем за неделю, а за все время кампании проект собрал $251 тыс. В проект поверили 1758 пользователей — в среднем один взнос составил около $142. На сегодняшний день это рекордная сумма, собранная на Kickstarter украинским стартапом.
По словам Ажнюка, полученные на Kickstarter деньги будут потрачены на то, чтобы изготовить первую серийную партию гадже- тов и доставить их людям, которые поддержали проект. А уже в следующем году Petcube планирует провести следующий раунд инвестиций — для дальнейшего расширения бизнеса и команды. «Petcube планирует расти так быстро, как это только возможно», — говорит Ажнюк.
По его мнению, преимущество краудфандинга состоит в возможности полноценно валидировать идею, презентовать продукт или услугу первым пользователям, составлять привлекательный образ для инвестора. Тем стартапам, которые хотят повторить успех Petcube и представить свою идею на Kickstarter, в компании советуют уделить максимум внимания предварительной подготовке: изучить как можно больше проектов, которые уже запустились на платформе, истории успеха и поражений, подготовить качественное видео и тщательно спланировать, как кампания будет освещаться в СМИ. Этого вполне достаточно, чтобы не принимать дополнительных мер по привлечению средств.
ВСПЫШКА УСПЕХА
Влад Тисленко, CEO iblazr, любит фотографировать при помощи iPhone. О проблемах плохого качества фотографий, сделанных в темное время суток, и эффекте «красных глаз» он знает не понаслышке. И стал первым, кто попытался их решить. Его LED-вспышка для iOS- и Android-устройств позволяет снимать фото и видео без упомянутых недостатков. iblazr значительно мощнее стандартной встроенной вспышки смартфона, подключается к нему через 3,5-миллиметровый аудиоаудио-разъем и запускается с помощью специально разработанного приложения. Необходимые $58 тыс. для запуска устройства в массовое производство компания получила на Kickstarter во второй половине 2013 года.
Кампания стартовала 23 июля. Необходимая сумма была собрана уже в первых числах августа — на десятый день после запуска. А по итогам кампании, которая длилась чуть более месяца, было получено денег в 2,6 раза больше необходимой суммы — $150 тыс. Проект профинансировали 2,5 тыс. человек, каждый из которых в среднем вложил в iblazr $60. Благодаря этому создателям стартапа удалось улучшить характеристики вспышки и «упаковать» ее в стильные разноцветные корпуса.
Влад Тисленко начинал проект сам — сразу после сдачи магистерской работы в Лондонском университете по специальности «международный менеджмент». По его словам, попасть на Kickstarter было не очень сложно. Сложности были с подготовкой проекта к нему, изготовлением рабочих прототипов и с синхронизацией одновременно с android- устройствами и гаджетами, работающими под управлением iOS. Непосредственно к выходу iblazr готовились около месяца: делали дизайн страницы, снимали видео, работали с IT-блогами. Кстати, большинство hardware- проектов, ставших сверхуспешными на том же Kickstarter, еще до выхода сотрудничали с крупнейшими PR-компаниями, создавая «образ продукта».
По мнению Тисленко, краудфандинг — это уже отдельная наука. «Я изучал тонкости краудфандинга еще до того, как сделал первые шаги по реализации проекта, — рассказывает он. — И прежде всего хочу развеять миф. Многие считают, что главное — попасть на Kickstarter, а дальше деньги сами потекут рекой. Это крупное заблуждение». По его словам, случаи, когда проекты получали на Kickstarter колоссальную финансовую поддержку, не спланировавкаждую деталь многодневной кампании, — большие исключения.
Влад Тисленко рекомендует не спешить выходить на Kickstarter, пока в сети (на специализированных сайтах и блогах) не соберутся хотя бы несколько сотен людей, интересующихся проектом. Не лишним, по его мнению, будет позаботиться и о медийной поддержке — первые публикации о iblazr появились за четыре месяца до старта. «Давайте журналистам ту информацию, которой им захочется поделиться», — советует Тисленко. Добавляя, что важно заранее продумать, как поддерживать интерес к проекту в течение всего времени «экспозиции» и как оставить несколько «козырей в рукаве» на момент, когда темп роста вложений пойдет на спад.
ИНТЕРКНИЖНИКИ
Основатель одесского цифрового издательства Gutenbergz Владимир Усов обожает читать. Именно для чтения он купил свой первый iPad. Но книги из iBooks и отсканированные варианты, которые можно найти в свободном доступе в сети, его не устраивали. Усов надеялся увидеть появление совершенно новых книг, созданных на основе возможностей таких устройств, как iPad—со множеством ссылок, примечаний, комментариев и дополнительной информацией. В итоге он решил создать такую книгу сам. Так возникла идея интерактивной книги на основе «Приключений Шерлока Холмса» Артура Конан Дойля — книги-путешествия в уникальный и необычный мир викторианской Англии, который еще никто никогда не видел. На регистрацию компании и запуск проекта ушло $25 тыс. Релиз состоялся 2 декабря 2012 года. На данный момент у приложения 25 тыс. скачиваний при стоимости $4 — проект окупился с лихвой. Но в Gutenbergz решили идти дальше.
