Строительство стало чрезвычайно прибыльным занятием, с одной лишь оговоркой - если оно проходит в Поднебесной. Яркое тому подтверждение - грандиозный успех 55-летнего китайского бизнесмена Ляна Вэньгэня, главы компании Sany Group, производящей строительную технику - катки, экскаваторы, автокраны и т. д.
Именно Вэньгэнь оказался на первом месте в списке самых богатых жителей Китая, недавно опубликованном исследовательской организацией Hurun Research Institute, известной также как китайский аналог составляющего всевозможные рейтинги американского журнала Forbes. Состояние Вэньгэня оценивается в 70 млрд юаней (около $ 11 млрд), причем за год оно выросло вдвое. В прошлогоднем списке китайских богачей Вэньгэнь занимал четвертое место с состоянием $ 5,4 млрд.
В Китае строится все - жилые комплексы, рестораны, бутики, торговые центры,дороги, мосты
По оценке одного из составителей рейтинга Руперта Хогеверфа, капитал Вэньгэня растет как на дрожжах благодаря стремительному росту акций Sany Group, обусловленному бумом в строительной отрасли.
По утверждениям очевидцев, Поднебесная превращается в огромнейшую стройку. "Бывает, уезжаешь в Украину на месяц, а по возвращении не можешь узнать район, в котором ты живешь, словно тебя не было около года", - делится своими ощущениями украинка Юлия Озерецковская, которая живет и учится в городе Харбине.
По ее наблюдениям, в Китае строится все - жилые комплексы, рестораны, бутики, торговые центры, дороги, мосты. "Убогие районы или сносят совсем, или стараются придать им более-менее приличный вид: красят фасад, меняют окна", - уточняет Озерецковская.
О том, что Поднебесная оказалась на вершине мирового строительства, свидетельствуют и данные последнего отчета о состоянии глобального рынка строительной индустрии Global Construction Perspective, составленного британскими экспертами.
В 2010 году китайские власти вложили в строительство $ 1 трлн, в то время как у Америки этот показатель достиг $ 983 млрд
По объему средств, инвестированных в новые строительные проекты, Китай в прошлом году впервые обогнал США, до недавних пор находившиеся на первом месте. Так, в 2010 году китайские власти вложили в строительство $ 1 трлн, в то время как у Америки этот показатель достиг $ 983 млрд. Эксперты отмечают спад американских инвестиций в строительство: в 2005 году на развитие отрасли страна потратила $ 1,5 трлн.
"Это переломный момент в истории строительной индустрии", - подытожил Грэм Робинсон, один из авторов доклада Global Construction Perspective. Аналитик подчеркнул, что расклад игроков на этом рынке кардинально меняется и Поднебесная будет еще не одно десятилетие удерживать ведущие позиции по объему средств, потраченных на возведение новых объектов, будь то жилые, коммерческие или инфраструктурные проекты.
Если сейчас на Китай приходится 14% мировой строительной индустрии, то в 2020 году этот показатель будет равен 20%.
Выше, больше, быстрее
Украинка Александра Оголева живет и работает в городе Шэньчжэне, который за 30 лет из рыбацкой деревушки превратился в многомиллионный мегаполис и с каждым годом вырастает все больше. "В Шэньчжэне строительство идет постоянно. Стоит только выглянуть из окна - в пределах видимости несколько строек жилых домов", - рассказывает она.
По наблюдениям Оголевой, современное жилье строится по типу компаундов - нескольких многоэтажек в одном стиле, которые имеют общую прилегающую территорию, окруженную забором. Для более обеспеченных и требовательных жильцов на последних этажах домов строят двухэтажные квартиры - на западный манер.
Современное жилье строится по типу компаундов - нескольких многоэтажек в одном стиле, которые имеют общую прилегающую территорию, окруженную забором
В целом, по словам заместителя министра жилищного, городского и сельского строительства КНР Ци Цзи, власти Китая планируют в 2011 году реализовать проекты по строительству 10 млн единиц доступного жилья на общую сумму 1,3 трлн юаней ($ 198 млрд).
