Интернет-бизнес может оказаться черной дырой для венчурных инвесторов

Интернет-бизнес может оказаться черной дырой для венчурных инвесторов

Когда в 1999 году бизнесмен Юрий Мильнер покупал у меня портал List.ru за $1 млн, он удивлялся тому, что отдает солидную сумму за сайт с аудиторией 10 тыс. человек.

 В те времена инвесторов наподобие Мильнера были единицы — и столько же интересных интернет-стартапов. Отрасль была молодой, с непонятными перспективами, да и толковых программистов можно было пересчитать по пальцам. Сейчас же классический стартапер представляет собой студента, который купил в «Доме книги» учебник «PHP-гостевая книга за 24 часа». Я не говорю, что это плохо — изменился уровень подхода к бизнесу, в отрасль толпами идут как непрофессиональные разработчики, так и непрофессиональные инвесторы. На последних как раз и хотелось остановиться подробнее.

Приходит ко мне как-то региональный чиновник, одет в костюм за $20 тыс., весь его внешний вид говорит о том, что он может позволить себе каждую неделю летать в Париж на сеанс массажа. Все вроде у него хорошо. Чиновник хочет инвестировать в интернет. Я спрашиваю: "Зачем? " А он мне отвечает: "Усманов (Алишер Усманов — совладелец холдинга «Металлоинвест» и других активов.— СФ) же там! " В беседе я выясняю, что истинная цель чиновника — мировое господство на рынке игр для соцсетей. Год назад он уже потратил $12 млн на китайских разработчиков игр, а помогали ему «осваивать» средства два студента ВШЭ. Я посмотрел на созданную ими игру «Карате-до» и понял, что $12 млн были выброшены в трубу: такие приложения были популярны лет десять назад. Но еще больше я удивился, когда узнал, что его программисты все до копейки пустили в дело, ничего не украв. Некомпетентность встретилась с некомпетентностью. Я посоветовал чиновнику заниматься бизнесом в своей отрасли.

Еще одна занятная категория инвесторов — это владельцы ларьков на рынке «Садовод» или «Покровский». Они получают $50 тыс. ежемесячной прибыли, ездят на белых «мерседесах» и зачем-то тоже хотят инвестировать в интернет. Возможно, думают «обелиться» и похвастать перед друзьями, что стали акционерами вторых «Одноклассников» или ICQ. Они приходят на StartupPoint, встречаются с хипстерами и вкладывают деньги в проекты, от которых потом остается только шаблон для сайта. Тем горше разочарование инвесторов. Поскольку этот класс предпринимателей путает инвестиции и займы, и они не понимают словосочетания «продуть деньги».

Толпы современных инвесторов думают, что интернет — золотая жила. По сравнению с аптеками или заводами у онлайн-проектов действительно высокая капитализация — 15-20 годовых прибылей. Но в абсолютных цифрах интернет-стартап будет стоить $1,5-2 млн при годовой прибыли $100 тыс. А шанс создать второй Facebook или Google ничтожен — 1 к 1000. Поэтому я бы советовал владельцам ларьков открывать очередную палатку, а чиновникам — инвестировать в знакомую и понятную отрасль. Простой на первый взгляд интернет-бизнес может оказаться черной дырой.


Источник: kommersant.ru

Читайте также