Между бизнес-акселераторами и стартапами не хватает доверия

Между бизнес-акселераторами и стартапами не хватает доверия

Эксперты рассказывают об особенностях сотрудничества стартапов с акселераторами, менторами и журналистами


Гульнара Биккулова, директор департамента развития и стимулирования инновационных рынков ОАО "РВК", в рамках лекции "Инновационные акселераторы" проекта Tech in Media назвала основной проблемой взаимодействия между технологическими стартапами, бизнес-акселераторами и венчурными инвесторами отсутствие доверия.

Биккулова заявила, что на российском и украинском рынке пока очень мало положительного опыта сотрудничества между стартапами и инвесторами. Эксперт выразила надежду, что с появлением такого опыта будет сильно снижаться актуальность этой проблемы. Сама по себе проблема доверия возникла после появления «угонщиков», которые собирают чужие идеи под прикрытием конкурсов проектов и затем самостоятельно реализуют их.

«Ускорить» инновации

На рынке можно найти три типа инновационных акселераторов, говорит Андрей Резниченко, главный редактор агентства РИА Наука. Стартап должен ощущать поддержку инкубатора на всех этапах развития – от создания идеи до выхода продукта на рынок. Начинающие компании могут получить в таких учреждениях рабочее пространство, поддержку менторов, услуги консультантов и доступ к необходимым базам данных. Хотя все инкубаторы действуют в различных отраслях, около 40% из них – технологические.

По словам Резниченко, объединение деловых центров, научно-исследовательских институтов, учебных заведений и необходимых инфраструктурных объектов можно найти в технопарках. К сожалению, во всем мире их меньше тысячи. Технопарки отличаются от бизнес-инкубаторов тем, что последние не владеют земельным участком и могут поддерживать молодые стартапы.

К тому же, бизнес-акселератор предоставляет молодым предпринимателям интенсивную программу обучения и развития в сжатые сроки (до полугода). Акселераторы предоставляют поддержку экспертов, освещение деятельности стартапа в СМИ, финансирование на посевной стадии в обмен на долю в компании, также помогают проектам создать грамотную презентацию для инвесторов.

"Скорая помощь" для стартапов

По мнению Биккуловой, акселераторы частично позволяют отсеять "стартапамов-тусовщиков", которые приходят на все конкурсы и  программы поддержки начинающих предпринимателей, при этом не показывая практически никаких результатов. Акселераторы позволяют выявить гораздо больше перспективных проектов, чет тот десяток, который лежит на поверхности, и помогаю им достичь успеха.

Сергей Поляков, генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, считает, что основателям стартапов легче сотрудничать с технопарками и инкубаторами, чем непосредственно с инвесторами. Условия бизнес-ангелов гораздо жестче и они требуют большую долю в обмен на тот же объем инвестиций, чем инкубаторы, поскольку они берут на себя большие риски.

В частности, венчурные фонды обычно оказывают предпринимателям поддержку в развитии. Компаниям предоставляется финансирование траншами, что позволят им использовать инвестиции на постепенное и гармоничное развитие предприятия, с целью полностью окупить вложенные средства в течение следующих 3-5 лет.

Роль прессы

Эксперты считают, что журналисты, которые занимаются освещением рынка технологических стартапов, должны сотрудничать с предпринимателями, помогая в создании необходимой стартап-индустрии. По словам Биккуловой, журналистам следует разбираться не только в технологических особенностях проектов, но и в людях, которые их создают, искать интересные истории создания компаний.

Читайте также