Минэкономразвития объявило конкурс на отбор программ инновационных территориальных кластеров. Прием заявок от регионов завершится 20 апреля. Список пилотных кластеров должен быть утвержден в мае правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям.
Победители конкурса получат налоговые льготы и деньги из бюджета. Со следующего года на поддержку пилотных кластеров будет выделяться по 5 млрд руб. в виде субсидий в течение пяти лет. По оценке Минэкономразвития, будет отобрано около 10 проектов, а это значит, что ежегодная субсидия составит в среднем 500 млн руб. Субсидии будут выделяться региону, где расположен кластер, и тратиться на строительство инфраструктуры и исследования.
Рассматривается идея распространить на кластеры некоторые механизмы поддержки, которыми пользуется «Сколково», говорит директор департамента Минэкономразвития Артем Шадрин: например, налоговые льготы (резиденты «Сколково» освобождены от налогов на прибыль и на имущество, взносы в ПФР снижены до 14%, в остальные внебюджетные фонды — обнулены. — «Ведомости»), упрощенный порядок согласования документов при планировании и межевании территории, предоставления земельных участков. Кластеры смогут получить доступ к государственным и федеральным целевым программам, инвестпрограммам естественных монополий, к поддержке институтов развития (ВЭБ, АИЖК, Фонд РЖС, Фонд реформирования ЖКХ, «Роснано» и «Сколково»), перечисляет Шадрин.
Сейчас больше всего кластеров находится в Приволжском округе: один из крупнейших — в Сарове (ядерные, суперкомпьютерные и лазерные технологии). В Центральном округе пять кластеров: по энергомашиностроению — в Рыбинске, по биотехнологиям — в Зеленограде и Пущине, по ядерным технологиям — в Дубне и Обнинске. На Дальнем Востоке всего один кластер, который располагается в Хабаровском крае и развивает аэрокосмические и судостроительные технологии.
Минэкономразвития поддержит лучшие кластеры, которые могут стать или уже стали локомотивами развития своих регионов, вносят существенный вклад в их экономики, говорил ранее замминистра экономического развития Андрей Клепач.
Если заявка на кластер получит у экспертов высокие оценки, но не попадет в перечень победителей, то у нее есть шансы оказаться во второй очереди на поддержку, обещает Шадрин. Этим кластерам Минэкономразвития, ВЭБ, Агентство стратегических инициатив и «Деловая Россия» готовы помогать разрабатывать и реализовывать программы развития кластеров, говорит он.
Поддержка кластеров — правильный шаг, считает руководитель лаборатории Центра стратегических разработок Красноярского края Владимир Княгинин: снижаются транзакционные издержки, небольшим компаниям легче входить на рынок. Одной компании трудно обеспечить концентрацию талантов и удержать накопленный человеческий капитал, отметил он.
Созданием кластеров многие страны увлекались в 80-е гг. прошлого века, но мода на них прошла, замечает директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Удачных кластеров не очень много, говорит она, чаще всего провалы связаны с тем, что кластеры создавались государством. К тому же в России неправильно понимают природу кластеров: вместо того чтобы обеспечить конкуренцию соседей в кластере, создаются территориально-производственные комплексы по советским образцам, указывает Зубаревич. На рынке сейчас конкурируют не компании, а интегрированные технологические цепочки, спорит Княгинин. «Почуяв деньги от государства, губернаторы начнут создавать кластеры по принципу: что бы приладить к уже имеющемуся крупному заводу. Это не кластер, а охота за бюджетными средствами», — рассуждает Зубаревич.