"Из этой суммы 500 млрд юаней ($ 76 млрд) будут выделены центральным и местными бюджетами, остальные средства вложат компании, участвующие в проектах", - рассказал чиновник о финансировании строительства.
Хотя много решений находится в стадии разработки, государству уже есть чем похвастать. По описаниям гостей страны, транспортная инфраструктура китайских городов уже находится практически в идеальном состоянии: многочисленные шоссе, дороги, многоуровневые развязки - без ям и выбоин. Между населенными пунктами строят современные скоростные трассы, в крупных городах открывают новые ветки метро.
Между населенными пунктами строят современные скоростные трассы, в крупных городах открывают новые ветки метро.
На данный момент главными коньками китайского строительства являются дороги и мосты. Именно в этой стране находится самая длинная высокоскоростная дорога в мире, а недавно здесь открыли самый длинный в мире морской мост, соединяющий континентальную часть портового города Циндао с островным районом Хуандао и позволяющий вдвое сократить время пути из одного пункта в другой.
Кроме того, пять из шести самых длинных мостов в мире расположены в Китае, и открыты они были в основном за последние два года.
Учитывая значительную численность населения, власти стараются развивать инфраструктуру как можно быстрее, отмечает Оголева. "Я работаю в архитектурной компании, поэтому знаю, что строят много гостиниц различного уровня, гольф-клубы, парки развлечений, также ремонтируют и модернизируют университеты", - говорит украинка.
А Роман Хивренко, киевлянин, живущий в Пекине, отмечает другую особенность китайского строительства - молниеносную скорость, с которой рабочие возводят новые объекты.
Пять из шести самых длинных мостов в мире расположены в Китае
Хивренко приводит пример. Около дороги, по которой он каждый день ходит в университет, раньше стояло заброшенное одноэтажное здание без окон и дверей. "Однажды туда пришла группка рабочих и начала что-то делать. К вечеру они уже установили окна и двери. На следующий день поклеили обои. Через день туда занесли столы, стулья и барную стойку. На четвертый день это уже был ресторанчик, принимающий посетителей", - рассказывает Корреспонденту киевлянин.
Подобные темпы далеко не предел возможностей местных строителей. В прошлом году в городе Чанше всего за шесть дней был возведен 15-этажный отель. Видео о том, насколько молниеносно выросло это многоэтажное здание, стало хитом интернета.
В прошлом году в городе Чанше всего за шесть дней был возведен15-этажный отель
Говоря о размахах здешнего строительства, Джеймс Дорн, эксперт по Китаю, вице-президент американской исследовательской организации Институт Катона, указывает на то, что в 2008 году власти Поднебесной выделили 4 трлн юаней (около $ 590 млрд) на развитие социальной инфраструктуры - это и привело к небывалому строительному буму.
Кроме того, китайское правительство либерализовало свою финансовую политику, отменив ряд ограничений, распространявшихся на банки при выдаче кредитов. В итоге объемы кредитования увеличились приблизительно вдвое и за 2009-2010 годы всего в Поднебесной было выдано займов приблизительно на 20 трлн юаней (около $ 3,1 трлн), что в том числе отразилось и на строительной отрасли.
Большое будущее
Озерецковская вспоминает, как в Шанхае ее поразил высокоскоростной поезд на магнитной подушке Maglev Train, который ходит от международного аэропорта Пудонг до станции метро II линии LongYang Road. Расстояние 30 км он преодолевает за семь минут 20 секунд со скоростью 430 км/ч.
Второе незабываемое впечатление на украинку произвел небоскреб Шанхайского всемирного торгового центра высотой 492 м с самой большой смотровой площадкой в мире. Внутри продумано все до мелочей - начиная с системы безопасности и заканчивая огромными уборными комнатами с великолепным видом на панораму города.
Здание оборудовано по последнему слову техники: высокоскоростные лифты, специальное освещение, рестораны, магазины, а каждый 12-й этаж - защищенный, предназначенный для укрытия людей в случае пожара до прибытия спасателей.
