Инвестиции как стиль жизни

Инвестиции как стиль жизни

×
346

Инвестиции как стиль жизни

  • В первом квартале этого года рынок управления активами в России вырос на 10%, до 2,3 трлн руб. (по оценкам агентства «Эксперт РА»). При этом на рынке не было единого драйвера роста: некоторые управляющие компании увеличили объем активов под управлением за счет институциональных инвесторов, некоторым помогли закрытые фонды. Но наибольшие темпы роста показали компании, которые сконцентрировались на привлечении частных состоятельных клиентов. По итогам первого квартала количество клиентов УК «Альфа

— Ирина, почему было решено сделать ставку на сегмент состоятельных клиентов? Разве их число не уменьшилось после кризиса?

— На мой взгляд, после кризиса сократилось количество мелких розничных клиентов, а состоятельных инвесторов он скорее сделал более осмотрительными, сместил их интересы в сторону продуктов с защитой капитала. Мы быстро сориентировались и предложили клиентам новые продукты, такие как фолио, стратегии ДУ, структурные ноты, персональные хедж-фонды, т.е. инструменты, которые были ожидаемы, востребованы рынком. Уже сейчас, в процессе реализации разработанной нами стратегии прибыльного роста, можно говорить о серьезных каче­ственных и количественных сдвигах. С начала года мы привлекли в этом сегменте более 4,5 млрд руб.

— Основная претензия в кризис у клиентов управляющих компаний была не к продуктовой линейке, а к их отчетам.

— «Альфа-Капитал» одной из первых сделала понятную и полную инвестиционную отчетность для своих клиентов. У нас уже несколько лет существует служба клиентского сервиса. Инвесторы хотят понимать, что происходит с их активами. Основная задача управляющих — сформировать у клиента правильные ожидания. Инвестор должен понимать, что купил, и если клиент выбрал акции, он должен осознавать степень риска. Например, при риске потери 20% базовая доходность будет на уровне 20—30%. А если вдруг хочется получить 100% дохода от акций второго эшелона, то риск возрастает до 50%. Надо делать правильный анализ рынка и доносить его до сведения клиента.

— Хорошо, с отчетами все понятно, а чем привлекать состоятельных клиентов в ближайшем будущем?

— Мы стремимся сформировать своего рода инвестиционную моду, чтобы инвестиции стали чем-то большим, плотно вписались в их стиль жизни. Кстати, это не только наше желание, сейчас уместнее говорить о признаках рынка спроса. Состоятельные люди независимо от сферы бизнеса активно интересуются положением дел на рынках, спрашивают совета, консультируются. Alfa Wealth — наша инновационная система обслуживания, это ответ на возрастающие потребности состоятельных клиентов, которым важно не только купить инвестиционный продукт, но и получить новый уровень сервиса, сочетающий комфорт, престиж и внимание к деталям. Помимо финансовых услуг клиенту предоставляется широкий спектр юридических услуг, лучшие банковские и страховые продукты. Делаем больше, одним словом. Этот сервис рассчитан на клиентов с портфелем от 300 тыс. долл. Инвесторам, которые готовы вложить от 10 млн долл., мы предлагаем обслуживание в мультисемейном офисе — МФО «Альфа-Капитал». Он выполняет функции советника по семейным делам клиента и предоставляет услуги LifeStyle Management.

— Чем еще вы можете удивить высокосостоятельных клиентов?

— Для этой категории клиентов мы запустили новый аналитический продукт «Luxury-индекс». Он дает возможность не только покупать предметы роскоши, но и инвестировать в компании, их производящие. В состав индекса включены крупнейшие публичные компании: Hermes, Cartier и еще 12 компаний. Причем при разработке индекса мы выявили одну очень интересную закономерность: за четыре—шесть месяцев до того, как в экономике появляются глобальные изменения, Luxury-индекс сигнализирует падением или, напротив, ростом спроса на предметы роскоши. Но это дополнительные возможности индекса, основное — это, конечно, возможность инвесторов заработать на бумагах крупнейших мировых компаний, работающих на рынке люксовой индустрии.

— А что происходит в рознице?

— Признаться честно, сейчас этот сегмент развивается медленнее, чем хотелось бы, учитывая высокий потенциал этого рынка. Давайте посмотрим на наших коллег по БРИК: у них дела идут существенно лучше. В Китае в 2010 году насчитывалось 660 открытых инвестиционных фондов с общим размером активов 365 млрд долл. В Бразилии — 5068 взаимных фондов с совокупными активами 928 млрд долл. Число пайщиков там исчисляется миллионами. Тогда как в России всего 403 открытых инвестиционных фонда с активами 3,5 млрд долл., а число пайщиков едва приближается к 500 тыс.

По относительному уровню развития открытых инвестиционных фондов российский рынок является аутсайдером среди 50 ведущих стран мира. По доле активов открытых инвестиционных фондов в ВВП, которая составляет у нас всего 0,3%, мы находимся на 49-м месте — между Болгарией и Румынией. Обидно, правда?

— И что нам остается? Мы обречены на это 49-е место?

— Не думаю. Как показывает история нашей страны, для серьезного рывка в розничном сегменте нужно, чтобы рынок демонстрировал устойчивый рост несколько лет подряд. Кстати, последние пару лет именно такой рост фондового рынка мы и наблюдаем. Так что розничный клиент скоро должен вернуться на рынок.

— Ирина, что нужно для развития российского рынка коллективных инвестиций?

— Зарубежный и внутренний опыт свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем развития коллективных инвестиций, включая выработку совместной стратегии развития всеми участниками рынка, стимулирование добровольных пенсионных накоплений по типу западных ISA и IRA, либерализацию требований к системе электронной дистрибуции, информационно-аналитическому обеспечению. Мы считаем, что рынку управления активами по силам вписаться в экономический и социальный контексты. Инвестиции должны стать стилем жизни не только состоятельных россиян, но и среднего класса. Это одно из базовых условий развития экономики страны в целом.

РБК

Комментарии

comments powered by Disqus

Разместить рекламу

Задать вопрос

×