IPO года: капитализация Alibaba Group может достичь $200 млрд.

IPO года: капитализация Alibaba Group может достичь $200 млрд.

×
936 РБК Фондовый рынок

IPO года: капитализация Alibaba Group может достичь $200 млрд.

  • Крупнейшая китайская корпорация в сфере электронной торговли Alibaba Group подала заявку на первичное публичное размещение акций (IPO) в Соединенных Штатах Америки
В ночь на 7 мая зарегистрированная на Каймановых островах Alibaba Group опубликовала на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) предварительный проспект размещения – 250 страниц текста, не считая приложений. Этот документ, содержащий исчерпывающую информацию о торговой империи Alibaba, может стать прологом к рекордному мировому IPO.

Alibaba еще не определилась с основными параметрами размещения, следует из проспекта. Компания не указала ни количества акций, которое планируется разместить, ни предполагаемой стоимости сделки. Сумма, прописанная в регистрационном заявлении, – 1 млрд долл. – носит условный характер (она требуется для оценки комиссии за регистрацию).

Компания хочет разместить 12% акций, сообщили Bloomberg источники, знакомые с ее планами. Исходя из экспертных оценок стоимости Alibaba, объем IPO в денежном выражении может составить более 20 млрд. долл., что сделает его крупнейшим в американской, а возможно, и в мировой истории. Рекорд в США пока удерживает платежная система Visa – 19,7 млрд долл. в 2008 г. Мировой рекорд принадлежит китайскому Agricultural Bank of China – 22,1 млрд долл. в 2010 г.

Alibaba также не раскрывает биржевую площадку, на которой будут торговаться ее акции. В марте The Wall Street Journal сообщала, что компания склоняется к листингу на NYSE (другой вариант – Nasdaq). Зато известно, какие инвестбанки организуют размещение, – Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, J.P.Morgan, Morgan Stanley и Citi. Какой процент от сделки получат банки-андеррайтеры, пока не сообщается, но WSJ ранее писала, что это будет 1-2% (100-200 млн долл., если исходить из объема размещения в 20 млрд долл.).

В апреле 2014г. Alibaba оценивала справедливую стоимость своих акций в 50 долл. за штуку, говорится в проспекте, а количество акций в обращении после IPO она оценивает в 2,32 млрд. Это подразумевает собственную оценку бизнеса в 116 млрд долл., но в рамках IPO компания наверняка будет оценена дороже. Согласно апрельскому опросу Bloomberg, аналитики в среднем оценивают Alibaba в 168 млрд долл. В свою очередь, WSJ отмечает, что оценки аналитиков разнятся от 136 млрд до 245 млрд долл.

Alibaba перешагнет Amazon и eBay

Alibaba была основана в 1999 г. бывшим преподавателем английского языка Джеком Ма – из своей квартиры в китайском Ханчжоу он вместе с партнерами запустил сайт B2B-продаж Alibaba.com. Бизнес вышел на прибыльность в 2002г., после чего Alibaba открыла розничную онлайн-площадку Taobao, работавшую уже по модели C2C – как американский eBay. Наконец, в 2010г. Alibaba выделила платформу Tmall, которая позволила китайским и международным поставщикам продавать брендовые товары потребителям в Китае, Гонконге и на Тайване. В результате Alibaba Group выросла в крупнейшего в мире игрока сектора e-commerce, а ее электронные сервисы обслуживают и конечных потребителей, и розничных продавцов, и оптовых торговцев.

Масштабы ее бизнеса легко оценить в сравнении с хорошо известными американскими аналогами – Amazon и eBay. Совокупный объем транзакций, совершенных через торговые площадки Alibaba в прошлом году, составил почти 250 млрд долл. – больше, чем у Amazon и eBay вместе взятых. Торговые площадки Alibaba Group насчитывают 231 млн активных покупателей – это почти одна пятая населения Китая и около 40% местных пользователей.

Но бизнес-модель Alibaba не повторяет моделей Amazon или eBay: феномен Alibaba не исчерпывается электронной коммерцией, захватывая такие области, как кредитование малого бизнеса, логистика, торговля онлайн-рекламой и даже “облачные” технологии (подразделение Alibaba Cloud Computing). Среди стратегических инвестиций Alibaba в проспекте IPO значатся доли в китайском разработчике мобильных браузеров UCWeb, социальной сети Weibo, американском мессенджере Tango, провайдере цифровых карт и навигационных решений AutoNavi, видеопортале Youku.

В отличие от того же Amazon, Alibaba сама не продает никаких товаров, а основную часть выручки получает за счет комиссий от сделок и поступлений от размещения рекламы. В этом смысле Alibaba, скорее, стоит в одном ряду с интернет-гигантом Google: ее онлайн-платформы позволяют торговцам генерировать трафик, столь необходимый для продвижения их бизнеса.

Выручка Alibaba Group по GAAP за год, завершившийся 31 марта 2013г., составила 5,6 млрд долл., а за девять месяцев по 31 декабря 2013г. – уже 6,5 млрд долл. Чистая прибыль за эти периоды составила 1,39 млрд и 2,85 млрд долл. соответственно, сообщается в проспекте IPO.

Акционеры Alibaba срывают куш

IPO Alibaba дает возможность выйти в кэш или заработать на дальнейшем росте котировок компании ее крупнейшим акционерам – японскому телекоммуникационному оператору Softbank (34,4%) и американской интернет-компании Yahoo! (22,6%). Причем вложения Softbank точно войдут в пособия для начинающих инвесторов: японцы вложили в Alibaba около 20 млн. долл. в 2000 г., а теперь их доля может стоить десятки миллиардов долларов.

Основатель компании Джек Ма владеет 8,9% Alibaba (его богатство Bloomberg оценивает в 12,5 млрд долл.), а его партнер Джозеф Цаи – 3,6%. Сколько бумаг разместят текущие акционеры Alibaba, пока неизвестно. Но вне зависимости от структуры собственности после IPO управленческий контроль над Alibaba останется за действующим топ-менеджментом: так называемое товарищество Alibaba, состоящее из 28 человек, будет иметь “эксклюзивное право” назначать большинство в совете директоров.

Другие известные акционеры Alibaba включают сингапурский инвестфонд Temasek, американский фонд Silver Lake и фонд DST российского интернет-инвестора Юрия Мильнера. Все эти компании участвовали в раунде финансирования Alibaba в 2011 г., исходя из оценки ее бизнеса в 32 млрд долл. Но в предварительном проспекте Alibaba эти инвесторы не упоминаются.
 

Комментарии

comments powered by Disqus

Разместить рекламу

Задать вопрос

×