Украинский краудфандинговый опыт

Украинский краудфандинговый опыт

За все время существования краудфандинговой платформы Kickstarter собрать деньги с ее помощью смогли менее 10 украинских стартапов, три из них сумели сделать это в 2013 году

Нужны деньги на реа­лизацию IT-стартапа? Иди в инкубатор!» По такой схеме развивается большинство IT-проектов в Украине. Правда, при этом многие стартаперы сетуют на несовершенство инкуба­торов, ориентированных в основном на «молодую и нео­пытную поросль». Уже состо­явшиеся стартаперы, нужда­ющиеся в финансировании, а не в менторе, ищут альтер­нативные пути инвестиций. Среди них — краудфандинг. Через одну из самых извест­ных в мире краудфандинго- вых площадок — американ­ский Kickstarter — прошло уже более 30 тыс. проектов, сумевших привлечь свыше $430 млрд. Финансирование через Kickstarter нельзя счи­тать инвестицией — поль­зователи, вложившие день­ги в проект, не получают никакой доли в компании. Для них предусмотрены спе­циальные награды в виде первых образцов продукта или других поощрений. Но большинство украинских стартаперов все еще счита­ют Kickstarter сложным и неэффективным. Что неу­дивительно: из двух сотен украинских проектов успеш­ными оказались не более десятка. Мы отыскали три из них, выяснив, насколько востребованы украинские проекты на Kickstarter и то, каким должен быть проект, чтобы «выстрелить».

СОБАЧЬЯ РАДОСТЬ

Прототип робота для раз­влечения домашних питом­цев в удаленном режиме возник тогда, когда буду­щий техдиректор компании Petcube Александр Нескин решил развлечь своего пса, который оставался дома один. Нескин соединил в одном устройстве лазерную указку и подвижную веб- камеру, управлять которой можно было через интер­нет. Идея понравилась и ему самому, и его питом­цу. А после того как с ней с восторгом познакомились друзья Нескина, он понял, что эксперимент вполне достоин стать идеей для бизнеса.

Однако для ее реализа­ции были нужны средства. Основатели проекта в его нынешнем составе — СЕО Ярослав Ажнюк, СТО Алек­сандр Нескин и креативный директор Андрей Клен — инвестировали в проект $30 тыс. собственных средств. Этого хватило, чтобы зареги­стрировать компанию, раз­работать первые прототипы и создать презентацию. На предсерийный прототип денег уже не хватило. Было принято решение о поиске сторонних инвестиций.

По словам Ярослава Ажнюка, идея выхода на Kickstarter возникла не сразу. До этого предприни­матели рассматривали воз­можность сотрудничества с отечественными инкубато­рами, но их не устраивали условия. «Со временем мы получили приглашение от акселератора Haxlr8r, имею­щего опыт работы именно с хардверными стартапами, и приняли его, — рассказывает Ажнюк. — Это существенно помогло нам в решении мно­жества производственных вопросов». Деньги Haxlr8r, а также инвестиции от Семе­на Дукача, бизнес-ангела из Бостона, поверившего в про­ект, помогли собрать сумму, достаточную для создания предсерийного образца Petcube. Какая сумма была получена от инвесторов на этом этапе, создатели Petcube не говорят. Но на серийное производство и продвижение новинки не хва­тало. Так Ажнюк и Нескин приняли решение идти на Kickstarter.

Кампания по сбору средств длилась 42 дня. За первый день разработчики устройства собрали более $40 тыс. Необходимую сумму в $100 тыс. удалось собрать менее чем за неделю, а за все время кампании про­ект собрал $251 тыс. В про­ект поверили 1758 пользо­вателей — в среднем один взнос составил около $142. На сегодняшний день это рекордная сумма, собранная на Kickstarter украинским стартапом.

По словам Ажнюка, полу­ченные на Kickstarter день­ги будут потрачены на то, чтобы изготовить первую серийную партию гадже- тов и доставить их людям, которые поддержали про­ект. А уже в следующем году Petcube планирует провести следующий раунд инвестиций — для дальней­шего расширения бизнеса и команды. «Petcube планиру­ет расти так быстро, как это только возможно», — гово­рит Ажнюк.

По его мнению, преимуще­ство краудфандинга состо­ит в возможности полно­ценно валидировать идею, презентовать продукт или услугу первым пользова­телям, составлять привле­кательный образ для инве­стора. Тем стартапам, кото­рые хотят повторить успех Petcube и представить свою идею на Kickstarter, в компа­нии советуют уделить мак­симум внимания предвари­тельной подготовке: изучить как можно больше проектов, которые уже запустились на платформе, истории успеха и поражений, подготовить качественное видео и тща­тельно спланировать, как кампания будет освещаться в СМИ. Этого вполне доста­точно, чтобы не принимать дополнительных мер по при­влечению средств.

