В начале 80-х и в конце 90-х цены на нефть падали. В обоих случаях это приводило к росту M&A-активности на рынке, которая сильно меняла внешний вид отрасли. В середине 2000-х крупные компании начали приобретать более мелких конкурентов. ЗА последние пять месяцев стоимость нефти упала на 40%, а банкиры и инвесторы рассчитывают на новый виток сделок.
На рынке начали делать ставки: стоимость акций BP PLC выросла на 5% в прошлый вторник после того, как анонимный пользователь Twitter сообщил о возможном предложении о покупке со стороны Royal Dutch Shell PLC. Представители обеих компаний никак не прокомментировали сообщение.
Сервисные компании, которые обычно несут убытки при сокращении расходов нефтяных компаний, в этом году уже успели совершить несколько крупных сделок, когда их клиенты сократили расходы на добычу нефти. В ноябре вторая по величине сервисная компания Halliburton Co. предложила приобрести Baker Hughes Inc. за $35 млрд., а французская Technip SA готова отдать $1,83 млрд. за сервисную компанию CGG SA.
По мнению фондового управляющего швейцарского банка Lombard Odier Паскаля Менже, если в будущем цены на нефть продолжат снижение, то количество M&A сделок в отрасли существенно увеличится. Мелкие и средние компании не смогут покрыть свои расходы при низких ценах, потому они будут вынуждены либо продать часть активов, либо полностью слиться с более крупным конкурентом.
Стоимость эталонной нефти марки Brent снизилась до минимума за последние 4 года, после того, как Саудовская Аравия снизила для США цены на свою нефть на 28 центов. На бирже ICE Futures Europe цена за баррель составила уже $66,57.
Среди нефтедобывающих компаний сделки могут сильно осложниться, поскольку крупных игроков на этом рынке осталось гораздо меньше, считает аналитик Oppenheimer & Co. Фадель Гайт.
В период резкого снижения стоимости нефти в 90-х произошло несколько слияний так называемых супергигантов – крупных транснациональных нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний. Exxon приобрела Mobil, BP приобрела Amoco и Arco, Chevron Corp. - компанию Texaco. Это сильно сократило количество крупных игроков на рынке и смело с доски целые группы более мелких компаний.
С тех пор большинство слияний в отрасли проводили крупные компании, приобретая более мелких конкурентов, чтобы получить доступ к энергоресурсам или избавиться от непрофильных и неприбыльных активов. К примеру, недавно Shell продала нефтяные месторождения в Нигерии, а Hess Corp. продала активы по нефтепереработке.
По информации компании Dealogic, активность M&A на нефтяном рынке в последние годы несколько уменьшилась, поскольку крупные компании сокращали расходы. В 2013 году объем сделок составил $242 млрд., что стало минимумом с 2009 года. С начала текущего года объем сделок по слиянию и поглощению в отрасли уже достиг почти $300 млрд.
Лондонские инвестбанки, на долю которых приходится значительная часть глобальных сделок по слиянию и поглощению в нефтегазовом секторе, ожидают роста активности на этом рынке.
Небольшие компании, занимающиеся разведкой и добычей ископаемых, сильно потеряли в стоимости из-за снижения цен на нефть, причем рыночная капитализация некоторых из них оказалась меньше стоимости их активов.
К примеру, рыночная стоимость британской Ophir Energy Plc составляет $1,25 млрд., а ее запасы наличности на конец июня текущего года – $1,49 млрд.
Некоторые компании рассматривают возможность слияния как способ выживания в период спада цен на нефть. В прошлом ноябре Ophir сообщила о покупке менее чем за $500 млн. своего конкурента Salamander Energy Plc. Как отмечают банкиры, если говорить о более крупных сделках, то компании сначала предпочитают убедиться, что рынок будет стабильным и достаточно предсказуемым для принятия окончательных решений.
Покупатели хотят видеть долгосрочную динамику падения цен перед совершением покупки, а продавцы наоборот, стараются избежать продажи на снижении рынка.
Глава инвестиционно-банковских операций на рынках Европы, Ближнего Востока и Африки JPMorgan Chase & Co. Висваг Рагхваган отмечает, что количество M&A сделок в энергетическом секторе пока не слишком большое из-за скорости изменения рынка.
По мнению экспертов, в ближайшем будущем компании будут частично распродавать активы, поскольку небольшие игроки пока еще имеют запас денежных средств, а крупные компании нуждаются в новых резервах. К примеру, индийская компания ONGC Videsh Ltd. вела переговоры с Tullow Oil PLC по вопросу о покупке некоторых активов.
Некоторые аналитики ожидают крупных сделок в отрасли. Недавно Royal Dutch Shell обсуждала с консультантами слияния с BP и BG Group Plc. Такие сделки являются сложными, однако имеют наилучший потенциал, учитывая существенную экономию на расходах, отмечает аналитик Oppenheimer & Co. Фэйдел Гейт.
По информации некоторых источников, BG, в чьей собственности находятся доли в нефтегазовых месторождениях в различных регионах от Бразилии до Северного моря, сама может стать объектом для поглощения со стороны более крупной компании.
Капитализация BG составляет около $50 млрд., что составляет около 1/8 компании ExxonMobil, но она намного больше, чем большинство добывающих и разведочных компаний. В настоящий момент стоимость ее акций находится на минимальном уровне за последние 5 лет.