Одним из самых широко используемых в мире средств для повышения эффективности инновационных процессов считается государственно-частное партнерство, которое действует как своеобразный синхронизатор развития экономики, давая возможность сбалансировать действия государства и частного бизнеса. В России такая схема пока не имеет должного распространения, ведь венчурная индустрия в стране начала свое развитие не более двадцати лет назад, а программы совместного инвестирования вообще работают всего лишь 2-3 года.
На сегодняшний день в стране запущенно множество различных программ и инструментов совместной деятельности государства и частного инвестора. Согласно базовой идее самого государственно-частного партнерства (ГЧП) в России, инновационный проект получает средства от государства в случае наличия договоренностей с одним или несколькими частными инвесторами. Подобная концепция оправдывает себя хотя бы на примере Фонда по содействию развития малого бизнеса в научно-технической сфере (Фонда Бортника), чьи эффективные вложения помогли развиться большинству проектов в Сколково.
Еще одним хорошим примером стала работа Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы. Созданный этим департаментом Московский Посевной фонд, основал программу предоставления кредитов с целью инвестирования компаниям посевных стадий, при дальнейшем партнерстве с частниками. И уже как минимум одна компания получила от фонда реальные деньги.
Мнение частных инвесторов должно служить ориентиром для государства, ведь именно непосредственные участники рынка могут дать объективную оценку проекту, обозначить необходимый размер инвестиций и перспективность инновации. В сотрудничестве с представителями частных инвестиционных корпораций уже работают Сколково, РОСНАНО и несколько венчурных фондов РВК ( к приемру фонд посевных инвестиций института развития).
Единственным вопросом остается соотношение государственной и частной доли в общей сумме инвестиций. К примеру, в проекты соинвестирования государственные фонды вкладывают вдвое больше, чем частные инвесторы, а для ведомственных программ это соотношение моет разниться от 1:1 до 3:1. Вариантов существует бесконечное множество, но ориентиром может служить стадии развития бизнеса, ведь, каким бы перспективным и «взрывным» ни был проект, частные компании не будут инвестировать в предприятия на стадии разработки. С этой точки зрения, государственная доля в проекта должна снижаться с ростом самого бизнеса, позволяя заинтересоваться им частным инвесторам.
Сегодня в России действительно начинается формироваться инфраструктура государственно-частного партнерства в сфере поддержки инноваций. Об этом свидетельствует рост активности частных фондов, которых государство привлекает к сектору инноваций и постоянно возрастающее число заявок инвестиционных проектов на участие в программах совместного финансирования. Но обе стороны партнерства должны прекрасно отдавать себе отчет в том, что только начавшую работать систему стоит оставить в покое и дать поработать в том режиме, в котором она работает сейчас. Важно помни, что лучшее – враг хорошего.