— Ирина, почему было решено сделать ставку на сегмент состоятельных клиентов? Разве их число не уменьшилось после кризиса?
— На мой взгляд, после кризиса сократилось количество мелких розничных клиентов, а состоятельных инвесторов он скорее сделал более осмотрительными, сместил их интересы в сторону продуктов с защитой капитала. Мы быстро сориентировались и предложили клиентам новые продукты, такие как фолио, стратегии ДУ, структурные ноты, персональные хедж-фонды, т.е. инструменты, которые были ожидаемы, востребованы рынком. Уже сейчас, в процессе реализации разработанной нами стратегии прибыльного роста, можно говорить о серьезных качественных и количественных сдвигах. С начала года мы привлекли в этом сегменте более 4,5 млрд руб.
— Основная претензия в кризис у клиентов управляющих компаний была не к продуктовой линейке, а к их отчетам.
— «Альфа-Капитал» одной из первых сделала понятную и полную инвестиционную отчетность для своих клиентов. У нас уже несколько лет существует служба клиентского сервиса. Инвесторы хотят понимать, что происходит с их активами. Основная задача управляющих — сформировать у клиента правильные ожидания. Инвестор должен понимать, что купил, и если клиент выбрал акции, он должен осознавать степень риска. Например, при риске потери 20% базовая доходность будет на уровне 20—30%. А если вдруг хочется получить 100% дохода от акций второго эшелона, то риск возрастает до 50%. Надо делать правильный анализ рынка и доносить его до сведения клиента.
— Хорошо, с отчетами все понятно, а чем привлекать состоятельных клиентов в ближайшем будущем?
— Мы стремимся сформировать своего рода инвестиционную моду, чтобы инвестиции стали чем-то большим, плотно вписались в их стиль жизни. Кстати, это не только наше желание, сейчас уместнее говорить о признаках рынка спроса. Состоятельные люди независимо от сферы бизнеса активно интересуются положением дел на рынках, спрашивают совета, консультируются. Alfa Wealth — наша инновационная система обслуживания, это ответ на возрастающие потребности состоятельных клиентов, которым важно не только купить инвестиционный продукт, но и получить новый уровень сервиса, сочетающий комфорт, престиж и внимание к деталям. Помимо финансовых услуг клиенту предоставляется широкий спектр юридических услуг, лучшие банковские и страховые продукты. Делаем больше, одним словом. Этот сервис рассчитан на клиентов с портфелем от 300 тыс. долл. Инвесторам, которые готовы вложить от 10 млн долл., мы предлагаем обслуживание в мультисемейном офисе — МФО «Альфа-Капитал». Он выполняет функции советника по семейным делам клиента и предоставляет услуги LifeStyle Management.
— Чем еще вы можете удивить высокосостоятельных клиентов?
— Для этой категории клиентов мы запустили новый аналитический продукт «Luxury-индекс». Он дает возможность не только покупать предметы роскоши, но и инвестировать в компании, их производящие. В состав индекса включены крупнейшие публичные компании: Hermes, Cartier и еще 12 компаний. Причем при разработке индекса мы выявили одну очень интересную закономерность: за четыре—шесть месяцев до того, как в экономике появляются глобальные изменения, Luxury-индекс сигнализирует падением или, напротив, ростом спроса на предметы роскоши. Но это дополнительные возможности индекса, основное — это, конечно, возможность инвесторов заработать на бумагах крупнейших мировых компаний, работающих на рынке люксовой индустрии.
— А что происходит в рознице?
— Признаться честно, сейчас этот сегмент развивается медленнее, чем хотелось бы, учитывая высокий потенциал этого рынка. Давайте посмотрим на наших коллег по БРИК: у них дела идут существенно лучше. В Китае в 2010 году насчитывалось 660 открытых инвестиционных фондов с общим размером активов 365 млрд долл. В Бразилии — 5068 взаимных фондов с совокупными активами 928 млрд долл. Число пайщиков там исчисляется миллионами. Тогда как в России всего 403 открытых инвестиционных фонда с активами 3,5 млрд долл., а число пайщиков едва приближается к 500 тыс.
По относительному уровню развития открытых инвестиционных фондов российский рынок является аутсайдером среди 50 ведущих стран мира. По доле активов открытых инвестиционных фондов в ВВП, которая составляет у нас всего 0,3%, мы находимся на 49-м месте — между Болгарией и Румынией. Обидно, правда?
— И что нам остается? Мы обречены на это 49-е место?
— Не думаю. Как показывает история нашей страны, для серьезного рывка в розничном сегменте нужно, чтобы рынок демонстрировал устойчивый рост несколько лет подряд. Кстати, последние пару лет именно такой рост фондового рынка мы и наблюдаем. Так что розничный клиент скоро должен вернуться на рынок.
— Ирина, что нужно для развития российского рынка коллективных инвестиций?
— Зарубежный и внутренний опыт свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем развития коллективных инвестиций, включая выработку совместной стратегии развития всеми участниками рынка, стимулирование добровольных пенсионных накоплений по типу западных ISA и IRA, либерализацию требований к системе электронной дистрибуции, информационно-аналитическому обеспечению. Мы считаем, что рынку управления активами по силам вписаться в экономический и социальный контексты. Инвестиции должны стать стилем жизни не только состоятельных россиян, но и среднего класса. Это одно из базовых условий развития экономики страны в целом.