Кредит доверия
И все же вопрос иностранных инвестиций - один из тех, которые обсуждаются с первых же дней независимости. Практически каждый президент или кандидат в президенты страны обещал решить вопрос увеличения притока иностранных инвестиций в Украину. Да что там президент – аналогичные обещания можно было услышать от большинства премьер-министров Украины и даже от большинства губернаторов. Однако по-настоящему эти обещания удавалось выполнять разве что политикам 90-х. И это не удивительно – улучшить фактически нулевой показатель в условиях уничтожения «железного занавеса» можно было вообще не предпринимая специальных усилий. Это был короткий период в нашей истории, когда желающие дать Украине денег чуть ли не в очереди стояли. Свои услуги Украине предложили МВФ и ЕБРР, Евросоюз и целый ряд отдельно взятых государств представляющих мировую экономическую элиту. А это, в свою очередь, формировало солидный «кредит доверия» к Украине у инвесторов частных. Правда в этом смысле мы были не уникальны. В тот период вся Восточная Европа в той или иной степени переживала бум активного привлечения иностранных денег. Другой вопрос, как и кто ими распорядился... Впрочем, почему другой?
Время «Лишних денег»
С определенного момента мы вступили в полосу кризиса иностранных инвестиций. По самым разным причинам – от высокого уровня коррупции, до перманентной политической нестабильности последних шести лет, Украина по-прежнему остается страной «рискованного инвестирования». И рассчитывать мы можем только на так называемые «лишние деньги» – те средства в бюджетах кампаний и финансовых групп, которые заранее списывались на рискованные операции. А инвестиции в Украину – это как раз те самые рискованные операции. Все было хорошо, пока у «локомотивов мировой экономики» были деньги от сверхдоходов. А когда в результате мирового финансового кризиса этих денег не стало, финансовый поток для Украины начал иссякать. Пока не иссяк практически полностью. Судите сами – в 2006 году (последнем чистом «докризисном») валовый приток иностранных инвестиций составил около 22 миллиардов долларов. Только за первые десять месяцев 2006 года эта цифра составила 19 миллиардов 911 миллионов долларов. А в 2009 году этот показатель был почти в пять раз меньше и составил примерно 4 миллиарда 200 миллионов долларов. Впечатляет, не так ли? По сути, к 2009 году мы вернулись к показателям года 2005.
Рост или падение?
На фоне скудных показателей 2009 года опубликованные на днях данные Национального банка Украины радуют. Специалисты НБУ утверждают, что за первые девять месяцев 2010 года валовый приток иностранных инвестиций в Украину составил 4 миллиарда 300 миллионов долларов. Что на 400 миллионов больше показателей 2009 года за аналогичный период. Но вот ведь в чем штука – вместе с ростом прямых иностранных инвестиций выросли и объемы оттока капитала из страны. Они, по данным газеты «Коммерсант», составили около 700 миллионов долларов. В таком случае получается, что иностранных инвестиций за девять месяцев 2010 года поступило меньше, чем в 2009 – всего 3 миллиарда 600 миллионов. Впрочем, на самом деле ничего это не значит, поскольку в 2009 году отток капитала из Украины вообще превысил приток инвестиций. Только в первом квартале 2009 года отрицательный платежный баланс Украины составил 4 миллиарда 325 миллионов долларов, что уже превысило общий приток иностранных инвестиций в страну в течении года.
Под давлением закона
И все же серьезных оснований для оптимизма в отношении роста ПИИ у нас пока нет. Дело в том, что на деле это не совсем инвестиции. А в ряде случаев вообще не инвестиции. Судите сами – треть всех иностранных инвестиций, полученных Украиной в этом году, направлены не в реальный сектор экономики, а в финансовый сектор. После того, как Национальный банк Украины ужесточил требования к банковским капиталам, многие украинские банки, являющиеся дочерними предприятиями иностранных банков, получили от своих иностранных «матерей» солидные суммы. А поскольку отечественные банки пока еще весьма осторожно относятся к кредитованию реального сектора экономики, говорить о том, что эти деньги будут работать на экономику можно весьма условно. Да и вообще – деньги выдавленные законодательным путем, а не обеспечением роста рыночной привлекательности для инвесторов, вынужденный инвестор попытается при первой же возможности забрать. То есть не удивительно, что получив деньги от своих материнских предприятий, их украинские дочки не спешат этими деньгами воспользоваться для кредитования украинской промышленности. Да и кроме того, где гарантии, что материнские предприятия вообще не запретили ими пользоваться?
«Чужие» свои деньги
Еще одна категория «условных инвестиций» – инвестиции, полученные в результате сделок с участием оффшорных компаний. Допустим, бизнесмен Х желает приобрести в Украине предприятие Y. Необходимые ему для этой сделки деньги лежат на счетах оффшорных кампаний. Кампании эти принадлежат ему, но формально украинскими не являются. Да и доказать их принадлежность именно ему довольно трудно. И вот, по распоряжению бизнесмена Х, оффшорная компания приобретает украинское предприятие Y. Или пакет акций этого предприятия. Или землю под строительство. Формально – это иностранные инвестиции. А реально – вложение некогда вывезенных из Украины или заработанных украинским предпринимателем за рубежом денег, которые он спрятал от налогов в оффшоре. Примерно по такой схеме Дмитрий Фирташ приобрел «Стирол». Формально, покупка была совершена австрийской кампанией «OstChem Holding AG». Сделка пополнила список прямых инвестиций в украинскую экономику, хотя по большому счету должна идти в категорию «возвращение капиталов украинских бизнесменов в Украину». Но статистику по вышеуказанной категории у нас считать не принято. А жаль. Впрочем, будучи инвестицией условной, каждая бизнес-операция, возвращающая в Украину вывезенные в оффшоры деньги - явление, и с этим очень трудно спорить, положительное.
Мечта о триллионе
В любом случае – и это стоит понимать каждому из нас, споры о процентах роста-падения ПИИ по сравнению с предыдущими годами, по большому счету не имеют никакого значения. Сам глава правительства, Николай Янович Азаров утверждает, что для нормального развития Украине необходимо в течение ближайших 10 лет привлечь в страну около одного триллиона долларов. Сравните – пока, по состоянию на октябрь 2010 года нам удалось суммарно привлечь в Украину 42 миллиарда 512 миллиона долларов. Что-то около 925 долларов на человека. Если динамика прироста иностранных инвестиций сохранится (в этом году это что-то около 7%) то по сравнению с необходимым уровнем речь идет о капле в море. Как говорится – не о чем говорить.
Источник: eho-ua