ВСПЫШКА УСПЕХА

Влад Тисленко, CEO iblazr, любит фотографировать при помощи iPhone. О пробле­мах плохого качества фото­графий, сделанных в тем­ное время суток, и эффекте «красных глаз» он знает не понаслышке. И стал первым, кто попытался их решить. Его LED-вспышка для iOS- и Android-устройств позво­ляет снимать фото и видео без упомянутых недостат­ков. iblazr значительно мощнее стандартной встро­енной вспышки смартфо­на, подключается к нему через 3,5-миллиметровый аудиоаудио-разъем и запускается с помощью специально раз­работанного приложения. Необходимые $58 тыс. для запуска устройства в массо­вое производство компания получила на Kickstarter во второй половине 2013 года.

Кампания стартовала 23 июля. Необходимая сумма была собрана уже в первых числах августа — на деся­тый день после запуска. А по итогам кампании, которая длилась чуть более месяца, было получено денег в 2,6 раза больше необходимой суммы — $150 тыс. Проект профинансировали 2,5 тыс. человек, каждый из которых в среднем вложил в iblazr $60. Благодаря этому создателям стартапа удалось улучшить характеристики вспышки и «упаковать» ее в стильные разноцветные корпуса.

Влад Тисленко начинал проект сам — сразу после сдачи магистерской работы в Лондонском университете по специальности «между­народный менеджмент». По его словам, попасть на Kickstarter было не очень сложно. Сложности были с подготовкой проекта к нему, изготовлением рабочих про­тотипов и с синхронизаци­ей одновременно с android- устройствами и гаджетами, работающими под управле­нием iOS. Непосредственно к выходу iblazr готовились около месяца: делали дизайн страницы, снимали видео, работали с IT-блогами. Кста­ти, большинство hardware- проектов, ставших сверх­успешными на том же Kickstarter, еще до выхода сотрудничали с крупнейши­ми PR-компаниями, создавая «образ продукта».

По мнению Тисленко, краудфандинг — это уже отдельная наука. «Я изучал тонкости краудфандин­га еще до того, как сделал первые шаги по реализации проекта, — рассказывает он. — И прежде всего хочу развеять миф. Многие счи­тают, что главное — попасть на Kickstarter, а дальше деньги сами потекут рекой. Это крупное заблуждение». По его словам, случаи, когда проекты получали на Kickstarter колоссальную финансовую поддержку, не спланировавкаждую деталь многодневной кампании, — большие исключения.

Влад Тисленко рекоменду­ет не спешить выходить на Kickstarter, пока в сети (на специализированных сайтах и блогах) не соберутся хотя бы несколько сотен людей, интересующихся проектом. Не лишним, по его мне­нию, будет позаботиться и о медийной поддержке — первые публикации о iblazr появились за четыре месяца до старта. «Давайте журнали­стам ту информацию, которой им захочется поделиться», — советует Тисленко. Добавляя, что важно заранее продумать, как поддерживать интерес к проекту в течение всего времени «экспозиции» и как оставить несколько «козырей в рукаве» на момент, когда темп роста вложений пойдет на спад.

ИНТЕРКНИЖНИКИ

Основатель одесского цифро­вого издательства Gutenbergz Владимир Усов обожает читать. Именно для чтения он купил свой первый iPad. Но книги из iBooks и отска­нированные варианты, кото­рые можно найти в свободном доступе в сети, его не устраи­вали. Усов надеялся увидеть появление совершенно новых книг, созданных на основе воз­можностей таких устройств, как iPad—со множеством ссы­лок, примечаний, комментари­ев и дополнительной информа­цией. В итоге он решил создать такую книгу сам. Так возникла идея интерактивной книги на основе «Приключений Шер­лока Холмса» Артура Конан Дойля — книги-путешествия в уникальный и необычный мир викторианской Англии, который еще никто никогда не видел. На регистрацию компании и запуск проекта ушло $25 тыс. Релиз состо­ялся 2 декабря 2012 года. На данный момент у приложения 25 тыс. скачиваний при стои­мости $4 — проект окупился с лихвой. Но в Gutenbergz реши­ли идти дальше.

13 ноября одесситы успешно завершили кам­панию по сбору средств на Kickstarter на свой новый проект — Gadgetarium. Это кросс-платформенная интер­активная энциклопедия самых главных изобретений человечества, состоящая из обычной и интерактивной книги и приложения допол­ненной реальности. Книги были готовы — команде не хватало только приложения для iPad. Именно на него, по словам Усова, стартап и собирал средства — недо­стающие $10 тыс., которые бы позволили завершить работу за месяц. Необходи­мая сумма была собрана за считанные дни. Но зна­чительно превзойти ожида­ния по сбору средств — так, как это удалось Petcube или iblazr, — у Gadgetarium не получилось. Стартап собрал всего на $50 больше заявлен­ных $10 тыс.

