Олег Чиркунов: создать инновации - это как создать человека

Олег Чиркунов: создать инновации - это как создать человека

За что платят арендаторы бизнес-инкубатора MIT и чем отличаются наши университеты от западных? Губернатор Пермского края Олег Чиркунов рассказал своим коллегам о том, что нужно сделать, чтобы в ...

 На конференции "Россия и мир: в поисках инновационной стратегии", проходившей в рамках "Гайдаровского форума", одна из дискуссий была посвящена развитию инноваций в регионах. Среди дежурных отчетов глав субъектов федерации об успехах по внедрению новых технологий выделялось выступление пермского губернатора Олега Чиркунова. Unova предлагает своим читателям конспект его речи.

Я считаю, что в истории развития инновационных кластеров не было примеров положительного государственного влияния. Роль государства, безусловно, была. Вот, например, хотели с участием государства создать космическую промышленность, а на ее месте создался инновационный центр, начинали стремительно развиваться инновации.
Инновации ведь – это очень сложная штука. Создать инновации, это как задать себе задачку – создать человека. Мы понимаем, что формально человек состоит из рук, ног, головы. Но если мы все соберем воедино – это еще не гарантия того, что мы получим человека. Ему надо дать какой-то толчок. Так и с инновациями. Чтобы каким-то образом их развить – надо запустить проект.

Ситуация с инновациями складывается по-разному в разных регионах. Я примерно представляю, как это будет в других регионах, и плохо представляю, как это будет в Перми. Томск – там количество студентов очень велико, и соответственно инновации там будут развиваться. В Новосибирске велика концентрация ученых, они станут основой инновационного развития. В Татарстане придумали инновационные способы получения госденег на осуществление любого проекта. Они создали огромный потенциал: рано или поздно концентрация ресурсов достигнет необходимого уровня и будет результат. Остальным регионам – сложнее. Мы похожи, у нас мало факторов и концентраций. Нам надо понять, как на это влиять.

Я понимаю, что главное условие развития инновационного центра – университет. Мы ездили смотреть лучшие университеты за границей. Чем наши университеты отличаются: у нас это в лучшем случае, места подготовки кадров, в худшем –места получения дипломов. Успешные университеты – производят знания.

Западные университеты практически не интересуются бакалаврами, все внимание они уделяют магистрам. Магистры для них – дешевая рабочая сила. Для производства знания профессуре нужна дешевая рабочая сила -магистры, которые становятся специалистами уже в процессе работы. И только так рождается квалифицированный кадр.

Как мы сделаем из университета фабрику по производству знаний? Самое важное – то, что там часто есть истории успеха. Там по коридору ходят люди, на которых студенты показывают пальцем и шепчутся о его миллиардах. Для нашего студента Стив Джобс не очень подходит. Он не ходит по нашим коридорам. На него не показывают пальцем. Нам нужны свои истории успеха. Расскажите студентам примеры, когда люди, занимающиеся наукой, стали миллиардерами. Давайте запустим этот процесс, даже придумаем истории успеха.

Как мы решаем эту проблему в Перми? Мы приняли бакалавров - всех, кто набрал по ЕГЭ больше 223 баллов, и всем назначили стипендию 5000 рублей в месяц. Так мы простимулировали поток студентов. Теперь нам надо убедить людей, что нужно идти в математику или физику. Мы уже думали перестать платить юристам и финансистам, но поняли, что надо мотивировать их не материальными, а другими способами.

Что еще? Инновационная среда. Если в университете появились знания, которые надо коммерциализировать, надо дать эти деньги, надо дать человеку зарплату. Есть убеждение, что если ты занимаешься инновациями, то надо давать льготы по аренде в бизнес-инкубаторе. Мы спрашивали в инкубаторе MIT (Massachusetts Institute of Technology - прим. Unova) - как вы определяете, кто будет сидеть в вашем инкубаторе? Оказалось, просто - по арендной ставке. Она у них такая высокая, что не инновационный бизнес туда не придет. Покупают не площадь, а контакты с такими же компаниями, как и они. Если у них нет денег, пусть снимают метр. Тот, кому не нужны контакты, не придет. 

Источник: unova

Читайте также