Интересная тенденция: венчурные капиталисты стали предпочитать не интернет-компании потребительского сегмента (B2C), а фирмы, предоставляющие программное обеспечение и сервисы B2B-сектору. Из данных Dow Jones VentureSource становится ясно, что за первый квартал 2012 года первые получили всего $847 млн. инвестиций, в то время как вторым досталось $1,3 млрд.
При этом, партнер венчурного фонда «Секвойя Кэпитал» Джим Гетц, выступая на TechCrunch Disrupt 2012, заявил, что только 12 из 100 предпринимателей, претендующих на инвестиции фонда, предлагают бизнес-решения.
Конечно, диспропорция неслучайна. Против B2B-рынка есть немало аргументов. Срок создания, тестирования и релиза бизнес-продуктов значительно дольше, а стартовых инвестиций необходимо намного больше по сравнению с очередным мобильным приложением или интернет-сервисом для потребительского рынка. И если у стартапера не хватит терпения и готовности делиться с инвестором большей долей, проект запросто может прогореть.
По новой тендеции, бизнес-стартапы уже считаются недостаточно «сексуальными», как говорят в Кремниевой долине, а об их создателях реже пишут популярные журналы, потому что само решение иногда понятно только специалистам.
При этом и бизнес-клиенты всегда были сложными: лица, принимающие решения, практически недоступны, бюрократические препоны и нечестная конкуренция с другими претендентами на кусок корпоративного бюджета делают сегмент B2B не таким привлекательным, даже несмотря на перспективу получения большого контракта.
Наконец, у бизнес-стартапов нет права на выпуск некачественного продукта даже в такой «толерантной к ошибкам» стране, как США. Единственное послабление, которое допустимо, - это поэтапное создание продукта с увеличением набора функций: от минимально привлекательного для клиента до того, за который он будет готов платить больше.
Но, несмотря на сложности, нельзя не обратить внимание и на глобальные тренды, которые будут способствовать повышению привлекательности B2B-сектора. А это - снижение доли рынка таких всепоглощающих решений, как Windows, отказ от написания сложных внутрикорпоративных систем и работа сотрудников на личном оборудовании, а не на оборудовании компании. Все это вызвано большим разнообразием современных мобильных устройств, что открывает огромные возможности для внешних быстро настраиваемых решений. Развитие облачных технологий, рост потребностей в обработке больших данных и тенденция к упрощению пользовательских интерфейсов также делают внешние бизнес-решения намного более эффективными и дешевыми для внедрения в компаниях различной величины.
Вот еще четыре несомненных плюса для стартапов, нацеленных на B2B-сектор:
1. Больше денег
Бизнес платит сразу и ощутимо больше, чем индивидуальный пользователь в потребительском сегменте. Бизнес-продукты редко распространяются бесплатно или по модели freemium, но даже те, кто пошел по этому пути, стали успешными и прибыльными. Кроме того, для сбыта нет нужды создавать большой отдел продаж: интернет-маркетинг и современные облачные решения делают мировой рынок доступным и плоским и позволяют достучаться и обслуживать компании разной величины
2. Бизнесу нужны IT-решения
Бюджеты на программное обеспечение и информационные технологии внутри компаний растут ежегодно в среднем на 15%. Бизнес готов использовать все больше IT-продуктов. Только рынок решений для защиты информации оценивается в этом году в $3,6 трлн. В США и многих других странах мира активно пропагандируется развитие предпринимательства, и эти вновь созданные бизнесы тоже необходимо обеспечить удобными и эффективными инструментами для ежедневной работы.
3. Низкая конкуренция
На рынке бизнес-решений (пока еще) низкая конкуренция – как на рынке привлечения капитала, так и за потребителя. Таким стартапам придется обороняться от одного-двух конкурентов, которые, впрочем, могут оказаться такими монстрами, как Microsoft или Oracle. Но не стоит их бояться. Эти компании и сами признают преимущества стартапов в создании наиболее актуальных решений. Поэтому они вполне могут стать покупателями успешных бизнес-стартапов.
4. Стабильное будущее
Предприниматели как потребители более предсказуемы: их решения редко являются эмоциональными, и оттого шанс, что они завтра изменятся, невысок. Нельзя переоценить преимущества работы с корпоративным клиентом: однажды внедрив решение, ему сложно перейти на другое, отчего будущее стартапов, ориентированных на B2B-сектор, выглядит более стабильным, даже если и не предвещает взрывного роста.
По материалам: Slon.ru