 «Мы вышли на Kickstarter скорее из любопытства, не рассчитывая собрать мил­лионы, чего, собственно, и не произошло, — утверждает Владимир Усов. — Нам недо­ставало немного денег на разработку продукта, и мы их собрали». Интересно, что большую часть проект полу­чил от наших соотечествен­ников. Тем, кто задумывается о выходе на Kickstarter, Усов рекомендует прежде всего разобраться, подходит ли эта платформа для проекта. «Если вы придумали крутой новый гаджет, то снимите классное видео — и вперед на Kickstarter. Для хардверных стартапов это более чем под­ходящая площадка, — уверен он. — Но для всего осталь­ного стоит поискать другие возможности привлечения инвестиций или продвиже­ния продукта, которые будут эффективнее».

Усов полагает, что инвести­ционная экосистема Украины сегодня только проходит ста­дию формирования. Поэто­му каждый ищет, где может. Но привлечение средств на Kickstarter ни в коем случае не может считаться заменой инвестфондам и инкубато­рам

KICKSTARTER: ОСНОВНЫЕ МИФЫ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ

Заблуждение №1: Kickstarter — альтернатива инкубаторам и венчурному инвестированию.

НА САМОМ ДЕЛЕ: Kickstarter — прицел на будущую аудиторию, предварительная продажа товара и способ продемонстрировать потенциал и востребованность проекта стратегическим инвесторам. Последним интересны проекты, собравшие на краудфандинговых площадках как минимум вдвое больше той суммы, на которую они рассчитывали.

Заблуждение №2: украинским стартапам там нечего делать.

НА САМОМ ДЕЛЕ: отечественные стартапы ничем не отличаются от проектов Бразилии, Никарагуа или любой другой страны. Разве что в несколько привилегированном положении могут чувствовать себя компании из США, Канады и Великобритании, где Kickstarter официально присутствует. Все остальные должны указать счет юрлица в одной из этих трех стран. Кто-то для этого открывает компанию в Америке, кто-то использует посредника, который берет на себя риски представлять юридическую ответственность проекта.

Заблуждение №3: чтобы проект «выстрелил», необходимо располагать немалыми бюджетами в его продвижение.

НА САМОМ ДЕЛЕ: под действительно интересный проект будут давать деньги, даже если видеопрезентация снята на мобильный телефон. Но роль предварительных РВ-кампаний нельзя недооценивать. Это могут быть как публикации в крупных СМИ, так и «лайки» в соцсетях. Главное — обеспечить входящий трафик на страничку проекта.

Заблуждение №4: на Kickstarter «выстреливают» только гениальные проекты.

НА САМОМ ДЕЛЕ: собирают деньги любые проекты, конечный продукт которых является потенциально востребованным. На них придется потратиться, поскольку в этом случае важна и хорошая видеопрезентация, и грамотное описание на английском, и хорошие призы, и пр. Крайне важно, чтобы проект был с четким сроком выполнения и четким результатом. У бекера должно сформироваться четкое понимание того, когда он сможет пользоваться конечным продуктом или услугой.

Заблуждение №5: сойдет и идея.

НА САМОМ ДЕЛЕ: за идеи на Kickstarter не платят. Следует презентовать не «сырые» проекты, а уже конкретные наработки, завершение которых — вопрос полученных денег. В среднем готовность проекта должна составлять хотя бы 60-80%.

Заблуждение №6: придумал, разместил и забыл.

НА САМОМ ДЕЛЕ: крайне важно не бросать проект после старта, а постоянно подогревать к нему интерес, стимулировать бекеров «пледажами». К примеру, если проект соберет не 100% средств, а 150%, то бекеры получат определенные подарки.

Заблуждение №7: на Kickstarter дают деньги и днем, и ночью.

НА САМОМ ДЕЛЕ: удачным для старта проекта считаются 8 утра (по нью-йоркскому времени) среды и четверга. По статистике именно в это время Kickstarter просматривает максимальное количество людей.

Заблуждение №8: не стоит отчаиваться, если пользователи не торопятся финансировать проект сразу после его размещения.

НА САМОМ ДЕЛЕ: потенциально успешные проекты «выстреливают», как правило, именно в первые 24 часа после размещения. Если за это время они набирают около 30% запрошенной суммы, остальное, скорее всего, наберется без проблем.

 

Читайте также