13 ноября одесситы успешно завершили кампанию по сбору средств на Kickstarter на свой новый проект — Gadgetarium. Это кросс-платформенная интерактивная энциклопедия самых главных изобретений человечества, состоящая из обычной и интерактивной книги и приложения дополненной реальности. Книги были готовы — команде не хватало только приложения для iPad. Именно на него, по словам Усова, стартап и собирал средства — недостающие $10 тыс., которые бы позволили завершить работу за месяц. Необходимая сумма была собрана за считанные дни. Но значительно превзойти ожидания по сбору средств — так, как это удалось Petcube или iblazr, — у Gadgetarium не получилось. Стартап собрал всего на $50 больше заявленных $10 тыс.
«Мы вышли на Kickstarter скорее из любопытства, не рассчитывая собрать миллионы, чего, собственно, и не произошло, — утверждает Владимир Усов. — Нам недоставало немного денег на разработку продукта, и мы их собрали». Интересно, что большую часть проект получил от наших соотечественников. Тем, кто задумывается о выходе на Kickstarter, Усов рекомендует прежде всего разобраться, подходит ли эта платформа для проекта. «Если вы придумали крутой новый гаджет, то снимите классное видео — и вперед на Kickstarter. Для хардверных стартапов это более чем подходящая площадка, — уверен он. — Но для всего остального стоит поискать другие возможности привлечения инвестиций или продвижения продукта, которые будут эффективнее».
Усов полагает, что инвестиционная экосистема Украины сегодня только проходит стадию формирования. Поэтому каждый ищет, где может. Но привлечение средств на Kickstarter ни в коем случае не может считаться заменой инвестфондам и инкубаторам
KICKSTARTER: ОСНОВНЫЕ МИФЫ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ
Заблуждение №1: Kickstarter — альтернатива инкубаторам и венчурному инвестированию.
НА САМОМ ДЕЛЕ: Kickstarter — прицел на будущую аудиторию, предварительная продажа товара и способ продемонстрировать потенциал и востребованность проекта стратегическим инвесторам. Последним интересны проекты, собравшие на краудфандинговых площадках как минимум вдвое больше той суммы, на которую они рассчитывали.
Заблуждение №2: украинским стартапам там нечего делать.
НА САМОМ ДЕЛЕ: отечественные стартапы ничем не отличаются от проектов Бразилии, Никарагуа или любой другой страны. Разве что в несколько привилегированном положении могут чувствовать себя компании из США, Канады и Великобритании, где Kickstarter официально присутствует. Все остальные должны указать счет юрлица в одной из этих трех стран. Кто-то для этого открывает компанию в Америке, кто-то использует посредника, который берет на себя риски представлять юридическую ответственность проекта.
Заблуждение №3: чтобы проект «выстрелил», необходимо располагать немалыми бюджетами в его продвижение.
НА САМОМ ДЕЛЕ: под действительно интересный проект будут давать деньги, даже если видеопрезентация снята на мобильный телефон. Но роль предварительных РВ-кампаний нельзя недооценивать. Это могут быть как публикации в крупных СМИ, так и «лайки» в соцсетях. Главное — обеспечить входящий трафик на страничку проекта.
Заблуждение №4: на Kickstarter «выстреливают» только гениальные проекты.
НА САМОМ ДЕЛЕ: собирают деньги любые проекты, конечный продукт которых является потенциально востребованным. На них придется потратиться, поскольку в этом случае важна и хорошая видеопрезентация, и грамотное описание на английском, и хорошие призы, и пр. Крайне важно, чтобы проект был с четким сроком выполнения и четким результатом. У бекера должно сформироваться четкое понимание того, когда он сможет пользоваться конечным продуктом или услугой.
Заблуждение №5: сойдет и идея.
НА САМОМ ДЕЛЕ: за идеи на Kickstarter не платят. Следует презентовать не «сырые» проекты, а уже конкретные наработки, завершение которых — вопрос полученных денег. В среднем готовность проекта должна составлять хотя бы 60-80%.
Заблуждение №6: придумал, разместил и забыл.
НА САМОМ ДЕЛЕ: крайне важно не бросать проект после старта, а постоянно подогревать к нему интерес, стимулировать бекеров «пледажами». К примеру, если проект соберет не 100% средств, а 150%, то бекеры получат определенные подарки.
Заблуждение №7: на Kickstarter дают деньги и днем, и ночью.
НА САМОМ ДЕЛЕ: удачным для старта проекта считаются 8 утра (по нью-йоркскому времени) среды и четверга. По статистике именно в это время Kickstarter просматривает максимальное количество людей.
Заблуждение №8: не стоит отчаиваться, если пользователи не торопятся финансировать проект сразу после его размещения.
НА САМОМ ДЕЛЕ: потенциально успешные проекты «выстреливают», как правило, именно в первые 24 часа после размещения. Если за это время они набирают около 30% запрошенной суммы, остальное, скорее всего, наберется без проблем.