Уже началось строительство самого высокого здания Пекина - так называемого китайского кубка высотой 510 м
В дальнейшем Поднебесная планирует все больше удивлять своих гостей. Так, уже началось строительство самого высокого здания Пекина - так называемого китайского кубка высотой 510 м. По словам редактора местного журнала об архитектуре Skyscraper Ву Ченьтао, небоскреб некоторым образом подчеркнет экономическую мощь города и привлечет дополнительные инвестиции в столицу.
Однако появляющиеся как грибы после дождя высотные здания кажутся лишь цветочками по сравнению с планом китайских властей относительно создания самого большого в мире мегаполиса.
По задумке архитекторов, он объединит девять крупных городов, расположенных вдоль дельты Жемчужной реки, общей численностью населения 42 млн человек. Площадь мегаполиса составит около 40 тыс. кв. км, что в 26 раз больше Лондона.
Для решения транспортной проблемы города-гиганта в нем проложат 29 железнодорожных линий протяженностью 5 тыс. км. Таким образом, по замыслу властей, поездка из одной городской зоны в другую не должна превышать один час.
К 2015 году в Пекине планируют возвести и самый крупный в мире аэропорт - Дексинг (Beijing Daxing International). По подсчетам аналитиков, после его создания столица страны превратится в самый крупный в мире воздушный хаб и ежедневно будет обслуживать около 370 тыс. пассажиров
"Смысл данного объединения заключается в том, что жителям городов будет проще передвигаться, а также они смогут без особых проблем пользоваться медицинскими и прочими учреждениями в разных частях мегаполиса", - пояснил Ма Ксиаминг, главный консультант проекта. К тому же слияние городов приведет к более равномерному распределению рабочих мест в регионе.
Строительной гигантомании Поднебесной нет передела. Так, к 2015 году в Пекине планируют возвести и самый крупный в мире аэропорт - Дексинг (Beijing Daxing International). По подсчетам аналитиков, после его создания столица страны превратится в самый крупный в мире воздушный хаб и ежедневно будет обслуживать около 370 тыс. пассажиров.
Опрошенные Корреспондентом очевидцы большой китайской стройки отмечают, что чем дальше, тем больше Поднебесная с ее скоростными трассами, огромными аэропортами и подпирающими небо бизнес-центрами напоминает своего главного соперника на мировой арене - США.
То ли в его основе лежит стремление китайцев обогнать США и стать главной супердержавой мира, то ли свою роль сыграло наследие великой империи с неповторимой философией.
Озерецковская не может определить, в чем кроется секрет китайского успеха. То ли в его основе лежит стремление китайцев обогнать США и стать главной супердержавой мира, то ли свою роль сыграло наследие великой империи с неповторимой философией. "Но я точно могу сказать, что на наших глазах строится новая история, история могучей державы", - заключает украинка.
Реально оценивая шансы Поднебесной по развитости инфраструктуры выйти на уровень США, Дорн говорит, что с оптимизмом смотрит в китайское будущее. Эксперт отмечает: дальнейшая либерализация экономики и расширение личных свобод имели бы положительный эффект не только для Китая, но и для всего мира.
"Если Китай продолжит открываться миру, он станет не только крупнейшей экономикой в мире, но и пойдет по пути к свободе", - заключает Дорн.
