Девальвация доллара за минувший год свидетельствует о том, что рынки уже в какой-то степени учитывают возможный пересмотр рейтингов, считает Корреспондент.biz Евгений Гавриленков, главный экономист инвестиционной компании Тройка Диалог. По его словам, в этой связи уже не столь важно, пойдут на это рейтинговые агентства или нет (хотя для рынков это все же имеет большое значение), а если пойдут, то когда именно.
Эксперт считает, что политика количественного смягчения сама по себе была достаточно веским основанием для снижения рейтинга КО США. Экономист полагает, что, по крайней мере, одно из трех ведущих агентств в сравнительно недалеком будущем снизит рейтинг по меньшей мере на одну ступень - и это будет довольно сдержанной реакцией на уже давно очевидную макроэкономическую недальновидность. Проблема в том, что вся система завязана на один-единственный ориентир, т. е. на облигации США, и если этот ориентир теряет стабильность, то не вполне понятно, что будет с системой.
Поскольку экономические дисбалансы в США значительно сильнее, чем в еврозоне, дальнейшее ослабление доллара - наиболее вероятный сценарий развития событий, несмотря на то, что перспективы корректировки этих дисбалансов довольно неопределенны по обе стороны Атлантики, говорит эксперт. Отчасти вынужденные продажи американских казначейских обязательств (неизбежные в случае негативного пересмотра рейтингов) неизбежно повлекут рост стоимости заемных средств внутри страны, и, по его словам, это нормально. Ненормально то, что страна с падающим курсом национальной валюты, устойчивым бюджетным дефицитом в 9-10% ВВП и соотношением долга к ВВП на уровне около 100% размещает двухлетние облигации под ставку около 0,4% (и это едва ли может продолжаться долго), подчеркивает Гавриленков.
Рост стоимости заимствований, вероятнее всего, будет способствовать ускорению инфляции, отметил экономист. Это, возможно, увеличит налоговые поступления и несколько смягчит остроту долговых проблем, однако не решит эти проблемы, поскольку в конечном итоге потребуются довольно неприятные и на первый взгляд "неприемлемые" меры, необходимые для ликвидации внутренних дисбалансов США, таких как несоразмерно большие расходы на оборону (доля страны в совокупном оборонном бюджете всех стран мира составляет около 50%, а доля в глобальном ВВП - около 23%).
В целом, складывается впечатление, что доллар останется дешевым и, возможно, еще более ослабеет - именно в этом отличие текущей ситуации от кризиса 2008 года, подчеркнул Гавриленков. В 2008 году, когда инвесторы выводили средства в наименее рискованные активы, они вкладывали их в казначейские обязательства США, что повлекло за собой укрепление доллара и падение цен на сырье.
Сегодня такая стратегия была бы нелогичной, отметил эксперт. К концу 2008 года в результате действий инвесторов было нарушено денежное обращение. Маловероятно, чтобы в нынешних условиях в случае нежелательных проблем в США, т. е. в случае гипотетического технического дефолта, было нарушено денежное обращение: нет, движение денежных средств не остановится - по крайней мере, средства будут выводиться из долларовых активов, резюмировал он.