Инвестиции в контексте борьбы с ожирением

Инвестиции в контексте борьбы с ожирением

Секрет успешных долгосрочных инвестиций — уловить тенденцию на несколько лет вперед. Лучше, чтобы она была еще и глобальной. Один из таких трендов — ожирение

snimok-ekrana-2012-09-13-v-18_52_39.jpgПо данным Всемирной организации здравоохранения, за последние 30 лет число людей с избыточным весом в мире удвоилось. Речь идет не только о развитых странах. В России 10% мужчин и 25% женщин страдает ожирением, набирает вес население Бразилии и Китая. В США от ожирения страдают 35% взрослых, затраты на лечение заболеваний, связанных с лишним весом, составляют около 21% всех затрат на здравоохранение.

Как на этом заработать? Bank of America Merrill Lynch в исследовании компаний, чей бизнес выиграет от борьбы с ожирением, выделяет четыре отрасли: фармацевтика и здравоохранение (не только лекарства, но и производство специальных кроватей, подъемников), диетология, производство спортивных товаров и здоровое питание. Вот конкретные примеры.

Фармацевтика. Под нажимом врачей и общественности Управление по контролю качества продуктов и лекарств США ускорило одобрение препаратов от ожирения. 27 июня 2012 года первой из конкурентов заветное согласование получила калифорнийская компания Arena Pharmaceuticals. В тот же день ее акции на NASDAQ подпрыгнули на 55%.

Разработанный ею препарат лорказерин (коммерческое название Belviq) уменьшает аппетит за счет чувства насыщения от небольших порций еды, активируя 2С-рецепторы серотонина в мозге. Клинические испытания показали, что эффект есть: в случае приема препарата в течение 90 дней происходит потеря 5% массы. Производство начнется в 2013 году, продвижением препарата займется японская Eisai Inc. — контракт о передаче прав уже подписан.

Правда, в день, когда официальное одобрение получил и препарат Qsymia конкурирующей компании Vivus, акции Arena упали на 5,1%. Компания пока продолжает показывать убытки в отчетности. Но аналитики ожидают, что уже в следующем году продажи Belviq достигнут $1,5 млрд.

Другие компании: Vivus (препарат Qsymia), Orexigen Therapeutics (препарат Contrave).

Диетология. В октябре 1999 года сеть магазинов The Vitamin Shoppe, торгующая витаминами, пищевыми добавками и другими «зелеными» продуктами, вывела свое интернет-подразделение на NASDAQ. В первый же день цена акций упала на 11%. Лопнувший вскоре пузырь доткомов похоронил перспективы биржевого роста интернет-магазина, но сама компания продолжала интересовать инвесторов. В 2002 году фонд Irving Place выкупил контроль в компании, заплатив, по оценкам, около $310 млн.

Спустя десять лет после сделки The Vitamin Shoppe занимает второе место на рынке после GNC Holdings Inc. У ритейлера 500 магазинов в 40 штатах.

В 2009 году компания одна из немногих после финансового кризиса рискнула во второй раз выйти на биржу. Стоимость акций выросла с тех пор более чем в три раза — с $17 до $60. Выручка в прошлом году увеличилась на 14%, составив $857 млн, чистая прибыль — на 54%, до $45 млн.

Другие компании: Herbalife (выручка от реализации пищевых добавок методом прямых продаж — в розницу компания торгует только в Китае — за 2011 год выросла на 26%, до $3,5 млрд); Weight Watchers (рост в 2011 году на 25%, до $1,8 млрд, в годовом отчете компания прямо указывает, что основной фактор — проблема ожирения).

Спортивные товары. Связь с ожирением не так сильна, но рынок растет благодаря моде на здоровый образ жизни. Одна из быстрорастущих компаний, 361 Degrees International из Гонконга торгует спортивной обувью, одеждой и аксессуарами на $885 млн в год. Она третий год входит в рейтинг лучших азиатских компаний с капитализацией менее $1 млрд по версии Forbes — за это время продажи выросли на 61%.

Компанию контролирует семья Дина Ухао, тесть которого открыл свою первую обувную фабрику еще в 1980-е в городке Цзиньцзян провинции Фуцзянь, где больше тысячи производителей обуви и расположены производства брендов вроде Nike, Adidas и Puma. По данным China Daily, в провинции шьют каждую вторую пару китайской спортивной обуви. Три сына основателя и зять в 2002 году создали новую компанию с большими амбициями. В то время как Nike, Adidas и китайская Li Ning нацелены на обеспеченных клиентов и осваивают в первую очередь большие города — Пекин, Шанхай и Гуанчжоу, 361 Degrees сфокусировалась на городах с населением меньше 10 млн человек, там сосредоточены 70% ее магазинов. Сейчас их 7700. Успехи китайцев на Олимпиаде в Лондоне — одно из следствий растущего интереса к спорту на этом развивающемся рынке.

Другие компании: Adidas (выручка растет, в прошлом году — $17,3 млрд); Under Armour (имя не столь громкое, но ее акции с 2009 года выросли в цене втрое); Anta Sports Products Limited (еще одна быстрорастущая компания родом из Цзиньцзяна, в 2009 году купила права на итальянский бренд Fila).

Здоровое питание. В 2011 году в Дании введен налог на жирную пищу, налог на прохладительные напитки с повышенным содержанием сахара действует с 1 января 2012 года во Франции, схожие налоги появились в Венгрии и Финляндии, на городском уровне — в США: в июле в Нью-Йорке прошла демонстрация против запрета мэра на сладкую газировку. А вот производители здоровых продуктов питания от борьбы с ожирением только выигрывают. Один из таких счастливчиков — 88-летний американец Дэвид Мердок (№442 в мировом рейтинге богатейших Forbes, состояние $2,7 млрд), владеющий фруктовой империей Dole Foods. Он активно продвигает здоровое питание в массы — говорит, что планирует дожить до 125 лет, в чем ему помогут продукты собственной компании: овощи и фрукты, морепродукты, орехи и бобовые.

Мердок в рот не берет мясомолочные продукты, сахар и алкоголь. Ради развития своих идей в области питания он вложил $500 млн в создание научного центра в Северной Каролине. Долгую старость миллиардеру должен скрасить принадлежащий ему гавайский остров Ланаи.
Перспективы Dole Foods выглядят безоблачными. 70% продаж приходится на свежие фрукты, 15% — на овощи и салаты и 15% — на консервированные ананасы, фруктовые ассорти, соки и замороженные фрукты. Компания с выручкой $7,2 млрд — лидер рынка.

Другие компании: Danone (помимо молочных продуктов и питьевой воды выпускает и диетические продукты — для людей с высоким уровнем холестерина, непереносимостью лактозы или болезнью Альцгеймера, выручка в 2011 году выросла на 13,6%, до $19,3 млрд); Seneca Foods Corporation (поставщик овощей и фруктов, за год акции выросли на 22%).

По материалам: Forbes
 

 

Читайте также