ТОП-10 самых грандиозных объектов, возведенных в Поднебесной во второй половине 2000-х годов
Пекин-Шанхайская высокоскоростная железная дорога
Месторасположение: Восточный Китай
Дата открытия: июнь 2011
Стоимость: $ 32 млрд
Линия связывает важные экономические зоны – Бохайский залив на северо-востоке и дельту Янцзы на юго-востоке страны. Общая протяженность – 1.318 км, максимальная скорость движения поездов – 380 км/ч. Путь между конечными станциями без остановок занимает четыре часа. Линия включает два длиннейших в мире моста – Танян-Куньшаньский (164 км) и Тяньцзиньский (114 км) виадуки
Скоростная железная дорога Ухань - Гуанчжоу
Месторасположение: Юго-Восточный Китай
Дата открытия: декабрь 2009
Стоимость: $ 18,3 млрд
Скоростная дорога длиной 968 км связывает города Ухань в Центральном Китае и Гаунчжоу на юго-востоке страны. Максимальная скорость движения – 394 км/ч. Безостановочный проезд занимает около трех часов. До открытия дороги на преодоление этого пути пассажирам требовалось провести в дороге более десяти часов
Мост Циндао-Хайван
Месторасположение: бухта Цзяочжоу
Дата открытия: июнь 2011
Стоимость: $ 8,7 млрд
Самый длинный в мире мост над водой (42,5 км) соединяет быстро развивающийся город Циндао с промышленным районом Хуандао и позволяет сэкономить полчаса времени в пути. Мост разделен на шесть полос, пропускная способность достигает 30 тыс. автомобилей в день. Конструкция настолько прочная, что может выдержать землетрясение силой восемь баллов и тайфун
Чжэнчжоуская высокоскоростная железная дорога
Месторасположение: Центральный Китай
Дата открытия: февраль 2010
Стоимость: $ 5,2 млрд
456-километровая железная дорога соединяет города Чжэнчжоу и Сиань. Поезда двигаются со средней скоростью 350 км/ч, максимальная возможная скорость – 400 км/ч. Путь между конечными станциями занимает не более двух часов. На линии множество сооружений, в том числе мост через реку Вэй (80 км)
Мост через залив Ханчжоувань
Месторасположение: залив Ханчжоувань
Дата открытия: май 2008
Стоимость: $ 1,7 млрд
Третий в мире по длине мост над водой (35,7 км) соединяет промышленно-портовый город Нинбо с пригородом Шанхая и дает возможность сократить необходимое на дорогу время в четыре раза (с четырех часов до одного). Это редкий для Китая случай, когда финансирование строительства частично взяло на себя государство. Доля коммерческих организаций в этом проекте составила всего 35%
Международный финансовый центр
Месторасположение: Шанхай
Дата открытия: август 2008
Стоимость: $ 1,2 млрд
Здание высотой 492 м насчитывает 100 этажей. Вмещает офисные помещения, отели и торговые площади. Является четвертым по высоте небоскребом в мире, а также обладает самой высокой в мире смотровой площадкой
Мост Дунхай
Месторасположение: залив Ханчжоувань
Дата открытия: декабрь 2005
Стоимость: $ 1,2 млрд
Шестиполосный мост длиной 32,5 км соединяет южную часть Шанхая и офшорный остров Яншань в Восточно-Китайском море. Является частью Шанхайской автострады и имеет пропускную способность 50 тыс. машин в день. Соединяет в себе виадучные и вантовые конструкции, что позволяет проходить под ним огромным судам
Штаб-квартира CCTV (Центрального телевидения КНР)
Месторасположение: Пекин
Дата открытия: 2009
Стоимость: $ 1,2 млрд
Небоскреб высотой 234 м возвели специально к Олимпиаде 2008-го года. Кроме штаб-квартиры национального телеканала CCTV площадью 475 кв. м здесь располжены театр, выставочные площадки, гостиница, рестораны. На прилегающей территории размещены парк аттракционов и съемочные площадки под открытым небом
Пекинский национальный стадион
Месторасположение: Пекин
Дата открытия: 2008
Стоимость: $ 0,4 млрд
Многофункциональный спортивный комплекс, возведенный к Олимпийским играм - 2008, за необычный внешний вид прозвали Птичьим гнездом. Для воплощения сложной архитекторской задумки в Китае специально разработали новую разновидность стали, отличительной особенностью которой является отсутствие примесей
South China Mall
Месторасположение: Донггуан
Дата открытия: 2005
Стоимость: $ 0,3 млрд
Торговая площадь этого шопинг-молла составляет 660 тыс. кв. м - по этому показателю он крупнейший в мире. Торговый центр состоит из семи секторов, каждый из которых выполнен в особом стиле (интерьеры одного напоминают Амстердам, другого – Сан-Франциско). Один из секторов полностью отдан под пятизвездочный отель.